Питание детей: основные правила

Закрыть

ОГБУЗ «Детская клиническая больница»

Санитарно-просветительная работа

Питание детей: основные правила

Питание для детей располагает своими особенностями и сложностями.

Особенности детского питания

При планировании рациона питания ребенка нужно учитывать определенные особенности детского организма.

Рост организма ребенка

Главное отличие детского питания – это рост организма ребенка. То есть малыш нуждается в большем количестве белков, нежели взрослый. Зная об этом, многие взрослые совершают ошибку, делая акцент на создании высокобелкового рациона, хотя даже обычная белковая пища, потребляемая взрослыми, содержит больше белка, чем грудное молоко.

Высокая подвижность

Еще одна особенность детского питания – дети очень подвижны в отличие от взрослых. Большая подвижность организма ребенка способствует нормализации обмена. Если насильственно ограничивать детей в движениях, это спровоцирует недостаточную секрецию гормонов роста, заболевания и как итог – отставание в развитии.

О потреблении сладостей

Из-за высокой интенсивности обмена дети в отличие от взрослых способны поглощать значительно больше сладостей без особого для себя вреда. Однако потворствовать им в этом не стоит. Хотя сладкие продукты природного происхождения очень полезны для ребенка.  

О холестерине

Кроме того, дети по сравнению с взрослыми значительно активнее используют холестерин. Он очень важен для здоровья, является основным компонентом мембраны, которая окружает клетки всего организма.  А ребенок растет, и у него образуется много новых клеток.

Важный нюанс – жировые клетки, которые составляют «сало» по большей части формируются в течение первых лет жизни. В последующем они увеличиваются и разрастаются в размерах. Следовательно, то, как выглядит взрослый человек во многом связано именно с питанием в детстве.

Совершенство регуляторных механизмов

Самая важная особенность детского питания. В организме ребенка регуляторные механизмы, контролирующие приход и расход энергии, функционируют в совершенстве.

Его организм точно знает, какая пища и в каких количествах ему нужна. Однако если имеет место изобилие вкусно приготовленных (со специями, жареных, жирных и т.д.

) и сладких блюд, координировать будет аппетит язык, а не физиологическая потребность.

Такой уровень регуляции остается до 14 – 17 лет. В дальнейшем он сохраняется при условии, что человек ведет здоровый образ жизни.

10 правил детского питания

Можно обозначить ряд общих правил — рекомендаций, к которым имеет смысл прислушаться, чтобы обеспечить ребенку правильный рацион питания.

1 правило детского питания – режим питания

Правильное питание ребенка предполагает отсутствие строгого соблюдения режима питания

Какой обед, если нужно запустить ракету или уложить куклу спать? Такие дела для ребенка также важны, как для взрослого любовь, интересная работа, отдых. Дети – это крохотные, но полноправные люди, которые пока еще нуждаются в заботе.

Кроме того, когда нет чувства голода, то есть организм пока еще не готов к приему пищи, едят без удовольствия, поэтому еда не пойдет впрок. Когда проголодается, малыш сам попросит. И нет проблемы в том, что ребенок покушал вместо трех, два или пять раз в день. Если пища нормальная и к ребенку не применять насилия, то не будет ни недоедания, ни переедания.

2 правило детского питания – ненасилие

В большинстве случаев ребенка уговаривают «съесть за папу, дедушку, маму и т.д.», либо просто приказывают «пока не доешь, не встанешь из-за стола».

А если представить, как бы мы себя чувствовали в такой ситуации? Организму малыша в данный момент не нужна еда, поэтому он и не хочет, только и всего. Аппетит может возникнуть спустя какое-то время, и нет смысла обижаться.

Однако аппетит должен быть к натуральным продуктам – каше,картошке, яблоку, молоку, а не к конфетам и печенью. В некоторых случаях, правда, бывают капризы и хитрости.

3 правило детского питания – болезни

Отдельно стоит остановиться направильном питанииребенка при заболеваниях. Очень широко практикуется практика «закармливать» больных детей. Существует мнение, что это дает организму дополнительную энергию для борьбы с болезнью.

Парадокс — в следующем: организм действительно нуждается в силах, он мобилизует все ресурсы, чтобы восстановить пошатнувшееся равновесие.

И у больного нет аппетита именно потому, что вся энергия направлена на борьбу с болезнью, и ее просто не остается на процесс пищеварения.

Здесь работает животный инстинкт, который направлен на выживание, и никакая пища просто «не лезет». К примеру, больные звери не притрагиваются к еде, даже если она лежит перед носом.

И принудительное кормление в лечебных целях несет ребенку прямой вред. Предпочтительнее всего – предлагать ему горячее питье – чай с медом, теплый морс и т.д.

4 правило – свобода в повседневном питании

В условиях повседневного питания лучше, если у детей есть возможность выбора продуктов. Таким образом, сама по себе решается проблема сбалансированного по необходимым питательным веществам и калориямрациона.

На основе многолетних наблюдений, было выявлено, что при наличии свободы выбора дети на уровне интуиции или подсознания способны составлять меню, которое будет наилучшим во всех отношениях. Функция взрослых здесь – ориентировать ребенка в отношении правильного сочетания продуктов.

5 правило – фрукты

Фрукты детям можно есть без каких-либо ограничений, практически невозможно ими объесться, и они являются очень полезными. Но если ребенок отказывается, не нужно принуждать. При недостатке какого-либо минерального вещества или витамина ребенок сам попросит нужное ему яблоко или даже зелень.

Следует только координировать сочетание фруктов с другими продуктами. Эти правила сочетания объективны как для детей, так и для взрослых. Если продукты правильно совмещать, у здоровых детей будет отсутствовать газовыделение, стул будет без запаха с нормальной консистенцией, язык – красным и чистым.

6 Питание детей: основные правила правило детского питания – белковая пища

Белковую пищу следует давать ребенку 1-2 раза в день по желанию, однако не переживать, если он отдает предпочтение рису или картофелю вместо творога или гороховой каши. Но избыток, как и недостаток белков, может привести к неприятным последствиям.

Не стоит ребенка приучать к колбасе, поскольку это ненатуральная пища, которая обманывает вкусовые органы. Из продуктов природного происхождения ребенок должен иметь возможность выбирать из того, что едят взрослые.

7 правило детского питания – молочная продукция

Молоко, простокваша, кефир, йогурт представляют собой великолепную еду для детей. Однако их нежелательно совмещать с крахмалами. Ребенка в возрасте года – полтора не стоит кормить кашами на молоке.

Наилучший вариант — молоко и кисломолочную продукцию (комнатной температуры) давать в качестве отдельной еды.  Хорошей вариацией является сочетание творога с помидорами (морковью) с кефиром, йогуртом или молоком.

8 правило детского питания – сладости

Если кормить ребенка сладостями, то точно не после еды. Лучше всего давать за полчаса – час до основной трапезы. Как правило, дают всегда после.

Сладкое действительно необходимо детскому организму. Сладости природного происхождения – фрукты, мед, сухофрукты покрывают потребности организма ребенка.

В случае болезненных состояний, сниженного иммунитета хорошим вариантов будет предложить ему замоченные сухофрукты, фрукты, дыни, арбузы и горячие напитки. И больше никаких блюд и продуктов. Несколько таких дней в месяц восполнят ресурсы детского организма.

9 правило детского питания – вода

Воды стоит давать столько, сколько хочет ребенок. Самой лучшей является талая вода. Желательно понемногу приучать ребенка пить по четверти – половине стакана воды после пробуждения утром, за 30 минут до основной трапезы и перед сном, вечером.

10 правило детского питания

Не нужно запрещать детям после приема пищи играть, бегать, а тем более не стоит уговаривать их полежать. Поскольку дети почти никогда не едят впрок в отличие от взрослых, не «заедают» свои печали, скуку и плохое настроение. И как результат — они не переедают. Такая подвижность после еды не принесет никакого вреда здоровью.

Источник http://properdiet.ru

Закрыть

Родителям о питании детей

Питание детей: основные правила

Питание является обязательным условием существования человека. Продолжительное голодание несовместимо с жизнью, а неполноценное питание приводит к различным нарушениям в организме и заболеваниям.

Говоря о здоровом питании, нельзя не остановиться на вопросах, касающихся недостаточности и излишеств в питании современного человека. В последние годы ассортимент наших продуктовых магазинов значительно расширился. Появилось много соблазнов, и взрослые, а дети особенно, даже не задумываются о пользе тех или иных вкусностей, об их влиянии на здоровье.

Так уж сложилась, что сегодня дети школьного возраста не заботятся о своем питании, до конца не осознают зависимость здоровья от питания. Действительно, здоровье детей школьного возраста во многом определяется теми продуктами, которые дети ежедневно вынуждены употреблять. Очень важно рассказать детям, какие из продуктов полезны, а какие могут привести к неприятным последствиям.

Проблема сегодняшнего дня — дети и их родители не уделяют должного внимания на выбор питания, что сказывается на здоровье младших школьников. Вот почему каждому из нас жизненно важно понять и перестроить свой образ жизни и питания согласно требованиям сегодняшнего дня.

Правильное питание — это, прежде всего, знание того, что полезно для организма, а что – нет, затем – претворение этого знания в жизнь.

Основные принципы организации рационального питания детей:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.

Дети с десяти до семнадцати

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

Читайте также:  Симптомы пиелонефрита у детей

  • Происходит интенсивный рост всего организма.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психоэмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых.

Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Энергия, ккал 2350 2750 2500 3000 2600
Белки, г, в том числе животные 77 46 90 54 82 49 98 59 90 54
Жиры, г 79 92 84 100 90
Углеводы, г 335 390 355 425 360

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Сколько должен съедать один школьник в день?

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты Возраст школьника
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки
Хлеб пшеничный 150 200 250 200
Хлеб ржаной 70 100 150 100
Мука пшеничная 25 30 35 30
Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50
Картофель 200 250 300 250
Овощи разные 275 300 350 320
Фрукты свежие 150-300 150-300 150-300 150-300
Фрукты сухие 15 20 25 20
Сахар 60 65 80 65
Кондитерские изделия 10 15 20 15
Масло сливочное 25 30 40 30
Масло растительное 10 15 20 15
Яйцо, шт. 1 1 1 1
Молоко, кисломолочные продукты 500 500 600 500
Творог 40 45 60 60
Сметана 10 10 20 15
Сыр 10 10 20 15
Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200
Рыба 40 50 70 60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены

Первая смена

7.30 — 8.00 — Завтрак дома

10.00 — 11.00 — Горячий завтрак в школе

12.00 — 13.00 — Обед дома или в школе

19.00 — 19.30 — Ужин дома

Вторая смена

8.00 — 8.30 — Завтрак дома

12.30 — 13.00 — Обед дома (перед уходом в школу)

16.00 — 16.30 — Горячее питание в школе

19.30 — 20.00 — Ужин дома

Медико-биологические требования

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть «тяжелой», перенасыщенной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно — какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед

«Школьный бутерброд» не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на «продленку», что очень важно и полезно есть «горячее». Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Обед школьника должен состоять из нескольких блюд: обязательно жидкое горячее блюдо (суп или борщ), мясо, птица или рыба, гарнир, салат из овощей. Первое блюдо для ребенка стоит готовить на втором бульоне.

Мясо или рыбу лучше отваривать, тушить, жарить в небольшом количестве масла. В качестве гарнира подойдут каши, макароны из твердых сортов пшеницы, отварной картофель, тушеные овощи.

После обеда можно предложить ребенку компот или кисель.

Ужин

Ужин ребенка – последний прием пищи, он не должен быть слишком поздним и плотным. На ужин можно приготовить овощные блюда — различные запеканки, голубцы, фаршированный перец. Можно накормить ребенка кашей или молочными блюдами, если вы не ели их на завтрак, блюдами из яиц. Перед сном предложите выпить стакан кефира или молока.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники.

Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук.

Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи.

Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны.

Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Что следует исключить из питания юного школьника

В первую очередь из рациона ребёнка стоит исключить или свести к минимуму фабричную пищу. Если же вы всё-таки покупаете такие продукты, то обязательно ознакомьтесь с составом, прежде чем купить. Ведь только вы пока несёте ответственность за здоровье ребёнка.

Читайте также:  Можно ли при беременности тренироваться и заниматься фитнесом?

Продукты, от которых стоит отказаться совсем:

  • гамбургеры и чипсы, сухарики с вкусовыми приправами
  • мучные жареные изделия
  • колбасные изделия
  • жевательные и сосательные конфеты
  • натуральный кофе
  • тонизирующие и сильно газированные сладкие напитки.
  • фаст-фуд

Материал подготовил: Михаил Александрович Конышев. Врач по гигиене питания, главный внештатный диетолог Управления здравоохранения Администрации Екатеринбурга.

Рациональное питание детей дошкольного возраста

  • Рациональное питание детей дошкольного возраста.
  • Под рациональным питанием понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам.
  • Рациональное питание нередко называют питанием «правильным», «здоровым», «сбалансированным».

«Функциональное питание» –  термин, который подразумевает использование в питании «функциональных» продуктов, обогащенных растительными волокнами, незаменимыми факторами питания (витаминами, микроэлементами, жирными кислотами, аминокислотами и др.). Они оказывают выраженное влияние на те или иные функции организма (например, двигательную активность кишечника, свертываемость крови и т. д.). «функциональное питание» должно рассматриваться как основная часть рационального питания, органично вписывающаяся в рациональное питание.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Наиболее важно соблюдение рационального питания для дошкольников и младших школьников, так как этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Под правильным соблюдением режима питания понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. При этом, чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела.

  • Максимальное разнообразие рациона, обеспечивающее сбалансированность.
  • Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, формирующая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания. Соблюдение всех санитарных требований к продуктам питания их транспортировке, хранению, а также к приготовлению и раздаче блюд.
  • Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд).
  • Учет внешних факторов – климата, экологии.
  • Учет интеллектуальной, физической нагрузки, стрессов.
  • Учет традиций в питании. Веками сформированные привычки в питании, безусловно, отражаются на характере ферментной деятельности желудочно-кишечного тракта.

Сбалансированность рациона

Пищевая ценность белков, жиров и углеводов

Белки– основной строительный материал. Основные источники пищевого белка: мясо, молоко, рыба, хлеб, бобовые. Суточная потребность в белках – 85–100 г.

Жиры– источник энергии. Основные источники – растительные и животные масла, жиры, масленичные семена, мука, крупы. Суточная потребность – 90–100 г.

Углеводы– основной энергетический материал. Основные источники: плоды, фрукты, овощи, ягоды, сахар, кондитерские изделия. Суточная потребность – 365–500 г.

Балластные вещества– грубые пищевые волокна, необходимые для работы кишечника. Основные источники: хлеб грубого помола, капуста, морковь. Недостаток веществ ведет к ожирению, сердечно-сосудистым заболеваниям, раку толстой кишки.

  1. Минеральные вещества и микроэлементы участвуют в построении костно-мышечной системы, регулируют водно-солевой баланс, участвуют в регуляции активности ферментов и гормонов.
  2. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе питания:
  3. 1 : 1 : 4 (детей от 3 до 7 лет);
  4. 1 : 1 : 5 (школьников);
  5. 1 : 1,2 : 4 (взрослого здорового человека).
  6. При этом белки должны составлять около 14 %, жиры – 31 %, углеводы – 55 % общей потребности суточного рациона.

Суточная потребность в основных пищевых веществах и калорийности, а также в витаминах и минеральных веществах определяется в соответствии с нормами физиологических потребностей детей, утвержденными 12.04.84 г. (№ 317).

В рационе питания современного человека, в том числе и ребенка, сегодня должны использоваться и биологически активные добавки (БАД). Связано это с тем, что, к сожалению, «обычные» продукты питания уже не обеспечивают нас необходимым количеством витаминов, микроэлементов, других полезных веществ.

Особое значение сегодня приобретает йодированная пища. Дело в том, что большая часть населения нашей страны недополучает этот микроэлемент с пищей. Йод необходим для нормальной работы щитовидной железы. Если йода не хватает ребенку – это прямая угроза резкого отставания в умственном развитии.

 Еще один важный момент –  это возрастной этап формирования организма. Весь процесс формирования можно условно разделить на этапы роста и этапы развития. На каждом из этих этапов организм преимущественно нуждается в определенных видах питательных веществ.

Во время роста организма необходимо много белков – для строительства структуры тела.

Во время развития – углеводов и жиров, которые участвуют в созревании органов и тканей.

Поэтому ребенок на разных этапах развития может менять свои вкусовые предпочтения. Это нужно учитывать при составлении рациона питания, так как старший дошкольник и младший школьник (5–7 лет) относится к этапу развития.

                                  Режим питания

Соблюдение режима питания предполагает прием пищи в определенное время. Если время приема пищи (завтрака, обеда, полдника и ужина) соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима дня – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

  • Оптимальным является прием пищи для детей 3–7 лет через 3–3,5 часа, для детей младшего школьного возраста через 2,5–3 часа, для детей старшего школьного возраста через 3–4 часа, что соответствует 4–5-разовому питанию.
  • При частом приеме пищи (каждые 1,5–2 часа и чаще) у детей значительно возрастает нагрузка на органы пищеварения, снижается аппетит, и, как результат, ухудшается усвояемость пищевых веществ.
  • Если интервал между приемами пищи больше 4–5 часов, это приводит к снижению уровня сахара в крови, что ухудшает работоспособность, внимание, память.
  • Типовой режим питания
дошкольников   школьников
завтрак в д/с   8.30 – 9.00 завтрак дома                     7.30 – 8.00
обед               12.00 – 12.30 второй завтрак в школе   11.00 – 11.30
полдник         15.00 – 15.30 обед (горячий )                14.00 – 14.30
ужин              17.00 – 17.30 полдник (дома или группа  продленного дня)           16.30–17.00
2 ужин дома  18.00 – 18.30

Об основах здорового питания детей

  • ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
  • об основах здорового питания детей и подростков в образовательных
  • учреждениях.
  • Родители сегодня редко задумываются об особенности питания детей.

В то время как большинство детей ежедневно едят соленые чипсы, кондитерские изделия, содержащие большое количество тугоплавких жиров и пищевых добавок, пьют сладкие газированные напитки, здоровое детское питание невозможно без нежирных белков, молочных продуктов, круп, бобовых и разнообразных свежих овощей и фруктов. В некоторых странах, включая Россию, сегодня больше детей, чем когда-либо имеют избыточный вес и аллергические заболевания. Вместе с тем, организовав правильное питание детей, родители смогут добиться того, что их ребенок будет здоровым и в хорошей физической форме.

Питание детей несколько отличается от питания взрослых людей. Связано это, прежде всего с большими потребностями растущего организма. Если система питания ребенка выстроена правильно, то ребенок нормально развивается как физически, так и психически.

Кроме того, правильное питание детей способствует повышению выносливости детского организма, улучшению успеваемости и трудоспособности, устойчивости к стрессовым ситуациям и неблагоприятным воздействиям со стороны окружающего мира, а также укреплению иммунной защиты организма от различных инфекции и заболеваний. Кроме того, постепенно вырабатывается сознательное соблюдение режима питания, употребление разнообразных продуктов и блюд из них, с обязательным использованием фруктов и овощей. Правильное питание нередко способствует приобретению и вхождению в привычку культуры поведения за столом, а также навыков приема пищи.

Основным принципом построения рационального питания детей являетсяне только разнообразие, но и правильное сочетание употребления мясных, рыбных, молочных и зерновых продуктов, а также фруктов, овощей и ягод.

Недостаток или переизбыток, потребляемой ребенком пищи, может неблагоприятно отразиться на деятельности желудочно-кишечного тракта, способствовать нарушению обмена веществ, увеличению избыточной массы тела (даже до ожирения различных степеней) или привести к истощению.

К сожалению, недостатки в организации питания детой не всегда проявляются сразу, зачастую отрицательное воздействие накапливается, а проявляется уже в течение жизни (произойти это может в любом возрасте, в зависимости степени устойчивости организма).

Врачи и диетологи выделяют в сбалансированном питании несколько основных категорий пищевых продуктов: это зерновые, овощи, фрукты, молоко, мясо, рыба и бобовые. Эти продукты содержат все необходимые вещества, чтобы организм ребенка мог нормально развиваться.

Научно доказано, что профилактикой таких «взрослых» заболеваний, как сахарный диабет, гипертония, избыточный вес и многих других, следует заниматься с момента рождения маленького человека.

Особенности питания детей: в чем суть?

  1. Сбалансированность питания детей по содержанию основных пищевых веществ, энергия, микроэлементов и витаминов.
  2. Особенности питания детей подразумевают частоту приемов пищи.
  3. Не менее важно отдавать предпочтение специализированным пищевым продуктам, предназначенным для питания детей и исключить из рациона питания те продукты, которые не следует употреблять детям.
  1. В образовательных организациях дети и подростки проводят от 50 % до 70 % своего активного времени суток, соответственно очень важно именно в этот период обеспечить полноценное и сбалансированное питание ребенка, обеспечить его потребность в основных пищевых веществах и энергии.
  2. Именно этим требованиям отвечает организация питания детей в образовательных организациях, так как примерное цикличное меню, имеющееся в каждом образовательном учреждении, разработано с учетом принципов здорового питания.
  3. Сбалансированность питания детей по основным пищевым веществам, энергии, витаминам и микроэлементам
Читайте также:  Как лечить цистит при беременности?

Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды.

Основной обмен у детей протекает в 1,5—2 раза быстрее, чем у взрослого человека.

Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет — 100-90; 4-6 лет — 90-80; 7-10 лет-80-70; 11 —13 лет-70-65; 14-17 лет —65-45.

В примерном меню детей и подростков содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.

Большое внимание в питании детей и подростков оказывает содержание белка и его аминокислотный состав как основной пластический материал, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции.

Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65-70 %, школьного — 60% суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка.

На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11 -13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2—1,5 г. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста — не менее 500 мл.

Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.

Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма.

Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5-10% общего количества).

Особенно ценны жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты — растительные масла, которые должны составлять не менее 35 % от всего количества употребляемых жиров.

У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем, потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела.

В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, варенье, мармелад, пастила, зефир. Количество Сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов.

Однако, следует помнить, что избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.

В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста.

Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин.

Витамин С и витамины групп В стимулируют процесс роста, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, источником которых являются творог, рыба.

Учитывая, что Красноярский край является регионом с недостаточным содержанием йода, в пищевой рацион ребенка обязательно следует включать продукты, обогащенные йодом.

Режим питания детей и подростков.

Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ.

Детям дошкольного возраста рекомендуется принимать пищу четыре — пять  раз в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %.

В школьном возрасте целесообразно четырехразовое питание, через каждые 4 часа с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 %.

  • Таким образом, важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50—70 % суточной нормы, на что родители, к сожалению, мало обращают внимание.
  • Рекомендуемые продукты для детского питания.
  • В питании детей рекомендуется ежедневное использование молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп и бобовых, сливочного и растительного масла, сахара, соли, включение в пищевой рацион не менее 2-3 раз в неделю таких продуктов, как творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки натуральные.
  • Предпочтение следует отдавать специализированной пищевой продукции, предназначенной для питания детей, хлебу ржано-пшеничному, полуфабрикатам мясным и из мяса птицы охлажденным, а не замороженным, мясу не ниже 1 категории, яйцу диетическому, творогу с массовой долей жира не более 9 %, сметане с массовой долей жира не более 15 %, кисломолочным продуктам, содержащим живые молочнокислые бактерии (информация указывается изготовителем на потребительской упаковке), из кондитерских изделий мармеладу, пастиле, зефиру, свежим фруктам и овощам, крупам и бобовым.
  • При организации питания детей в образовательных учреждениях не используются такие пищевые продукты, как:
  • -яйцо водоплавающей птицы;
  • —   субпродукты, кроме печени, языка, сердца; кровяные, ливерные, сырокопченые колбасы;
  • —   жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.
  • —   молочные продукты, творожные сырки, мороженое, сгущенное молоко с использованием растительных жиров;
  • —   кумыс и кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%)
  • —   кондитерские изделия с кремом, содержащим растительный белок;
  • —   первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
  • —   газированные напитки;
  • —   уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы,
  • —   маринованные овощи и фрукты;
  • —  кофе натуральный;
  • —  ядра абрикосовой косточки, арахиса;
  • —  карамель, в том числе леденцовая;
  • —  продукты, в том числе кондитерских изделия, содержащие алкоголь;
  • —  жевательная резинка;
  • —  грибы;
  • —  сухие концентраты для приготовления первых и вторых блюд.
  • Запрещается изготовление таких блюд, как:
  • —  заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди;
  • —  холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья;
  • —  окрошки и холодные супы;
  • —  макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;
  • —   яичница-глазунья;
  • —   паштеты и блинчики с мясом и с творогом;
  • —  первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
  • —    в течение одного дня или в течение смежных дней ни одно приготовлено блюдо, включенное в меню, не должно повторяться.

При организации питания детей в меню включаются только те блюда, которые включены в утвержденные сборники рецептур, специально предназначенные для организации детского питания. Меню утверждается руководителем образовательной организации.

Для ежедневной оценки качества приготовленных блюд в каждой образовательной организации создается бракеражная комиссия, в состав которой входят не менее 3-х человек: медицинский работник, руководитель образовательной организации или ее представитель, должностное лицо пищеблока (зав. производством, шеф-повар). Только после проведения бракеража каждого готового блюда, результаты которого заносятся в специальный журнал, разрешается раздача блюд детям. Дополнительно проводится искусственная витаминизация С-витамином 3-х холодных блюд.

Каждое блюдо на столе у ребенка должно иметь определенную температуру: в общеобразовательных организациях: горячие блюда (супы, горячие напитки, соусы) не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °С, напитки (кисели, компоты) — не выше 14 °С; в дошкольных образовательных организациях: горячие блюда (супы, горячие напитки, соусы, вторые блюда и гарниры) — 60- 65 °С, холодные закуски, салаты, напитки (кисели, компоты) — не ниже 15 °С.

Завтрак должен включать горячее блюдо, в т.ч. молочное; обед в обязательном порядке должен состоять из 4-х блюд: закуска (салат), 1-ое горячее блюдо, 2-ое горячее блюдо, напиток.

Для контроля за питанием ребенка для сведения родителей в каждой образовательной организации ежедневно в обязательном порядке вывешивается меню с указанием приемов пищи, наименования блюд, веса порций: меню вывешивается в каждой групповой дошкольной образовательной организации, в обеденном зале школьной столовой.

При наличии у ребенка аллергических заболеваний с пищевым компонентом, хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы родитель должен обратиться к медицинскому работнику и руководителю образовательного учреждения для корректировки меню, а именно исключению из меню для ребенка определенных блюд или продуктов.

Организация питания в образовательных организациях, это совместные усилия, как администрации образовательных учреждений, так и родителей детей, которые посещают образовательные учреждения.

При желании родителей, можно провести рейтинг блюд, имеющихся в утвержденных сборниках рецептур, выделить наиболее предпочитаемые детьми блюда, и при согласовании с администрацией образовательного учреждения провести корректировку примерного цикличного меню в учреждении.

Вместе с тем, необходимо помнить, что в таком случае, часть расходов по питанию детей в школе должны обеспечить сами родители, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Разработана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю для размещения в образовательных учреждениях.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *