Иппотерапия: мнение педиатра

Иппотерапия: мнение педиатраИппотерапия — это набирающее популярность направление анималотерапии, «лечение лошадьми», а точнее — лечебная верховая езда. Что такое иппотерапия, как она действует и как начать занятия, MedAboutMe рассказывает Ксения Юрьевна Рябова. Она знакома с иппотерапией не понаслышке: страдая от одной из форм ДЦП, Ксения Юрьевна в середине 1990-х занялась иппотерапией и через несколько лет вошла в состав паралимпийской сборной России. На сегодняшний день Ксения Рябова является троекратным чемпионом России, принимала участие в Чемпионате мира в 2003 году, стала серебряным призером соревнований 2014 года, является многократным призером конных соревнований Москвы и Московской области. Ксения Рябова имеет звание кандидата в мастера спорта и является членом Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Ее работа в области иппотерапии отмечена золотой медалью благотворительного фонда «Меценаты столетия».

— Иппотерапия — относительно молодой метод альтернативной медицины. Почему лошади не использовались раньше для лечения больных людей, хотя «доступ» к ним был проще?

— Во-первых, иппотерапия была известна еще во времена Древней Греции и Рима.

Уже тогда лекари заметили положительный эффект от общения с лошадью и верховой езды для расслабленных и умственно не уравновешенных людей.

В Средневековье и XVIII-XIX века доктора выписывали верховую езду при депрессиях, нервных болезнях, мышечной атрофии конечностей. Так что нельзя сказать, что иппотерапия — метод молодой.

Во-вторых, не было таких заболеваний, как сейчас. Инвалиды были всегда, но почти все они умирали в младенчестве, редко кто доживал до 14 лет.

И лишь во второй половине XX века, когда люди научились выхаживать инвалидов и помогать им жить, врачи вспомнили о положительном эффекте от верховой езды. Решили попробовать — и были поражены результатами.

Но к нам это пришло значительно позже, ибо до 90-х годов XX века в СССР не было понятия «инвалид с детства». В этом и была вся проблема.

— Для лечения каких болезней может применяться иппотерапия?

— Скорее, не для лечения, а для улучшения физического и психического состояния ребенка или взрослого. Вылечить заболевания, связанные с головным мозгом, фактически невозможно.

Иппотерапия может применяться при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, ДЦП, разного рода парезах, при синдроме Дауна, аутизме, задержке умственного развития, депрессии, некоторых формах инсульта, когда поражены мышцы и т. п. Также в некоторых случаях иппотерапия может быть эффективна при лечении алко- и наркозависимости.

То есть, речь идет о тех случаях, когда затронуты или нервная система, физическое состояние, или психологическое, душевное и эмоциональное состояния человека.

— Эффект от иппотерапии подтвержден научными исследованиями?

— Да, конечно. В Германии, во Франции, в Польше в 70-80-е годы прошлого века были проведены полномасштабные исследования о влиянии верховой езды на ряд заболеваний, на основе чего были выпущены и научные труды, и популярные книги.

У нас такие исследования проводились значительно позже, и мне тоже удалось в них поучаствовать.

А в ноябре 2012-го года я участвовала в международной конференции, посвященной 20-летию иппотерапии и инвалидного конного спорта в России, где тоже об этом много говорили.

Иппотерапия: мнение педиатра

— Анималотерапия сегодня вообще пользуется популярностью. Канистерапия, дельфинотерапия, фелинотерапия… Есть ли принципиальные отличия иппотерапии от этих направлений?

— Да, есть. Ибо, когда лошадь спокойно идет шагом, то делает трехмерные колебания — вверх, вперед и в бок, т.е. делает те же движения, что и идущий рядом человек. Тело лошади имеет немного более высокую температуру, чем тело человека.

И получается, что идущая лошадь и расслабляет пациента, и, разогревая, массажирует его ноги и спину, и посылает правильные импульсы в мозг. Эффект потрясающий, схожее воздействие оказывает и канистерапия. Только там собака находится рядом с пациентом и учит его ложиться, вставать, идти, держась за нее, а также мелкой моторике.

Лошадь же передает все, что нужно, когда человек на ней едет. А эмоционально лошади оказывают даже более положительное воздействие на больных людей и детей.

— Чаще всего, когда речь заходит об анималотерапии, как-то само собой подразумевается, что мы говорим о детях. А можно ли при помощи иппотерапии помогать взрослым пациентам?

— У взрослого человека результат может быть достигнут медленнее, чем у ребенка, но все же он тоже будет. Тут главное, желание самого взрослого пациента этим заниматься. Лечебная верховая езда и иппотерапия не имеет ограничений по возрасту.

Я сама пришла в 21 год в группу иппотерапии и знаю людей, которые начали заниматься и в 49 лет, и в 63 года.

Сейчас они перешли на другой уровень и выступают по программе параолимпийской выездки, но все они начинали заниматься иппотерапией и уже в довольно зрелом возрасте.

— Чего стоит ждать от иппотерапии, а чего нет? Где она может помочь, а в чем бесполезна?

— Как я уже упомянула, иппотерапия укрепляет, согревая теплом лошади, мышцы ног и спины, а трехмерные покачивания идущего коня дают правильные импульсы в головной мозг, и здоровые клетки мозга берут на себя функцию пораженных. Однако это дело не одного-двух занятий, и даже не одного курса терапии. Это долгий процесс, который может затянуться на годы.

Исследования показали, что 12 недель иппотерапии улучшают у влияние иппотерапии на головной мозг пациентов с неврологическими нарушениями пока не удалось.

Излечить человека от нервного или психического заболевания, например, такого, как ДЦП или аутизм, невозможно.

И любые сообщения о том, что это можно сделать — миф чистой воды… Но значительно улучшить состояние человека, заставить его самостоятельно ходить и делать разные манипуляции, одеваться, есть, себя обслуживать — можно.

И чем раньше начнете заниматься иппотерапией, тем лучше и заметнее будет эффект. Заниматься иппотерапией можно с года-полутора от рождения, практически с младенчества.

В этом случае дети, больные ДЦП, к примеру, встают на ноги, становятся независимыми, эмоционально раскрываются и учатся жить, как обычные люди… Такая же ситуация и при раннем аутизме. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов вывести ребенка «из-под колпака» заболевания и обучить его навыкам жизни в обществе, насколько это возможно.

Хочу также заметить, что эффективнее лечение будет тогда, когда параллельно с верховой ездой с ребенком будет заниматься и массажист, и психолог, и специалист по ЛФК.

И еще один совет: сразу после занятия не поленитесь, походите с ребенком по конюшне, заставьте его самостоятельно переставлять ноги, если он стоит (для детей с ДЦП).

Или попробуйте войти в контакт с ребенком и повторить с ним речевые навыки, которые он демонстрировал при езде верхом (для аутистов).

Иппотерапия: мнение педиатра

— Лошадь — крупное и сильное животное. Где гарантия, что она чего-нибудь не испугается и не перестанет слушать инструктора? Не опасна ли иппотерапия? Вообще, какие риски (побочные эффекты) встречаются при проведении подобных сеансов?

— Нет никаких побочных эффектов. В иппотерапию подбираются только самые спокойные лошади. С ними предварительно работают и готовят их по особой программе, чтобы они не боялись криков, хлопков, летящих предметов (мячей, например). Их учат доверять тренеру-иппотерапевту, не реагировать на резкие движения детей, а также тому, что во время работы с лошадью рядом может находиться до 3-4 человек:

  • коновод, ведущий лошадь под уздцы;
  • иппотерапевт и его помощник, которые идут по бокам и держат пациента за ноги с обоих сторон;
  • если пациент — это малыш до 6 лет, то к ним присоединяется еще и массажист, который садится позади ребенка, помогает ему делать упражнения и проводит массаж спинки и ножек во время езды.

Побочные эффекты могут наблюдаться только при неправильно подобранной нагрузке или из-за неудобной одежды пациента. При езде на лошади надо надевать брюки без внутренних швов и свободные пуловеры, чтоб сохранять тепло, исходящее от лошади.

— У всех видов терапии есть противопоказания. Кого нельзя лечить иппотерапией?

— Пожалуй, нет таких явных противопоказаний. Однако есть заболевания, с которыми нужно быть очень осторожными при выборе нагрузок. Это сердечно-сосудистые заболевания, тяжелые формы инсульта, а также ухудшение или потеря зрения. То есть, в тех случаях, где не рекомендованы тяжелые нагрузки.

Но в облегченном варианте можно сесть на лошадь на 10-15 минут, а после этого повозиться с ней, погулять, покормить — иппотерапия полезна всем. Известны случаи, когда люди после тяжелого инсульта восстанавливались именно благодаря общению с лошадью и верховой езде. Но повторюсь, это все очень индивидуально.

Перед началом занятий надо посоветоваться со специалистом, который скажет, можно заниматься конкретному пациенту или нет.

— Когда иппотерапия появилась в России, и что с ней сейчас происходит?

— Иппотерапия появилась у нас в 1990-е годы прошлого столетия. Я пришла в группу иппотерапии в конно-спортивный клуб (КСК) «Битца» в 1994 году. И уже знала, что в Москве только два клуба занимаются ею — это группа на Битце и «Живая нить» на Московском Ипподроме.

Сейчас во многих КСК в Москве и Московской области и в других регионах есть клубы, занимающиеся иппотерапией и развивающие это направление. И что особенно радует — их число растет год от года. Конечно, не все могут послать людей на обучение в столицу, есть и самоучки.

Однако сейчас очень много теории по иппотерапии можно найти в интернете и опробовать все на своей собственной шкуре. Но конечно лучше все-таки найти деньги на курсы иппотерапевтов и пройти их от и до. Тогда не будет явных ошибок по нагрузкам при работе с пациентами.

Иппотерапия: мнение педиатра

— Насколько доступна иппотерапия обычным людям? Даже простые «занятия лошадками» стоят недешево — потянет ли среднестатистическая мама больного ребенка оплату сеансов иппотерапии?

— Есть клубы при КСК, которые всячески помогают инвалидам и их родителям.

Где-то родителей на добровольной основе просят заниматься общественной деятельностью, ездить в администрацию, фонды, выбивать деньги на тренировки, писать программы на гранты, организовывать мероприятия для рекламы своих клубов, в которых участвуют все, кто там занимается.

В других КСК установлен тариф специально для таких занятий — это где-то 500 р. за 30-40 минут раз в неделю. В любом случае при большом желании заниматься можно найти выход из положения. Есть много фондов и общественных организаций, помогающих детям-инвалидам и готовых оплатить им лечение иппотерапией, просто нужно поискать их.

— Если человек заинтересовался иппотерапией, с чего ему следует начать, куда обратиться?

— Прежде всего, надо посоветоваться с невропатологом, у которого наблюдается пациент. Если врач дает добро, необходимо обратиться ближайший КСК, где занимаются иппотерапией: поехать туда, пообщаться там со специалистом ЛФК и иппотерапевтом.

Они осматривают пациента и назначают первый курс занятий, а также оговаривают цену занятий, если они платные. А дальше все зависит от пациента или от того, кто им занимается. Можно написать обращение в какой-либо фонд, или к какой-то звезде с просьбой помочь.

Читайте также:  Питание ребенка: профилактика осенней простуды

Но в любом случае игра стоит свеч, и эффект будет. Пусть не сразу, но будет…

Иппотерапия, как вспомогательный метод лечения аутизма

Методика иппотерапии – это коррекция различных видов расстройств здоровья у детей и взрослых при помощи общения с лошадьми. В понятие «Иппотерапия» входит не только верховая езда, но и осуществление ухода за лошадьми, работа в конюшне, общение с животными.

Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.

Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом

Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями — лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.

Психолого-педагогическое воздействие

Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.

«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:

  1. Подготовка к занятию. Включает в себя момент ожидания для формирования умения «потерпеть и подождать». Очень часто ребенок с РАС, который не умеет ждать и впадает в истерику при такой необходимости, спокойно ждет начала своего занятия. Он надевает шлем, «готовит» угощение для лошади, проходит к монтуару.
  2. Посадка на лошадь для особенного ребенка каждый раз это преодоление себя и необходимость взаимодействовать с животным, инструктором по иппотерапии одновременно. Плюс вырабатывается координация движений.
  3. Иппотерапия и упражнения. Само занятие включает езду верхом с разной степенью свободы, в зависимости от подготовки ребенка. Опытные наездники работают на корде, для «начинающих» лошадь под уздцы ведет коновод. Занятие проводит инструктор по иппотерапии, который идет рядом с ребенком. Выбор упражнений и методы иппотерапии для каждого ребенка индивидуальны.
  4. Спешивание с лошади. Конец занятия предполагает обязательную благодарность лошади. Освоение данного этапа иногда затягивается на годы – настолько трудно ребенку с аутизмом дается преодоление себя.

Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.

Физическое воздействие

Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:

  • автоматически формирует правильную осанку;
  • укрепляет мышечный корсет всего тела;
  • помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.

Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.

Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.

Противопоказания

Иппотерапия для детей с аутизмом противопоказана в следующих случаях:

  • у ребенка аллергическая реакция на животных;
  • наличие открытых ран на коже;
  • лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
  • гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
  • хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.

Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка.

Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.

Иппотерапия для реабилитации

Что лечит иппотерапия? Кроме людей с РАС, занятия верховой ездой или иппотерапией большое распространение получили в реабилитации больных с патологией мышечного аппарата и пациентов с психоэмоциональными проблемами:

  • Люди, перенесшие травму, которая привела к ампутации конечности;
  • Люди, которые в результате травмирующего воздействия или инсульта потеряли способность самостоятельно ходить;
  • Больные детским церебральным параличом;
  • Больные с диагностированными неврозами, депрессивными расстройствами.

Иппотерапия: мнение педиатра

Результаты иппотерапии, механизм и природу действия лошади на физическое и психоэмоциональное состояние человека объяснить не всегда возможно. Однако можно заявить, что действие это исключительно положительно оздоравливающее как физическое тело, так и душу человека.

Отзывы об иппотерапии

Анализ отзывов об иппотерапии при аутизмепозволяет говорить о положительном влиянии таковых не только на маленького пациента, но и на его родителей или близких людей.

Увидеть своего ребенка самостоятельно сидящим на огромном животном, а возможно и управляющим им для родителей важный опыт. Ограниченные возможности здоровья ребенка часто заставляют недооценивать ребенка, излишне опекать его.

Такое отношение тормозит развитие и социализацию.

Выдержки из отзывов:

  • «Здорово работает иппотерапия при аутизме, РАС, ЗПР и ДЦП».
  • «Давно занимаюсь верховой ездой, и в клуб постоянно водят больных детей. Иппотерапия им реально помогает».
  • «Подруга у меня с диабетом занимается верховой ездой, так она здоровее здоровых. За исключением уколов инсулина».
  • «У сына правосторонний гемипарез – иппотерапия очень помогает».

Отзывы профессионалов, которые работают с детьми, объединяет одна мысль – иппотерапия не является панацеей, но при правильном подходе значительно укрепляет физическую форму больного и улучшает его психоэмоциональное состояние.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Иппотерапия

Иппотерапия: мнение педиатра

Подкова — на счастье, лошадка — на здоровье.

Многие родители с первых дней жизни своего малыша задаются вопросом: «Чем заниматься и с какого возраста можно ходить на занятия?».

В пони-клуб можно приезжать даже с малышом до года: гулять и общаться. В 2-3 года можно уже  пробовать садиться верхом и гладить лошадок. С трёх лет начнутся более серьёзные посещения, которые могут продолжаться в клубе до 12 лет.

К этому времени подросшие дети уже приобщатся к «взрослым» лошадям. Особо одарённые, трудолюбивые и увлечённые станут профессионалами и опытными всадниками, а остальные оставят верховую езду как хобби, и будут счастливы этим всю жизнь.

  • Но мы поговорим о лечении лошадью под руководством квалифицированного специалиста.
  • Райттерапия – от немецкого слова REITEN, что значит «ездить верхом».
  • Иппотерапия – от французского слова HIPPO, то есть «лошадь».
  • Берейтор – от немецкого слова BEREITER , что значит специалист по обучению лошадей и учитель, обучающий верховой езде.
  • Райттерапия (иппотерапия) – это реабилитация и психотерапевтическое лечение, осуществляемые посредством верховой езды.
  • Два основных условия воздействия иппотерапии:
  • — езда на лошади очень непростое, требующее активизации физических сил и психических усилий занятии,
  • — эмоциональная связь с животным.
  •  Занятия проводятся курсами по 1,5-2 месяца.
  • Лечебный эффект, который проявляется при регулярных занятиях, связан с несколькими факторами, которые комплексно воздействуют на детский организм.

Температура тела лошади примерно на 1,5-2 градуса выше, чем у ребёнка. Следовательно, те части тела, которые соприкасаются с её спиной, прогреваются, что способствует снятию болей, расслаблению и усилению кровотока в мышцах ног и таза.

При движении шагом, этот способ поступательного движения лошади используют для принятых в иппотерапии упражнений, мышцы спины животного осуществляют микромассаж кожи наездника. Именно поэтому занятия проводятся без седла.

Когда лошадь идёт, то механические импульсы от её движений передаются сидящему на ней человеку. Импульсы эти разнонаправлены, что заставляет напрягаться различные группы мышц для удержания равновесия.

Происходит это автоматически, тело само реагирует на получаемые им сигналы. Поэтому иппотерапия для детей с ДЦП, аутизмом или другими нарушениями связи между мозгом и телом даёт очень хорошие результаты.

Организм «вспоминает» как необходимо действовать, чтобы удержать равновесие.

И ещё один очень важный фактор. Общение ребенка с большим, сильным и обязательно, дружелюбным животным, уход за ним способствуют формированию нормальных психических реакций и навыков коммуникации с другими людьми.

Вот почему лошадь для иппотерапии помимо физической выносливости, должна обладать определённым характером.

Она должна не проявлять агрессии, спокойно реагировать на громкие звуки и резкие движения, идеально слушаться инструктора.

Иппотерапия применяется для реабилитации при многих нарушениях в работе организма. При заболеваниях опорно-двигательной системы, таких как: остеохондроз, сколиоз, артрит, травмы спинного мозга.

  1. Для восстановления функций мышц и суставов после травм, операций, перенесенных заболеваний.
  2. Эффективна иппотерапия при болезнях сердца, сосудов, заболеваниях органов малого таза и многих других.
  3. Но всё же, чаще и эффективнее всего лечебная верховая езда показана при неврологических и психических заболеваниях.

Особое место иппотерапия занимает в реабилитации детей с ограниченными возможностями. В случаях слепоты, глухоты или нарушений в других органах занятия в центре иппотерапии служат не столько укреплению мышц и развитию равновесия, сколько социальной адаптации. Они дадут навыки общения и взаимодействия с окружающим миром.

«Чтобы научить чему-нибудь лошадь, нужно быть опытным всадником. От ребёнка это не требуется. Наоборот, лошадь может научить ребёнка, точнее, помочь ему научиться»,  – так написала мама ребёнка, занимающегося иппотерапией, на тематическом форуме.

Иппотерапия

Иппотерапия: мнение педиатра

Говоря об иппотерапии, необходимо иметь в виду анималотерапию в целом. Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который тем не менее имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополу чия и покоя. Священные амулеты носили на теле как символ покровительства и успеха; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком или рожающей женщиной — все это отчасти прообразы анималотерапевти ческих приемов. Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования на страхи, агрессивность, чувство беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку. Известно, что еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и езду на лошади. В V веке до н. э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды.

Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект занятий верховой ездой. Он советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». При этом древнегре ческий ученый придавал особое значение «ритмичному и плавному движению» лошади.

Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевти ческого процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения.

Анималотерапия и иппотерапия как элемент анималотерапии выполняет ряд важных функций:

— Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом. Например, американским врачом А.

Кэтчером измерялось давление крови у владельцев собак, когда они читали неинтересный текст и играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление).

Читайте также:  Цирроз печени у детей: осложненные формы

Но во втором слу- чае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня бывала иногда довольно бурной.

— Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е.В.

Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологи ческого климата в семье. Эта методика позволяет диагностировать пять так называемых симптомокомплексов: — благоприятная семейная ситуация, — конфликтность, — тревожность, — чувство неполноценности, — враждебность.

В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т. д.), и в семьях, где животного не было.

Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех протестированных десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время практи- чески все их сверстники (98 процентов) из второй группы как неблагоприятную.

Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат.

Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда рекомендуют завести, например, собаку. Как отмечала Э.Кейн, у супругов, которые вообще не имели общей темы для разговоров, появлялась возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Такая совместная деятельность на- чинала определять их межличностные отношения: постепенно от разговоров о собаке они переходили к разговорам о самих себе.

— Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.

Исследование, проведенное американским ученым М.Робином и его сотрудниками, в котором принимали участие около 500 подростков как из благополучных семей, так и находящихся в исправительных заведениях и психиатри ческих лечебницах, показало, что среди школьников 29 процентов называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить».

В то же время среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47 процентов, а среди пациентов психиатрических больниц 61 процент. Двум из трех подростков с психическими отклонениями животные дают то, что не могут дать люди. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей.

Во взаимодействии с любимым животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми, что также способствует реабилитации депривированного ребенка.

— Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.

Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности «отмечено» его компетентностью, тем выше самооценка человека, благоприятнее «образ Я».

Не случайно для подростков характерна частая смена увле- чений, знакомых: происходит своеобразное «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

— Функция самореализации. Как показали исследования психологов А.Маслоу, А.В.

Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему лич- ностному кризису.

Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность.

Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п., ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном мире.

— Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними, — это функция партнеров общения. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л.

Торкеллсоном, в котором опрашивалось более четырех тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98 процентов обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60 процентов признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками.

48 процентов относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90 процентов владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или болен, или грустит о чем-то.

Почти 60 процентов людей отмечают день рождения своего подопе чного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стену.

Иппотерапия — метод психосомати- ческой терапии, цели и задачи которой — помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам. Можно сказать, что к настоящему времени ученые изучили факторы влияния движущейся лошади на организм всадника и пришли к выводу, что область применения лечебной верховой езды очень широка.

Иппотерапия применима при нарушениях двигательной сферы, поражении органов чувств, психических заболеваниях, особенно таких, как шизофрения и эпилепсия, аутизм, при умственной отсталости, послеоперационной реабилитации, различных нарушениях социальной адаптации, девиантном поведении, ЗПР, афазии.

Другие болезни, при которых действенна иппотерапия, — потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, полиомиелит, ДЦП. Успех иппотерапии связан с несколькими факторами. Во-первых, лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, обращенные к ней, сколько интонация, с которой они произносятся.

Для лошади значимы внешний вид человека, его походка, жесты. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достато чно предсказуемо. Следовательно, хорошо подготовленная лошадь может давать всаднику ощущение стабильности. Это ощущение — основа для снятия страхов у детей.

Особенно у тех, чье восприятие картины мира нарушено. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают и с которыми сам всадник пока справиться не в состоянии.

Человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему постоянно приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять и ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях.

Она является одновременно и средообразующим фактором, и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания.

Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение.

Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на сильном животном.

Лошади также используются в психотерапии для повышения самооценки людей и улучшения социальной компетентности, мобилизации внимания, снятия депрессивного фона настроения и при многих других проблемах.

Для успешного проведения иппотерапии необходимо учитывать специфику проблем клиента, соблюдать индивидуальный подход, а также помнить об ограничениях в применении данного вида терапии. Однако перечень противопоказаний незначителен и касается в основном острого периода течения любого заболевания.

К особым противопоказаниям относится остеопороз и низкая свертываемость крови у пациентов. Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.

В мире существуют различные школы иппотерапии: английская, французская, немецкая и т. д. Каждая из школ имеет свои особенности в методиках проведения занятий, упражнениях, применяемых при лечении, техни ческой оснащенности.

Российская школа только возрождается и находится на стадии «болезни роста». В любом случае анималотерапия: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия (использование в лечении собак) и др. виды натуртерапии сегодня являются востребованными и популярными.

Главным принципом любой терапии является принцип «Не навреди», поэтому я хотел бы заострить свое внимание на том, что анималотерапия должна выполняться обученными врачами и инструкторами, знающими причину и механизмы заболевания, а также может являться одним из компонентов комплексной терапии, необходимой при лечении тяжелых недугов. В любом случае посоветуйтесь с вашим лечащим врачом о необходимости, месте и условиях проведения любой анималотерапии, а также о том, какие цели и задачи она должна преследовать у данного конкретного пациента.  

Л.А.Плеханов, главный детский невролог города, д.м.н.

Лечение неврологических патологий — Иппотерапия для детей

Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями! 

Методика предоставляется в филиалах:

Иппотерапия имеет несколько лечебных эффектов: положительно влияет на психоэмоциональный фон и физическое состояние пациента. Во время лечения иппотерапией усиливается кровообращение в тканях, улучшается состояние нервной, костно-мышечной, дыхательной, эндокринной и др. систем. И в целом общенеи с животными всегда наполнено позитивными эмоциями!

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ

Психологи не случайно рекомендуют приобщать детей с юного возраста к общению с животными. Маленький человек учится самостоятельности, учится заботиться и ухаживать за животным, через контакт с животными познает окружающий мир.

Общение с лошадью, добрым и благородным животным особенно интересно. Активизация чувственной сферы маленького пациента даёт настрой на выздоровление.

Некоторые родители могут удивляться, а как физически помогает иппотерапия инвалидам с детства?

Суть метода заключена в ритмичных движениях, выполняемых лошадью. При определённых шагах лошадь передаёт всаднику разнонаправленные двигательные импульсы. Такие движения вызывают естественную ответную реакцию организма ребёнка. Активируется правильная физическая нагрузка на все группы мышц, задействованных в процессе удержания в седле.

В работу включаются мышцы спины, рук и ног. Низкочастотные колебания, исходящие от лошади при движении, снижают гипертонус мышц. А тренировка вестибулярного аппарата помогает стимулировать структуры головного мозга.

Читайте также:  Все, что должен знать мудрый родитель о питание ребенка до года

Кроме того, температура тела лошади выше, чем у человека (около 38,С) и благодаря этому верховая езда подобна массажу с разогревающим эффектом.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ИППОТЕРАПИЕЙ

Метод иппотерапии позволяет восстанавливать двигательные рефлексы, развивать координацию и моторику, тренировать осанку, укреплять костно-мышечный аппарат, нормализовать работу сердечно-сосудистой системы и т.д. 

Лечение иппотерапией обязательно включают в программу реабилитации при таких серьёзных патологиях, как:

  • ДЦП;
  • параличи, нарушения работы опорно-двигательного аппарата;
  • искривление осанки, первая степень сколиоза;
  • рассеянный склероз;
  • умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна;
  • тяжёлые расстройства психики, неврозы;
  • нарушение речевого и психического развития;
  • гиперактивность.

Иппотерапия доказала свою эффективность и при восстановлении после тяжёлых спинно-мозговых и черепно-мозговых травм. Полезна иппотерапия и для здоровых детей, испытывающих небольшие сложности в обучении, общении со сверстниками, мотивации. Лечебная верховая езда и тесный контакт с умным животным дают ребёнку положительный заряд, повышают уверенность в себе, позволяют достичь психической гармонии.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИППОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • устранение последствий вынужденной гиподинамии
  • тренировка практически всех мышц тела
  • восстановление утраченных двигательных и др. функций
  • нормализация работы разных систем организма
  • социальная адаптация (развитие познавательных и трудовых навыков)
  • улучшение эмоционально-психологического состояния

Дети-инвалиды ограничены в общении, им сложно контактировать с окружающими людьми, выражать свои чувства и желания. Для детей-инвалидов иппотерапия становится зачастую самым любимым занятием, а лошадь – настоящим, преданным другом.

ИСТОРИЯ МЕТОДА

О положительном влиянии верховой езды на здоровье человека было известно ещё в античные времена. Но как реабилитационную методику иппотерапию официально признали в Европе лишь в середине 20 века. Этому способствовала история Лиз Хартел, победившей полиомиелит с помощью занятий по верховой езде.

Датчанка не просто встала на ноги после долгих лет жизни в инвалидном кресле, но и профессионально занялась конным спортом и даже завоевала медаль на Олимпийских играх. В нашей стране первые центры иппотерапии были открыты 25 лет назад. До сих пор не существует единой систематизированной программы по иппотерапии.

Успех лечения во многом зависит от авторских наработок врача и опыта инструктора.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ

Программу составляет лечащий врач с учётом всех особенностей маленького пациента. Доктор определяет приоритетные направления для реабилитации, их может корректировать инструктор или иппотерапевт. Первые занятия направлены на установление тесного контакта ребёнка с лошадью (допускается кормление и поглаживание животного), только после этого разрешается верховая езда.

Лошадь для иппотерапии проходит серьёзную подготовку, для занятий подбирают животных со спокойным, сдержанным нравом. На занятиях с новичками иппотерапевт садится на лошадь сзади ребёнка, контролируя ситуацию и обеспечивая безопасность. На последующих тренировках инструктор может просто находиться рядом.

НИИ Дети Индиго набирает желающих на занятия иппотерапией для детей с неврологическими заболеваниями. Каждая встреча на ипподроме длится от 20 до 30 минут. Минимальный курс лечения составляет 10 сеансов. При этом ограничений по количеству занятий и курсов для иппотерапии не существует, общение с лошадью может продолжаться до тех пор, пока доставляет ребёнку удовольствие.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

  • аллергия на шерсть животного
  • 4 степень сколиоза
  • эпилепсия (из-за возможных приступов на фоне эмоционального возбуждения)
  • гемофилия, хрупкость костей (из-за возможной травматизации)

Иппотерапия или дельфинотерапия для детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) – НейроСпектр

ЗПРР — это нарушение функционального созревания центральной нервной системы, что приводит к нарушениям формирования высших психических функций.

Патология выражается в проблемах с речью, нарушении памяти, сложной социализации и снижении способности к концентрации и другими нарушениями. В большем или меньшем виде, по разным источникам, нарушения встречаются от 15% до 50 % детей.

Причинами способствующие развитию нарушение могут быть психологические – стрессы, психологические травмы и органические:

  1. Инфекции, перенесенные во время внутриутробного развития и первые месяцы жизни.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Гипоксия.
  4. Тяжелые патологические роды.
  5. Неблагоприятная наследственность.
  6. Заболевания сосудов и позвоночника.

Заподозрить нарушения можно в возрасте от 1.5 лет. Родители обязаны внимательно следить за развитием ребенка и вовремя обращаться к специалисту при малейших отклонениях от нормы. Лечение на ранних этапах способно не только улучшить социализацию ребенка, но и полностью избавиться от патологии.

Этапы лечения ЗПРР

Лечение ЗПРР — сложный и долгий процесс. Залогом его эффективности является комплексный подход к проблеме. Необходимо наблюдение речевого невролога, коррекция нейропсихолога иили логопеда, дефектолога.

Использование аудиосенсорных ренировок, транскраниальной магнитной стимуляции.

физиотерапевтические процедуры, массаж, ирефлексотерапия, иппотерапия и дельфинотерапия способны дать значительное улучшение и ускорить прогресс.

Иппо- и дельфинотерапии по праву считается специалистами одни из наиболее эффективных вспомогательных методик коррекции.

По сути она представляет собой просто контакт ребенка с дельфином и лошадью: плавание с ним бассейне, игра с мячом, катание на спине. Благодаря игровой форме эти методы имеют мощный реабилитационный эффект.

Занятия происходят под контролем опытных тренеров, который может в любой момент прекратить процесс, если была замечена негативная реакция.

Особенности дельфинотерапии

Впервые дельфинотерапия как метод лечения была применена в 70-х годах прошлого столетия в США. Дельфины считаются самыми умными млекопитающими, обладающими высоким интеллектом, добрым и веселым нравом.

Ультразвуковой сигнал, с помощью которого эти животные общаются между собой, положительно влияет на мозговую деятельность малышей и способствует развитию центральной нервной системы. Программа лечения разрабатывается психотерапевтом, дефектологом, педиатром, ветеринаром и тренером по плаванию.

Тактильный контакт с дельфинами оказывает следующее влияние на психику ребенка с ЗПРР:

  • улучшение концентрации внимания;
  • повышение интереса к окружающим предметам и явлениям;
  • снижение замкнутости и молчаливости;
  • развитие мелкой моторики;
  • улучшение способности ориентироваться в пространстве;
  • стимуляция физической и психической активности;
  • преодоление стресса.

Во время сеанса животные демонстрируют внимательность и заботу о детях, катают их на себе и с удовольствием поддерживают активные игры. Дельфинотерапия оказывает положительный эффект не только на психологическую составляющую, но и на опорно-двигательный аппарат: гидромассаж снимает физическое напряжение, улучшает тонус мышц, улучшает циркуляцию крови.

Как проходит дельфинотерапия

Дельфинотерапия назначается курсом от 5 до 10 процедур длительностью 30 минут. Обязательным условием проведения процедуры является участие квалифицированного тренера, который помогает ребенку адаптироваться к новым условиям и установить контакт с животным. Не исключено, что первой реакцией малыша будет страх и слезы.

Задача тренера в этом случае — успокоить ребенка, наладить сначала визуальный, а после и тактильный контакт. Характер дельфина во многом похож на детский, поэтому с ними так легко найти общий язык.

После нескольких сеансов дети привыкают и привязываются к животному, чувствуют его настроение и сами демонстрируют желание продолжить общение.

Несмотря на плохое зрение, дельфины чутко реагируют на происходящие вокруг них события. Уникальный ультразвуковой аппарат, с помощью которого животные общаются между собой, обладает способностью активизировать процесс восстановления нервной системы, регенерацию нервных клеток и улучшать клеточное дыхание.

Положительное влияние дельфинотерапии можно оценить только после нескольких сеансов. При этом форсировать процесс категорически не рекомендуется. Лечение эффективно только в том случае, если между малышом и дельфином был установлен близкий контакт.

На это может быть потрачено несколько занятий в зависимости от тяжести патологии. Большую роль в установлении контакта играет тренер, которые с помощью специальных приемов переводит пассивную связь с животным в активную.

Самостоятельное плавание с дельфинами в бассейне не считается методом терапии и не оказывает существенного влияния на состояние ребенка.

Каких результатов можно достичь с помощью дельфинотерапии

В целом метод дельфинотерапии хорошо влияет на психоэмоциональное состояние ребенка с заболеваниями психического и речевого развития. К числу противопоказаний относятся эпилептическое расстройство, онкологические заболевания, инфекции кожных покровов, болезни сердца.

Терапия не имеет побочных эффектов, но ее эффективность сложно прогнозировать достоверно. Важным фактором является установка контакта животного с ребенком.

Если по ряду причин дельфин не проявляет интереса к общению и играм, а ребенок никак не реагирует на попытки завязать знакомство и пугается активных действий, лечение не будет иметь эффекта.

Прогресс зависит от тяжести состояния ребенка. Сложные запущенные патологии, причиной которых являются физиологические нарушения, не могут быть излечены полностью одной лишь дельфинотерапией. Лечащий врач, назначающий терапию, должен подробно объяснить нюансы родителям. Иногда прогресс кажется незначительным на первый взгляд, но в существующих условиях он является большой победой.

У каждого ребенка будет наблюдаться разная положительная динамика, обусловленная индивидуальными особенностями развития.

Главной задачей терапии стоит стимуляция осознанной реакции на внешние раздражители и мотивация на взаимодействие с животными, а впоследствии и с другими людьми.

Дополнительным плюсом лечения будет тактильное общение с дельфином, которое стимулирует развитие сенсорных зон в головном мозге.

Исследование влияния иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Актуальность:  На сегодняшний день существуют различные способы реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), которые способствуют произвольному торможению движений, снижению гипертонуса мышц, улучшению координации движений.

Это кинезиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, гидротерапия, анималотерапия медикаментозное лечение, хирургическая коррекция и другое. Но применение только одного из вышеперечисленных методов не является эффективным.

Среди видов анималотерапии значительный интерес представляют дельфинотерапия и иппотеропия (общение с лошадьми и верховая езда).

Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения ребенка с лошадью определяют уникальность ЛВЕ.

Цель: Систематизация информации о физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП на основе использования занятий иппотерапей.

Материалы и методы: В ходе эксперимента, были сформированы две группы детей школьного возраста 5-7 лет со спастической формой ДЦП: экспериментальная и контрольная.

Эксперимент включал в себя: занятия ЛФК два раза в неделю (по 40 минут), дополнительно дети контрольной группы занимались плаванием, а дети экспериментальной группы — верховой ездой (2 раза в неделю по 30 минут), также для детей обеих групп проводился массаж. По методике С. А.

Луценко ( «способность к самостоятельной ходьбе – 20 м», «силовая выносливость мышц спины») определялся уровень развития двигательных способностей детей дошкольного возраста с ДЦП.

Результаты и обсуждение: Результаты проведенного эксперимента подтвердили значительное улучшение эмоционального и физического состояния ребенка, а именно: в экспериментальной группе – 7 детей (из 8) «самостоятельно прошли дистанцию в 20 метров», опираясь на трость без помощи взрослых, в контрольной группе таких детей, оказалось, только 5, а результаты теста номер 2 «силовая выносливость мышц спины» в среднем улучшились на 42,9 и 39,1 % соответственно. Также было отмечено возрастание активности и в других видах деятельности, например, появление интереса в общении с другими детьми, заинтересованность при посещении соревнований и театральных конных представлений и праздников.

Выводы: В итоге иппотерапия даёт возможность: улучшить общее состояние организма, нормализовать тонус мышц и сосудов, укрепить дыхательную, сердечную и опорно-двигательную системы, развить балансировку, осанку, координацию движений, укрепить двигательные рефлексы. Поэтому, занятия иппотерапией могут быть рекомендованы для реализации в комплексной реабилитации детей с подобными формами двигательных расстройств.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *