Творческое развитие детей

Олеся Ахмеджанова

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка? Мы выбрали 30 полезных советов из книг МИФа, которые помогут родителям. Итак, поехали!

1. Нетворческих детей не бывает

Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать и мастерить, кому-то — музицировать, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает играть с конструктором или разбирать технические игрушки. Есть малыши, которые любят наряжаться и ставят спектакли.

А кто-то с увлечением копается в земле и строит из прутиков и глины. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. Не думайте, что ваш ребенок не способен к творчеству.

Скорее всего, он ещё не нашел то самое занятие, что заинтересует по-настоящему.

2. Творческое расписание

Одно из важнейших условий творческого воспитания — выделить время для занятий творчеством. Найдите хотя бы 10–15 минут в будни и один-два часа в выходные, чтобы вместе с ребенком предаться рисованию, пению или чему угодно еще.

Открывайте в семейном распорядке «потайные окошки» для коротких творческих игр: за ужином поиграйте за столом в словотворчество, перед сном вместе сочините сказку, по дороге в детский сад или школу придумайте новые слова на мотив известных песен.


Творческое развитие детей

Источник

3. Отдыхайте от гаджетов

Во время творческих занятий выключите ненадолго телевизор, компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Выделите корзинку, куда вся электроника отправляется «спать», пока вы занимаетесь творчеством.

4. Творческий уголок

Вирджиния Вульф писала, что каждому творческому человеку нужна собственная комната. Не у всех нас есть такая возможность, но важно выделить какое-либо пространство, пусть даже оно будет совсем маленьким.

Создайте у себя дома «творческий уголок», где ребенок сможет найти все необходимое для творчества.

Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.

5. Устраивайте творческие приключения

Творческое приключение — еженедельный, спланированный и подготовленный вместе с детьми поход куда-нибудь. Такая вылазка не должна длиться долго, но обязана быть ярким событием. Ее цель — пополнить духовные запасы.

Когда вы выбираете, куда бы отправиться, дайте волю фантазии, посмотрите на это приключение весело, отключите серьезность. Попробуйте спланировать мероприятие прямо сейчас с помощью упражнения из книги «Художник есть в каждом».
Творческое развитие детей
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

6. Будьте терпимы к небольшому беспорядку

Дети любят кавардак, и важно разрешать им его устраивать. Мамы и папы, смиритесь: игра — это всегда беспорядок. Если детей слишком жестко контролировать, они не получат радости от игры. Так что дайте своему внутреннему художнику — а заодно и ребенку — пространство для беспорядка. Это сделает вас свободными и принесет радость всем.


Творческое развитие детей

Источник

7. Делайте уборку после окончания занятий и просите ребенка помочь

Если у вас в доме далеко не все разложено по полочкам — а у большинства людей это именно так, — существует много способов разобрать беспорядок и очистить пространство. Например, поставить таймер на пятнадцать минут и за это время разложить по местам как можно больше. Это словно игра: таймер поднимает настроение, цель понятна, а результат приносит удовлетворение.


Творческое развитие детей

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

8. Одаренность не главное

Вы удивитесь, узнав, как много знаменитых музыкантов, художников, изобретателей, актеров, комиков, архитекторов, танцоров и писателей называют причиной успеха усердный труд, а не талант. Состоявшиеся люди творческих профессий твердят об этом раз за разом, опровергая миф, что творческие способности — удел избранных.

9. Не контролируйте ребенка

Люди, которым в детстве дают возможность раскрыть свои способности, остаются творческими личностями во взрослом возрасте. Если же детей постоянно контролировать и вмешиваться в их игры, они всегда будут сомневаться в своих поступках. Попробуйте дома выполнить упражнение, которое поможет преодолеть излишнюю настойчивость.


Творческое развитие детей

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

10. Материалы для творчества вместо дорогих игрушек

У сына моей подруги полно дорогих игрушек. Но вместо дракона, которого она заказывала из Америки, Тимоха обожает играть с деревянным мечом, который сделал ему дед, и складывать бумажные самолеты.

Смысл в том, что модные игрушки дарят гораздо меньше пространства для воображения, чем любимые «игровые инструменты» ребенка.

Чем проще, тем лучше. Самое основное — бумага. Только подумайте, во что может превратиться чистый лист бумаги. Он может стать картинкой, стихотворением, корабликом, ковром-самолетом — вариантов очень много. Пластилин, фломастеры, клей, деревянные палочки — все очень просто и весело.

11. Познакомьте ребенка с творческими людьми

Ходите с ребенком на выставки, концерты, спектакли или публичные чтения — пусть увидит, как выражают себя творческие люди. Это раскрасит ваши будни, а у ребенка появятся новые идеи. Часто именно так возникает интерес. А главное, творчество заразительно!

12. Превратите будничные дела в праздник

Будничных забот не избежать: настанет день, когда накопится стирка или в доме закончатся продукты. Включайте воображение и придумайте, как превратить в игру неотложные дела.

Например, снимая с сушилки чистое белье, попросите ребенка определить, где чья вещь. «Это мое! Это папино! Это твое!». В ванну добавьте мыльной пены и пускайте мыльные пузыри.

А перед сном позвольте ребенку самому выбрать, которую будете читать на ночь. Все эти небольшие хитрости превратят нудные дела в игру.

13. Давайте немного поскучать

В повседневной жизни нам часто бывает скучно. Но скука не синоним стагнации — все как раз наоборот. Она постоянно побуждает нас к действию: если вы заскучали, это подсказка, что пора менять направление деятельности.

Когда ваш ребенок будет жаловаться на скуку, постарайтесь воздержаться от искушения решить проблему и занять его чем-то. Дайте ему возможность найти что-то новое.

Слишком сложно? Тогда сначала выполните упражнение из книги «Художник есть в каждом».

Творческое развитие детей
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

14. Устраивайте творческие вечера

Собирайтесь всей семьей и дружно занимайтесь каким-нибудь видом творчества, а в следующий творческий вечер — другим. Это отличный способ познакомить ребенка с новыми видами занятий, которые, возможно, не увлекли бы его, занимайся он ими в одиночку

15. Пробуйте!

Не бойтесь позволять детям пробовать себя в разных видах творчества: только так они поймут, что творчество многолико и проявляет себя по-разному. Так они узнают, какие занятия им нравятся больше всего.

16. Сохраняйте моменты творчества

Когда в вашей семье появятся собственные творческие традиции, обязательно запечатлейте их. Фотографируйте рисунки и поделки, снимайте на видео музыкальные, танцевальные, литературные и театральные выступления.

Даже спустя много лет будет интересно и приятно вспомнить, чем вы занимались вместе с детьми.

Творческое развитие детей
Источник

17. Выставка работ

Покажите, что вы уважаете творчество своего ребенка, и ставьте на видное место те произведения, которые он выбрал. Принимайте его оценку собственных шедевров: оставляйте то, что он хочет сохранить, и убирайте то, что ему надоело.

18. Гуляйте на природе

Даже если вы оборудовали в доме прекрасное рабочее место, периодически меняйте обстановку. Природа подарит вам новые темы для работ и яркие впечатления. Если на улице хорошая погода, превратите в художественную студию свой двор, балкон или ближайший парк. Здесь вы сможете заняться масштабными проектами, не боясь что-нибудь испачкать.

19. Рассказывайте истории

Все дети фантазируют и придумывают истории. Попросите ребенка рассказать какую-нибудь историю о нем самом и подыграйте ему, даже если это будет просто забавный школьный случай. Основная задача — побудить ребенка рассказывать истории и делиться ими с нами. Потренируйтесь в умении слушать, выполняя упражнение.

Творческое развитие детей
Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

20. Главное, чтобы было весело

Помните, как вы сами были детьми: смеялись, дурачились и веселились, когда придумывали что-то вместе? Наши детские проекты остаются в памяти, потому что подарили море положительных эмоций. Любознательность, тяга к экспериментированию, смекалка, навыки решения задач, потребность в творческом самовыражении — все это пробуждается в детях, когда им весело.

Радость — та самая искорка волшебства, благодаря которой дети хотят творить снова и снова

Хвалите ребенка, когда он много занимается, и тогда он будет заниматься еще больше. Поддержите его во время занятий, участвуйте в них вместе — тогда у него появится желание искать, открывать для себя новые направления.

22. Читайте книги с детьми

Во все времена родители любили читать детям. Давайте оглянемся на собственное детство: все мы помним, как нам читали наши самые любимые книжки.

Именно тогда мы начинали понимать, что слова состоят из букв — и сами учились читать.

Любимые истории из детства остаются с нами на всю жизнь, и часто именно они предопределяли наши интересы в гораздо большей степени, чем может показаться на первый взгляд.

23. Как понять, что нравится

Выберите подходящие по возрасту для вашего ребенка занятия в каждой сфере — изобразительное искусство, конструирование, музыка, танцы, театр, словотворчество — и опробуйте их вместе. Это не так просто, как кажется. Поэтому начните с упражнения по определению интересов.


Творческое развитие детей

Упражнение из книги «Художник есть в каждом»

24. Не нужно быть идеальными

Покажите ребенку, что нет никакой необходимости всегда быть идеальным. Если рисунок не удался, нет причин грустить — можно попробовать ещё раз. Успешный человек — не тот, кто никогда не совершал никаких ошибок, а тот, кто после падения находит в себе силы встать и начать заново.

Подайте детям пример того, что можно что-то делать не лучше всех на свете. Займитесь чем-то, что у вас не очень хорошо получается — и дайте ребенку понаблюдать за вами.

25. Процесс важнее результата

Часто родители зацикливаются на второстепенных аспектах творчества. Вместо того чтобы гордиться дочерью, играющей в школьном театре, они возмущаются, что на общей фотографии в местной газете ее «плохо видно». Или переживают, что сын не получил должного внимания на музыкальном конкурсе.

Остановитесь. Хвалите детей за попытки. Покажите им, что процесс важнее результата: тогда у них появится желание проявить собственные способности.

Пока дети знают, что им есть куда стремиться, они будут продолжать развиваться.

  • поэтические или литературные чтения для детей;
  • библиотеки и книжные магазины;
  • мероприятия, где дети читают вслух;
  • книжные выставки;
  • литературные фестивали и книжные выставки-ярмарки.
  • бесплатные концерты на открытом воздухе;
  • концерты классической музыки для детей (они длятся куда меньше, чем «взрослые», и ребенок не устает);
  • выступления в музыкальных школах, домах творчества и студиях, где играют сами дети;

Творческое развитие детей
Источник

Пусть каждый член семьи слушает дома музыку, которая ему нравится. Потому что на вопрос «Какая у тебя любимая музыка?» не бывает неправильного ответа.

28. Если нравится искусство, посещайте:

  • выставки детских работ в школах, детских садах, домах творчества и студиях;
  • фестивали художественного и прикладного творчества;
  • мастер-классы ремесел на ярмарках и фестивалях (работа с деревом и металлом, тканью, кожей, гончарное дело, ювелирное ремесло);
  • музеи и выставки изобразительного искусства, фотографии;
  • мастер-классы по рисованию, лепке и другим видам искусства на свежем воздухе.

29. Если нравится театр, проводите время, посещая:

  • детские спектакли;
  • фестивали с участием мимов, клоунов и актеров.

Организуйте домашние кукольные (и не только) спектакли. Участвуйте в представлениях в детском саду, школе, доме творчества.

30. Примите как данность, что со временем круг творческих увлечений ребенка может измениться

Боритесь с желанием приписать ребенку один главный интерес или талант и причислить его к «музыкальным», «театральным» или «хорошо рисующим» детям. Будьте гибкими: пусть ребенок чувствует, что ему предоставлена свобода выбора и что он может беспрепятственно пробовать все и делать новые открытия.

Источник

Творчество должно радовать, вдохновлять, окрылять. А задача родителей — дать ребенку свободу и не превращать процесс в гонку за призами. Наслаждайтесь моментом. И если видите, что ваш ребенок по-настоящему увлечен во время рисования, игры на фортепиано или чтения стихов, то вы на правильном пути.

Читайте также:  Беременность и роды: отхождение пробки и вод

Обложка поста freepik

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста — что такое, занятия для развития

Каждый ребёнок с рождения любит экспериментировать и делать новые открытия. Невозможно вырастить полноценного и здорового ребёнка, если не развивать его творческие способности. К сожалению, у дошкольников они чаще всего скрыты и не раскрываются самостоятельно. Но родители способны создать такие условия жизни малыша, чтобы побудить ребенка к творческой деятельности.

Творческое развитие детей

Стоит ли развивать творческие способности?

Творчество— это такой процесс, при котором человек создает что-то уникальное и оригинальное.

А соответственно творческие способности помогают человеку найти новый подход к чему-то обыденному и повседневному.

В определенной степени на творческие способности влияют психофизические особенности человека, хотя, они не являются врожденными. А вот зависит их развитие от интеллектуальной деятельности.

Еще несколько веков назад известные педагоги спорили о том, как сформировать в человеке творческую личность. Ведь наше общество всегда нуждалось в разносторонне развитых людях, которые занимаются творчеством.

Творческие способности включают в себя:

  • воображение
  • образное мышление
  • интуицию
  • фантазию
  • инициативность
  • любопытство
  • умение применять теорию на практике

Творческое развитие детей

Всем давно известно, что творческие способности крайне важны для человека, и заниматься их развитием стоит с самого раннего возраста. В наши дни мамы и папы предпочитают, чтобы их ребенок был интеллектуально развит, чтобы обладал хорошей памятью и логикой. И только потом говорят о творческих способностях. И очень напрасно, ведь творчество и логика связаны между собой и дополняют друг друга.

Если найти правильный подход и регулярно заниматься с ребёнком, то комплексные упражнения только пойдут на пользу вашему малышу. Так у ребёнка будут развиваться воображение, мышление, память и интеллект.

Школьная программа будет усваиваться быстрее и легче, если родители создадут условия развивающие креативность.

Как видите, развитие творчества также важно для малыша, как и развитие физическое, эмоциональное или интеллектуальное.

Творческое развитие детей

Как создать условия, для развития творческих способностей

Развивать творческие способности несложно. Каждый родитель может создать определенные условия для своего малыша, чтобы он вырос крепким и всесторонне развитым. Как же создать необходимые условия, для развития творческих способностей:

  1. следите за правильным физическим развитием малыша;
  2. начать развивать творческие способности ребёнка никогда не поздно, но лучше начать с самого раннего возраста;
  3. поддержите любые начинания вашего сына или дочери. Первые шаги обычно самые сложные и крайне необходимо создать такую обстановку, чтобы она буквально приглашала ребёнка заняться творческой деятельностью;
  4. любое занятие должно проходить в игровой форме. В противном случае ваш ребенок заскучает и у него просто пропадёт интерес;
  5. увлеките малыша разнообразной деятельностью. Только так вы сможете получить максимальный результат;
  6. дайте ребёнку свободу выбора деятельности. Пусть он сам решает, чем заниматься, когда и как долго;
  7. во всем важна норма, регулярность и систематичность;
  8. если ребенок испытывает трудность в решении той или иной задачи, помогите ему немного, подтолкните к правильному решению или предложите варианты разрешения проблемы. Но не решайте проблему за него. Ребенок должен учиться самостоятельности;
  9. поддержите и утешьте вашего малыша в случае неудачи и поражения. Пусть он чувствует, что мама или папа всегда рядом и всегда на его стороне.

Творческое развитие детей

Как правило, дошкольники и младшие школьники легко и быстро вовлекаются в творческую деятельность.

Они с удовольствием решают проблемы, проявляют креатив, пробуют свои силы самостоятельно, и в то же время находятся под контролем родителей.

Юному исследователю нелегко сделать первые шаги, ведь тут необходимо принимать решения, анализировать, координировать свои действия и применять теорию на практике самостоятельно.

Чем прекрасен этот возраст для развития творческого мышления?

Дошкольники и младшие школьники не связаны стереотипами, они крайне любознательны, проявляют огромное желание исследовать все новое и познавать мир. В этот момент ребенок приобретает бесценный опыт, а родители делятся знаниями и поощряют любые начинания детей. Именно так и развивается творческая деятельность детей.

Творческое развитие детей

Как именно развиваются творческие способности?

Каждая возрастная группа имеет свои особенности развития творческих способностей.

До 2 лет. Малыши активно проявляют интерес к музыке. Мамы часто замечают, что их детки начинают двигаться под ритмичную музыку или что-то напевать. В этом возрасте дети уже могут улавливать ритм музыки. А ещё детям двухлетнего возраста уже нравится художественное творчество. Они учатся держать карандаш в руке, пытаются что-то рисовать и бесконечно много экспериментируют.

3-4 года. Уже с трех лет у детей можно заметить пик творческой активности. Они все больше рисуют и их рисунки приобретают смысл. Они все еще повторяют за взрослыми, но и проявляют самостоятельность. В 3-4 года детки начинают проявлять собственную инициативу, везде подключают воображение и много фантазируют.

5-6 лет. В пятилетнем возрасте ребятам по силам самостоятельно решать ту или иную задачу. Они уже демонстрируют упорство, поэтому задания для них можно усложнять. Ребята в этом возрасте уже научились справляться с неудачами, могут много времени провести над решением какой-то проблемы и целенаправленно добиваются результата.

7-8 лет. В младшем школьном возрасте чаще всего ребенок сосредоточен на музыке, театре или рисовании. Именно в этом возрасте у деток начинается активная художественная деятельность. Ребенку интересны разные направления и в каждом из них он может преуспевать.

Бывает, что лучше всего у ребёнка получается какая-то одна деятельность. Как правило, это случается там, где у малыша есть природные задатки. А ещё в этом возрасте мы можем смело говорить о детском техническом творчестве.

Обычно к этому времени у малышей есть определенный жизненный опыт, чтобы экспериментировать снова и снова.

Творческое развитие детей

Лучше всего развивать творческие способности детей в период от 1 до 5 лет. В этом возрасте малыш наблюдает за всем и запоминает все довольно быстро.

Как же развивать творческие способности у детей 1-5 лет?

Есть множество способов, которые позволяют даже родителям развивать способности своего сына и дочки. Если родитель внимательно изучит их, то может применять их ежедневно. Вскоре это даст положительные результаты. Например, самым простым и доступным способом для каждого из нас является беседа с ребёнком о том, что его окружает.

Позаботьтесь также о том, чтобы у ребёнка были всегда конструктор или мозаика и другие развивающие игры. Они помогают ребёнку развивать мышление и воображение. Проводите со своим малышом время за лепкой, рисованием и чтением книг. Эти занятия также благотворно влияют на развитие творческого мышления. Конечно, не забывайте о музыке и танцах.

Все это поможет вам не только провести время весело, но и получить максимальную пользу.

Творческое развитие детей

Упражнения для развития творчества у ребёнка

На что похожа эта фигура?

Игра прекрасно подойдет малышам от 5 лет и старше. Она отлично тренирует воображение и учит создавать разные образы в голове, а также ребенок учится замечать признаки предметов. Родитель показывает картинки с разными предметами, а ребенок пытается придумать, что ему эти предметы напоминают.

Принимаются все варианты, но поощрить стоит самый оригинальный из них. Бывает такое, что ребенок не может придумать предмет. В этом случае помогите ему: переверните картинку или закройте одну ее часть. Так или иначе, что-то да придёт на ум. Такого рода игра прекрасно развивает детское воображение.

Творческое развитие детей

Придумай историю

Игра отлично подойдёт ребятам 5 лет и старше. Родитель начинает свою историю со слов: «В некотором царстве..», «Однажды…» или «Жили-были…», а дальше инициативу подхватывает ребенок. Лучше всего, когда в этой игре участвует несколько детишек.

Тогда каждый участник придумывает свою часть и в конце получается настоящая история. Родитель может лишь направлять сюжет сказки. Перед началом игры будет неплохо, если вы вспомните несколько персонажей или сказочных героев, чтобы ребенок включил фантазию.

А в конце родитель пусть попросит пересказать всю историю.

Мозаика из семечек

В эту игру рекомендуется играть с детками от 3 лет. Взрослый подаёт ребенку (или детям) разные семена и зерна и предлагает выложить из них какой-либо предмет.

Но не торопитесь подсказывать ребенку, что именно выкладывать. Пусть он придумает в своей голове образ, а после пытается его изобразить из семян и зёрен. Это упражнение прекрасно развивает образное мышление.

Малыш тренируется моделировать целостный образ из мелких деталей.

Эта игра особенно интересна, когда играет несколько деток. Можно устроить своего рода соревнование.

Творческое развитие детей

Волшебные кляксы

Замечательная игра, которая понравится малышам 4 лет. Родитель берет лист бумаги и в центре листа оставляет немного чернил или краски. Получается клякса. Лист можно сложить пополам, а затем предложить ребенку игру. Что же он увидит в этой кляксе? Возможно, облако или птицу? Это упражнение прекрасно развивает воображение и умение строить и видеть образы.

Три предмета

В эту игру лучше играть с малышами от 5 лет и старше. Родитель может подготовить заранее несколько карточек, где написано 2-4 описания предмета. Карточки готовить не обязательно, но родителю придётся придумывать описание быстро для следующего участника.

Например, вы дадите такие описания: быстрый, мягкий и пушистый. Ребенок должен сказать, хотя бы 3 предмета, которые обладают таким описанием. Например, заяц, кот и лиса. Упражнение прекрасно развивает мышление и воображение ребёнка.

Более того, малыш делает самостоятельные умозаключения.

У кого такой характер?

В эту игру с удовольствием включаются малыши от 4-5 лет. Это упражнение довольно интересное и полезное, хотя, и кажется, странным с первого взгляда. Родитель готовит карточки с разными предметами заранее, например, зеркало, машина, человек.

Малыш тянет 1-2 карточки, а родитель загадывает характер, например, веселый и непослушный. И ребенок начинает рассказывать, как ведёт себя веселое зеркало или непослушная машина.

Идея упражнения заключается в том, чтобы ребенок соотносил признак и предмет, описывал характер, подключая воображение.

Творческое развитие детей

Идеи развития творческих способностей

Рисование

Детки стремятся взять в руки краски и карандаши в самом юном возрасте.

Когда они видят предмет, который оставляет след на поверхности, они становятся крайне любопытными к этому предмету и пытаются изучить его.

В 2 года ребенок бессмысленно водит карандашом по бумаге, но в в 3-4 года в его рисунках появляются изображения окружающего его мира. С возрастом ребенок рисует лучше и в его рисунках появляется смысл и идея.

Читайте также:  Симптомы пиелонефрита у детей

Лепка

Этот вид деятельности прекрасно развивает фантазию, воображение и образное мышление. Ребенок учится видеть прекрасное в самых обычных предметах. Более того, малыш учится передавать объемы и форму другого предмета посредством лепки.

Любой материал будет уместен для занятий лепкой: глина, пластилин и даже тесто. Каждый из этих материалов имеет свою текстуру и свойства.

Идея занятий лепкой заключается в том, чтобы ребенок в игровой форме учился передавать форму и структурность любого предмета.

Аппликации

В саду и начальной школе дети любят заниматься этим видом деятельности. Суть ее заключается в том, чтобы ребенок научился составлять композиции, самостоятельно накладывая разные вырезанные формы на фон.

Здесь не важно даже, получится ли композиция со смыслом или без. Здесь важно, что малыш тренируется организовывать свою работу, накладывать формы одна на одну, играет с цветом.

Приклеивать вырезанные формы можно на клей или прикреплять нитками.

Нетрадиционное рисование

В 3-4 года ребенок начинает рисовать более-менее осмысленно и передаёт восприятие окружающего мира через рисунок. На этом моменте родитель может познакомить своего сына или дочку с нетрадиционным рисованием.

Смысл этого занятия заключается в том, чтобы ребенок учился самовыражаться и передавать свои эмоции рисуя разными способами. Здесь в помощь идут все подручные предметы: ватные палочки и диски, пальчики малыша, парафиновые свечи и даже зубная щетка. Как их применять? Все зависит от вашей фантазии и воображений малыша.

Считается, что нетрадиционное рисование помогает в преодолении детских страхов, обретению внутренней гармонии и веры в себя.

Музыка

Особенно благотворно на взросление ребёнка влияет музыка. Чем раньше малыш начинает слушать музыку, тем быстрее и лучше он научится выражать свои эмоции и будет делиться чувствами. Прослушивая музыку, малыш учится воспринимать ее, понимать ее настроение. И в этот момент активно подключается воображение ребёнка.

В раннем возрасте ребенку полезно прослушивать детские песенки и классическую музыку. Со временем ребенок учится двигаться под музыку, улавливать ритм и такт. Ещё чуть позже малыш учит слова понравившихся песен.

Поэтому крайне важно включать детские сказки, музыкальные мультфильмы. Музыка прекрасно содействует развитию памяти и речи.

Более того, это веселое времяпровождение, где ребенок и родитель заряжаются положительными эмоциями.

Театр

Занимаясь театральной деятельностью, ребенок учится примерять чужие роли на себя. Только здесь ребенок может перевоплотиться в дерево, родителя или любимого персонажа. Благодаря театральной деятельности малыши тренируются сопереживать и раскрывать новые таланты и развивать интеллект.

Литературное творчество

Чтение и литературное творчество развивают речь и воображение. Благодаря книгам ребенок учится фантазировать и представлять себя на месте того или иного героя.

Очень важно создать для ребенка комфортные условия и постепенно знакомить его с разными литературными жанрами.

Подберите произведения согласно возрасту ребёнка и читайте вместе, пересказывайте истории, придумывайте стишки и рифмовки.

Дошкольный возраст самый благоприятный момент для развития творческих способностей. Ребенок воспринимает мир через игру, учится фантазировать, развивает интеллект и воображение, учится говорить правильно. Родители сделают огромный вклад в его будущее, занимаясь с ним регулярно. Шаг за шагом малыш освоит все виды деятельности и добьётся многого благодаря своим творческим способностям.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Что такое творческие способности и зачем их развивать?

Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.

Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное.

Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.

Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности.  Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.

К творческим способностям относят:

  • воображение,
  • образное мышление,
  • интуицию,
  • фантазию,
  • восприятие,
  • инициативность,
  • любопытство,
  • возможность применить теоретические знания на практике.

Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение развитию интеллекта ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.

Условия для развития творческих способностей

Творческое развитие детей

Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
  2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
  3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
  4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
  5. Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
  6. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
  7. Регулярный и системный характер занятий.
  8. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
  9. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.

Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

Развитие творческих способностей с возрастом

Творческое развитие детей

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.

Младший дошкольный возраст

1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.

3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Старший дошкольный возраст

5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.

Младший школьный возраст

7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять.

Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество.

Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.

Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.

Как развивать творческие способности дошкольников?

Творческое развитие детей

Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.

Игры и упражнения для развития творческих способностей

На что похожа фигура?

Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.

Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.

Сочиняем историю

Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю.

Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.

Мозаика из зерен, семян

Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.

Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.

Волшебные кляксы

Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).

Три предмета

Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух.

Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам.

Читайте также:  Кормление грудью после кесарева сечения

Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.

У кого какой характер?

Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш.

С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.

Идеи развития творческих способностей

Творческое развитие детей

Изобразительная деятельность

С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.

Лепка

Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном.

Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу.

Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.

Аппликация

В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д.

Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии.

Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.

Нетрадиционное рисование

Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.

В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.

Музыка

Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.

Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.

Театрализованная деятельность

Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни.

В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д.

Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.

Чтение и литературное творчество

Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами —сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.

Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.

Творческое развитие детей Творческое развитие детей Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее

Творческое развитие детей: почему это так важно?

Привет, привет, уважаемые читатели и случайные гости!

Современные родители в эпоху прогресса осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его способности и их проявления.

  • Сейчас, как никогда, пользуются популярностью именно творческие профессии и специальности, и если развивать эти способности с детства, то в будущем мы получим отличную базу для формирования полноценной успешной личности, как в психическом, так и в личностном плане.
  • Иногда мамы отдают предпочтение развитию речи, памяти, физических навыков ребенка, но забывают про творческие занятия или не придают им достаточного значения, считая что ребенок, либо не тянется сам к чему-то творческому или мы не планируем быть великими музыкантами или скульпторами.
  • Творческое развитие детей

Да, может вы и не планируете, но творческое развитие детей помогает развиваться разносторонне, в будущем подходить нестандартно к решению любой проблемы. Учит ребенка креативно мыслить, а не шаблонно и заученно. Развивает индивидуальность и гибкость мышления, раскрываются его таланты и умения.

Такие дети быстрее идут на контакт и легче взаимодействуют со сверстниками. В других сферах им легче дается освоение информации.

Поэтому, так важно вовремя, а именно в детском возрасте, обратить внимание на творческое развитие, ведь это один из этапов взросления и совершенствования маленького человека.

Некоторым детям творчество больше по вкусу, некоторым меньше. Кто-то может часами напролет сидеть и копаться в кропотливой поделке, другие же, тяп-ляп и побежали. Но это вовсе не означает, что нужно забрасывать занятия совсем.

Что такое творческое развитие?

Творческое развитие предполагают комплекс который состоит из нескольких составляющих:

  1. Умение видеть в обыденных вещах что-то необычное, нестандартное
  2. Фантазия
  3. Воображение
  4. Интуиция
  5. Образное, логическое и креативное мышление

Когда же начинать творить?

В этом плане рано не бывает. Как только вы сами будете готовы к проведению с малышом подобных занятий. Обычно, когда ребенок уже более осмысленно подходит к первым навыкам творчества, это период после года. Здесь мы знакомим малыша с новыми материалами, делаем первые простые манипуляции, далее совершенствуем свои навыки и придумываем новые сюжетные линии.

Творческое развитие детей

Развивается фантазия и воображение. Иногда чересчур, но не блокируйте маленькие выдумки своего ребенка. Сделайте вид, что верите в его чудеса. Ведь фантазия — это дар, который дается маленьким детям для зарождения творческого потенциала в будущем.

Но если вы хотите погрузить своего ребенка в творческий мир, вы должны сами в нем присутствовать, по крайней мере на первых порах. В дальнейшем, если ребенку будет нравиться что-то мастерить или рисовать, он будет увлечен своим действием и может не заметить вашего отсутствия или даже просить вам не мешать, здесь все индивидуально.

Но, сначала вы должны заинтересовать ребенка и искренне начинать творить вместе с ним, заразить его, так сказать, своим энтузиазмом.

Игры, которые способствуют развитию творческих способностей

Выделим основные варианты деятельности, которые можно проводить в домашних условиях с мамой либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. Я лично, большое значение уделяю творчеству. Мы с сыном посещаем групповые занятия и творим дома ежедневно.

Творческие занятия в 2-3 года должны быть направлены на все стороны развития. Основные, на мой взгляд, доступные виды творчества:

  • Рисуем и пишем. Стандартные и нетрадиционные методы рисования и письма.
  • Лепка. Лепим из всего: теста, пластилина, глины, песка, снега.
  • Конструируем. Здесь подойдут всевозможные конструкторы, подручные материалы, кубики, коробки.
  • Поем и танцуем, слушаем музыку пусть и фоном, играем на музыкальных инструментах (можно самодельных). О волшебном свойстве музыки можно говорить бесконечно. Это положительно сказывается на психическом состоянии ребенка, развивает мышление и память.
  • Читаем сказки, стихи, рассказы. Читаем детям не только сказки перед сном, но и в течение дня. Чередуйте свой репертуар: пусть это будут и волшебные истории, и стихи про животных, и познавательные заметки про окружающий мир. Расширяем словарный запас и просвещаемся.
  • Аппликация из всевозможных материалов. Начните с бумаги, далее это могут быть: разные виды ткани, салфетки, пластилин и прочее.
  • Поделки.
  • Дидактические и развивающие игры. Это различные мозаики, пазлы, обучающие карточки (Домана к примеру), карты, лото, домино, настольные игры.
  • Театральная деятельность. Различные инсценировки, пьески, кукольный театр, ролевые игры.Творческое развитие детей

Советы для родителей:

  • Не высмеивайте и не осуждайте работы своего маленького творителя. У него свой взгляд на вещи и пока не совершенный. Наоборот, всячески его мотивируйте и хвалите, что так же положительно скажется на его самооценке.
  • Уберите на второстепенный план серьезность и консерватизм. Сами расслабьтесь и попробуйте тоже погрузиться в мир иллюзий и фантазий, не бойтесь стать на время маленьким ребенком и быть с ним с ним «на одной волне».
  • Для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать для этого благоприятную среду. Лучше конечно, чтобы необходимые материалы были в легкой доступности для ребенка, как позиционируют многие методики раннего развития. Например, Вальдорфская школа или Мария Монтессори. Чтобы ребенок мог, когда захотел, взять все, что нужно и начать заниматься. Заодно сразу будете приучать его к порядку, что после занятий нужно всегда прибирать за собой рабочее место.
  • Занимайтесь как можно чаще и систематически, не бросайте занятия на долгое время.
  • Не делайте занятия скучными и однообразными. Пусть это всегда будет новая история и увлекательная игра, учитесь отключаться от домашних дел и фантазировать.
  • Поддерживайте ребенка во всех его творческих начинаниях.
  • По мере взросления ребенка можно сузить круг его творческих занятий и направить на что-то определенное. То, к чему его больше тянет.

И не замените, как пролетело время и сами отдохнете от бесконечных житейских проблем. Станете ближе к своему ребенку, а тот в свою очередь будет вам доверять и дарить свой непринужденный детский восторг.

  1. Фантазируйте и творите вместе с вашими малышами!
  2. Надеюсь, вам было интересно,
  3. пишите в х, как вы развиваете творческие способности у своего ребенка, всегда рада услышать новые идеи!
  4. С уважением, Юлия Полонская

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *