Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России.

Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды.

Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:

  1. Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном)  питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
  2. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
  3. Существовании  и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ, их вредном влиянии  на здоровье;
  4. Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения  обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
  5. Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Сформировать: представление об основных компонентах  здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Здоровый образ жизни школьника

Режим дня, учебы и отдыха

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.

Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.

Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же  время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.

Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:

  • Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
  • Соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
  • Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы;
  • Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
  • Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление.

Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его.

Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.

Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.

Формирование здорового образа жизни школьника

Формирование здорового образа жизни у школьника «Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.

Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. 

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. 

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание
  • занятие физическими упражнениями
  • закаливание
  • соблюдение режима дня
  • соблюдение норм гигиены
  • отказ от вредных привычек.
  • Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
  • Правильное питание школьника должно быть:
  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.

Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % .

Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.

 Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.

И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.

Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно.

Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем. 

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.

 Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня.

Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. 

Читайте также:  Как научить ребенка плавать

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  1. учебные занятия в школе;

  2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

  3. сон;

  4. питание;

  5. занятия физическими упражнениями;

  6. отдых;

  7. занятия в свободное время.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.

А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости.

Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время.

Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. 

Потребность в сне составляет:

  1. в 10-12 лет – 9-10 часов,
  2. в 13-14 лет – 9-9,5 часов, 
  3. в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
  • Питание
  • Народная мудрость гласит:

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

  • «Какова еда и питье – таково и житье».
  • «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.  Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.

  1. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
  2. Здоровый образ жизни школьника

Из чего состоит здоровый образ жизни школьника

Соблюдение здорового образа жизни очень важно для каждого из нас. Ведь разумно относясь к своему здоровью, мы надолго остается бодрыми, продуктивными и молодыми.

Особенно актуален этот вопрос среди школьников, ведь именно в их возрасте психика и тело еще только формируются.

В школьный период наступает половое созревание, из-за которого ребенок становится просто неуправляемым и ранимым, происходит становление личности, а также возрастает нагрузка и дополнительные занятия.

Свою лепту вносит и плохая экология, сидячий образ жизни, употребление вредных продуктов, а также зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих популярных гаджетов. Все это неминуемо приводит к проблемам с физическим и психическим здоровьем подрастающего поколения. Поэтому так важно формировать ЗОЖ у своего чада еще со школьной скамьи.

Какие же составляющие должны входить в здоровый образ жизни школьника? Ответ на этот вопрос знает Интернет-издание estet-portal.com.

1. Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня 2. Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения3. Физическая активность – главное условие отменного здоровья4.

Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов5. Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности6.

Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня

Формируя здоровый образ жизни своего сына или дочки, не забывайте о таком пункте, как правильно составленный режим дня, так как он минимизирует энергозатраты, восстанавливает организм и повышает его работоспособность, что положительно сказывается на здоровье и психическом равновесии ребенка.

Упорядочивайте расписание уроков, дополнительных занятий, отдыха и всего прочего вместе со своим чадом. Можете даже попробовать сделать это в игровой форме. Но не забывайте о том, что сделать все за один день нереально. Поэтому не отправляйте сына или дочку в несколько кружков сразу. Время отдыха должно быть равноценно времени деятельности.

Режим дня для каждого школьника индивидуален. Он зависит как от особенностей организма ребенка, так и от общей загруженности. Для того, чтобы выбрать оптимальный режим дня, составьте распорядок так, чтобы работа и отдых чередовались.

  • Обычно режим дня ученика или ученицы состоит из следующих частей:
  • • уроки в школе; • выполнение домашних заданий; • питание; • физические упражнения;
  • • отдых;
  • Подписывайтесь на нас в Instagram.

• свободное время.

Здоровый образ жизни школьника сложно представить без качественного сна. Ведь это естественное физиологическое состояние восстанавливает организм маленького человечка, который за весь день активной умственной деятельности выматывается.

К тому же, во время сна запускаются механизмы, которые способствуют правильному росту и развитию ребенка. Поэтому проследите, чтобы Ваше чадо спало не 10 часов в сутки.

А для того, чтобы сон был эффективным, обеспечьте в детской комнате соответствующую атмосферу: поставьте кровать с ортопедическим матрасом и хорошей подушкой, проветрите помещение и поддерживайте оптимальный температурный режим.

Также очень важно, чтобы ребенок перед сном не смотрел телевизор и не засиживался допоздна за компьютером. В противном случае сон окажется некачественным, самочувствие ухудшиться, появиться быстрая утомляемость, а концентрация внимания упадет.

Поскольку большую часть времени школьник сидит за партой и письменным столом, а занятия физкультурой не дают достаточной физической нагрузки, которая нужна для отменного здоровья, необходимо, чтобы ребенок обязательно вел подвижный образ жизни.

Поэтому привейте своему чаду любовь к спорту. Приучите его по утрам делать зарядку, после школы посещать спортивную секцию, будь то футбол, хоккей, плавание или айкидо, а в свободное время подольше гулять и играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Являясь неотъемлемой частью здорового образа жизни школьника, активные физические нагрузки способствуют росту ребенка, нормализуют обмен веществ, а также дисциплинируют.

Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов

Многие дети после посещения школы часто болеют простудными заболеваниями и гриппом, что нарушает принятый распорядок дня. Связано это с тем, что их иммунитет ослаблен нехваткой витаминов и стресса.

Читайте также:  Кормление грудью с точки зрения психологии

Поэтому в период разгула эпидемии так важно повышать сопротивляемость организма к вирусам и эпидемиям. Для этой цели прекрасно подходит закаливание.

  1. Популярными закаливающими процедурами являются следующие:
  2. • обтирание; • купание в проруби; • контрастный душ;
  3. • хождение босиком.

При закаливании очень важно, чтобы температура воды или воздуха снижалась постепенно. Резкое ее снижение может обернуться серьезными последствиями в виде переохлаждения, простудных заболеваний и даже воспаления легких.

Но подходить к такой процедуре необходимо тщательно. Ведь закаливание может, как принести пользу, так и навредить. Поэтому, прежде чем приступить к оздоравливающим процедурам, необходимо проконсультироваться с врачом.

Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности

Здоровый образ жизни школьника сложно представить и без правильного питания. Ведь оно играет огромную роль для подрастающего организма. Проследите, чтобы в рационе Вашего ребенка были те продукты, которые нужны ему для роста, развития и достаточной энергии, нужной для повседневной деятельности.

Количество приемов пищи школьника должно быть не 4-5 раз в день.

Питание должно быть полноценным и сбалансированным, а также соответствовать возрасту ребенка. В рационе обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы.

Калорийность продуктов должна покрывать энергозатраты растущего организма. Но следует помнить о том, что как ее избыток, как и ее недостаток приносит вред здоровью.

Здоровый образ жизни школьника

Курение, употребление алкоголя, наркотики и прочие вредные привычки никак не вписываются в понятие «здоровый образ жизни». Ведь они задерживают рост и развитие, а также приводят к различным заболеваниям и даже летальному исходу.

Поэтому оградите своего ребенка от вредных привычек. Пропагандируйте здоровый образ жизни и рассказывайте своему чаду, чем может закончиться курение, распивание спиртных напитков и прочие вредные привычки. Также оградите школьника от рекламы и фильмов, где фигурируют вредные привычки.

Если Вы будете действовать совместно с учителями, социальными педагогами и медиками, неокрепший ребенок не возьмется за сигарету, бутылку пива или шприц.

Сформировать здоровый образ жизни школьника не так и сложно. Главное – все делать комплексно. Также важна регулярность. Если ребенок будет заниматься зарядкой только раз в неделю, обливаться холодной водой периодически, а здоровое питание чередовать с чипсами, гамбургерами и прочей не полезной пищей, он наверняка получит проблемы со здоровьем.

  • Только при условии постоянного соблюдения ЗОЖ и комплексного подхода, ребенок будет правильно расти и развиваться, а его энергии хватит на напряженную ежедневную деятельность.
  • Насколько безопасна гомеопатия для детей и стоит ли ее применять
  • Вам может быть интересно: Идеальный живот за 5 минут в день. 

Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

В статье «Здоровый образ жизни для детей»  делается  акцент на критериях здорового образа жизни детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще относительно невелика и родитель играет определяющую роль в установлении поведения своего малыша. В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно иные условия жизни, к тому же он становится все более самостоятельным, поэтому здоровому образу жизни школьника мы решили посвятить отдельную статью.

Актуальность проблемы

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.

К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами.

Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы.

Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.

О подходе к воспитанию здорового образа жизни мы поговорим в отдельной статье, а пока определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника.

В чем особенность школьного периода жизни?

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

1.создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

2.составление гармоничного режима труда и отдыха;

3.воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

  • Рациональный режим дня
  • Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
  • Оптимальная физическая нагрузка

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

  1. Закаливание
  2. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
  3. Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

  • Отказ от вредных привычек
  • Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
  • Благоприятная психологическая обстановка в семье
  • Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.
  • Здоровый образ жизни школьника: советы родителям

Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно.

Как составить индивидуальный план здорового образа жизни для школьника? Учитывайте возраст ребенка

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника. Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний. Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку. Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка.

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью.

Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны. Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны.

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Здоровый образ жизни

Здоровое питание

В идеале это такое питание, которое обеспечивает человеку поступление всех необходимых питательных веществ и витаминов в нужном объеме и в то же время не является избыточным, то есть не провоцирует набор лишнего веса. Отдельно стоит сказать о растущем организме. Стоит отметить, что именно питание в основном составляет здоровый образ жизни школьника: тест для ребенка можно провести, исходя из его ежедневного рациона. 

Читайте также:  Бассейн и бронхиальная астма у детей

Современные продукты питания насыщены жирами, простыми углеводами и калориями, поэтому человек вынужден ограничивать себя в питании.

С другой стороны, содержание витаминов и минеральных веществ в продуктах снижено, по сравнению, скажем, с теми, что попадали на стол даже сто лет назад, а значит, чтобы покрывать свои потребности в витаминах, человек должен съедать больше.

Но большее потребление еды приводит к появлению лишнего веса, в результате человек ограничивает себя в пище, но недополучает важнейших питательных веществ. По некоторым данным, дефицит витаминов в организме у жителей России составляет в среднем от 50 до 80%.

В результате, чтобы придерживаться по-настоящему здорового питания, современному человеку приходится:

  • ориентироваться в списке вредных продуктов и исключать их из своего рациона;
  • ограничивать себя в потреблении калорий;
  • отдавать предпочтение продуктам, максимально насыщенным полезными веществами и в то же время не содержащим вредных;
  • разбираться в составе продуктов, читать этикетки, знать принципы сезонности овощей и фруктов;
  • даже при сбалансированно составленном рационе организму может не хватать витаминов, что приводит к необходимости дополнительно потреблять витамины в таблетированной форме.

Фактически, чтобы обеспечить себе здоровый рацион, современному человеку приходится самостоятельно осваивать химию и диетологию, скрупулезно подсчитывать граммы, калории, ориентироваться в составе тех или иных продуктов питания. Ситуация осложняется тем, что здоровое питание в целом дороже и является недоступным для большинства населения.

Ученые стараются максимально упростить рекомендации, чтобы хотя бы приблизить рацион среднестатистического человека к здоровому:

  • избегайте мучного, сладкого, жирного;
  • откажитесь от жареного и фастфуда;
  • не потребляйте сладкие напитки и алкоголь;
  • отдавайте предпочтение овощам и фруктам;
  • Включайте в рацион нежирное мясо и рыбу;
  • употребляйте больше кисломолочных продуктов.

В последнее время здоровое питание стало модным трендом. Появляются компании, ориентированные на поставки только здоровых продуктов питания, произведенных без добавок, консервантов, пестицидов и т.д.

Популярность приводит к повышению цены и недоступности таких продуктов. Есть данные, что только 2% населения России могут потреблять здоровые продукты в течение всего года.

Адекватная физическая нагрузка

Под этим термином подразумевается такая физическая нагрузка, которая является посильной для человека, не провоцирует появление травм, не истощает силы, запасы питательных веществ и витаминов, не снижает иммунитет, а напротив, способствует тренировке всех мышц, органов и систем организма, повышает сопротивляемость инфекции и неблагоприятным факторам окружающей среды.

Такая нагрузка не направлена на износ организма, как в профессиональном спорте; она способствует оздоровлению, предупреждает появление травм, развивает силу, выносливость и адаптационные способности.

Почему важна физкультура в школе? Стоит отметить, что физические упражнения также составляют здоровый образ жизни школьника, а тест на его физическое состояние можно проверить легко: в школе во время сдачи нормативов. 

Адекватная физическая нагрузка может быть оздоровительной и лечебной, способствуя улучшению состояния организма. Например, при патологии позвоночника и суставов, при сахарном диабете 2 типа, при ДЦП, наличии лишнего веса и т.д.

Для каждого человека своя норма физической нагрузки. Она зависит от пола, возраста, функционального состояния организма, степени тренированности, наличия травм, хронических заболеваний и т.д. В то же время список состояний, при которых противопоказана физическая нагрузка, крайне мал.

Принципы адекватной физической нагрузки таковы.

  1. Посильность.
  2. Регулярность и длительность: физическая нагрузка не имеет противопоказаний по возрасту.
  3. Постепенное повышение интенсивности.
  4. Систематичность.
  5. Широкая направленность, то есть физическая нагрузка должна не только тренировать сердечно-сосудистую систему или обеспечивать тонус и силу мышц, но и развивать координацию, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Односторонняя тренированность ускоряет процессы старения организма, в то время как многостороннее физическое развитие способствует долголетию.

Оптимальная физическая нагрузка для человека с сидячим образом жизни – это тренировки 3-5 раз в неделю. Можно тренироваться каждый день, но чередовать виды нагрузок либо просто вести активный образ жизни и практиковать более редкие тренировки. Очевидно одно: без адекватной физической нагрузки образ жизни не может называться здоровым.

Распорядок дня здорового человека

Известно, что работа человеческого организма подчиняется биологическим часам. Есть наиболее оптимальные часы для сна и бодрствования, время повышенной и пониженной работоспособности, свое время для выделения пищеварительных соков и гормонов различных желез.

Подстраиваясь под свои биологические часы, можно значительно сэкономить ресурсы организма, наладить более эргономичную работу всех органов и систем, что в итоге приведет к экономному расходованию ресурсов, повышению сопротивляемости организма и увеличению продолжительности жизни.

В то же время противодействие биологическому времени (бессонные ночи, беспорядочный режим приема пищи) истощает силы организма, снижает работоспособность, сопротивляемость, общий настрой.

Для определения оптимального распорядка дня нужно прислушаться к себе: когда вам легче вставать, когда вы чувствуете прилив сил или, наоборот, сонливость. Исходя из этого нужно составить режим дня: время подъема, сон не менее 6-8 часов, время тренировок и приема пищи, время умственного и физического труда.

Конечно, это непросто, учитывая, что наша жизнь чаще всего подчинена графику работы или учебы. Может быть, в результате придется пожертвовать привычными развлечениями или еще чем-то, однако подчинение образа жизни определенному распорядку в конечном итоге дает больше плюсов, чем минусов, улучшает работу организма, замедляет старение.

Режим труда и отдыха

Общее правило режима труда и отдыха такое: пассивная деятельность должна сменяться активной, а умственный труд – физическим. При тяжелом умственном труде (у студентов, например) лучшим отдыхом будут подвижные игры, которые отвлекают нервные клетки от привычной работы и дают им отдых. При физическом труде в перерыве полезно порешать кроссворды или задачи

У большинства людей рабочее время – это более трети жизни, учитывая, что по Трудовому кодексу в нашей стране установлен 8-часовой рабочий день. Работа – важная составляющая образа жизни.

И от того, как организовано это время, зависит здоровье. Так, в середине рабочего дня обязательно должен быть часовой перерыв на обед.

В рабочее время также нужно устраивать перерывы – по 5-10 минут каждые 2-3 часа (частота и длительность перерывов зависит от вида деятельности).

Если работа сидячая, перерывы нужно проводить активно. Если трудовая деятельность – это тяжелый физический труд при повышенной температуре, в перерыв лучше полежать в хорошо проветриваемом помещении.

А вот при работе за компьютером отрываться от экрана монитора нужно через каждые 45 минут, делая перерыв на 15 минут.

В это время нужно сделать гимнастику для глаз или хотя бы просто посмотреть вдаль, чтобы глазные мышцы расслабились.

Длительные периоды работы без отдыха (или с неправильно организованным отдыхом) приводят к переутомлению организма. Переутомление способно накапливаться, но в какой-то момент приводит к срыву компенсации и возникновению болезни.

Кроме того, утомление повышает риск возникновения травмоопасных ситуаций как на работе, так и вне ее. То же самое относится и к детям. Ведущему здоровый образ жизни школьнику нужно периодически отдыхать от тестов, уроков и домашних заданий.

Важно, чтобы молодой организм не перегружался. 

Важной составляющей полноценного отдыха является сон. Длительность необходимого сна зависит от возраста, пола, образа жизни, наличия заболеваний, но в среднем составляет 6-8 часов в сутки.

Сон должен оставлять ощущение полного восстановления, давать прилив сил. Если к концу недели вы чувствуете утомление, необходимо увеличить продолжительность ночного сна. Ложиться и вставать лучше в одно и то же время.

Некоторым категориям людей (детям, пожилым) необходим также послеобеденный сон.

Профилактика заболеваний

Это довольно широкое понятие, включающее в себя:

  1. Отказ от вредных привычек. Человек, ведущий здоровый образ жизни, не допускает воздействия на организм табачного дыма, алкоголя и других стимуляторов, наркотических веществ.
  2. Профилактические медицинские осмотры в рамках диспансеризации, лечение возникающих патологий на ранних стадиях (кариеса, например), знание и соблюдение правил гигиены, своевременное проведение профилактических прививок, знание и применение профилактических мер при различных заболеваниях.
  3. Укрепление организма различными способами: закаливание, дыхательные тренировки, медитация, йога, зарядка на свежем воздухе…
  4. Соблюдение экологической безопасности: избегание загрязненных районов — сюда относится газовое, радиационное, шумовое, электрическое и другие виды загрязнений.
  5. Профилактика травм, соблюдение техники безопасности при различной деятельности, отказ от потенциально опасных и экстремальных видов деятельности, знание основ первой помощи и выживания в различных условиях.
  6. Психогигиена, то есть умение управлять и сохранять свое психическое здоровье, умение контролировать эмоции, позитивное мышление, психологическая зрелость.
  7. Не менее важной составляющей здорового образа жизни многие врачи и ученые считают социальную адаптацию человека: наличие семьи, любимой работы, друзей, хобби, а также самореализацию, умение воплощать в жизнь собственные замыслы.

Рекомендации по здоровому образу жизни – это целый свод правил, соблюдать которые не всегда возможно. Однако задача каждого человека — максимально приблизить свой образ жизни к здоровому и сформировать стремление к здоровому образу жизни у детей.

В основе ведения здорового образа жизни – информированность и осведомленность. Чем больше человек интересуется и узнает о нем, тем больше его собственный образ жизни приближается к здоровому.

Здоровый образ жизни – это шанс каждого человека продлить свою активную жизнь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *