Раннее развитие детей: мода или необходимость?

Раннее развитие детей: мода или необходимость?

Вопрос о раннем развитии стал реалией сегодняшнего дня. И это общемировая тенденция. Вопрос в том, насколько ранним оно может быть, в какой форме и каково должно быть содержание развивающей работы…

Про раннее развитие

Динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первом году жизни.

Специалисты (педагоги, психологи) могут относиться к этому по-разному — или игнорировать существующую тенденцию, обвиняя родителей в преждевременности, излишней тревожности и незнании возрастных закономерностей развития ребенка, или же предоставить родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, для которых главный принцип как и в медицине — «Не навреди».

Специалисты Семейного центра «Ого-Город» придерживается этого подхода и для его реализации собрали уникальный коллектив педагогов, каждый из которых не просто энтузиаст своего дела, но и профессионал в области раннего развития детей.

Их силами были организованы комплексные, эмоционально насыщенные развивающие занятия с детьми, на которых могут присутствовать (и участвовать!) родители — в конечном счете именно они ответственны за судьбу собственных детей, за то, каким запомнится им детство.

Совместно с педагогами и психологами центра были разработаны авторские программы. Основная цель занятий — это развитие детей и обучение родителей продуктивным способам взаимодействия с ребёнком.

Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности — в общении, предметном манипулировании и игре.

Дизайн Центра неповторим, красочен, привлекателен для детей и родителей.

Планировка и организация игрового и развивающего пространства в нём обеспечивает оптимальные условия для решения различных психолого-педагогических задач, чередования различных видов активности детей (спокойные игры и учебно-развивающие занятия, активные игры и развитие двигательной активности, музыкальные занятия, пластика и ритмика и т.д.).

Клуб раннего развития «Ого-Годики»

Раннее развитие детей: мода или необходимость?Весь спектр услуг по развитию и обучению детей от 6 месяцев до 10 лет в нашем центре представлен двумя направлениями — Клуб раннего развития «Ого-Годики» и студии АкадемГородка.

В Ого-Годиках разработан авторский формат занятий с детьми от 1 года до 3 лет — 3-х часовые группы развития

Раннее развитие. «За» и «против»

Раннее развитие —  нужно ли?

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В «раннем развитии» безусловно прекрасно одно — это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми — самыми. И это так естественно — на пути к своей мечте пройти через увлечение «ранним развитием».

 Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер.

Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.

Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно».  Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.

Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка — развить и раскрыть его собственный потенциал.

Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых.

Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.

Раннее обучение  — это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п.

Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики.

По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.

  • Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.
  • Почему же родители стремятся к раннему обучению?
  • Родителям хочется, чтобы:
  • ребенок был не по годам развит, потому что хочется
  • воспитать его уникумом, не таким, как все;
  • ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»

воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)

Польза «раннего развития»

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании.  По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):

С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.

         В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.

         Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.

Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.

 Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.

), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д.

И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.

  1. Что несет за собой раннее обучение?
  2. Перегрузка центральной нервной системы.
  3. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  4. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.

Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации.

Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка.

Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет.

А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.

Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее.

Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску — и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по «раннему развитию». Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.

Снижение «пластичности» мозга.

При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны.

Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие.

Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.

Функциональная несформированность лобных отделов мозга.

Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями.

Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой.

Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.

Проблемы с самооценкой

Читайте также:  Питание ребенка при крапивнице

Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста.

Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным.

А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.

«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.

Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики «раннего развития» основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия.

Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний «успех», доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи.

Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию — и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик «раннего развития», а есть только некоторые  руководства.

И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы «раннего развития» построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов.

После семи лет «развитие» словно бы и заканчивается. А где же методики «раннего развития» школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям.

Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни.

И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами — такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер.

Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов.  Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить — со всеми сокровищами и достижениями мира.

Поэтому девизом родителей должно быть: «Не учить, а знакомить!» Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух «Сказку о царе Салтане» Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.

И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!

Раннее развитие ребенка — мода или необходимость?

Мозг маленького ребенка работает как губка, он готов впитать любую информацию из окружающего мира. Пик этой способности приходится на возраст до трех лет.

Но современное общество порой перегибает палку и в погоне за модной тенденцией раннего развития отбирает у детей детство.

Возникает вопрос: стоит ли нагружать ребенка ненужной информацией или все-таки это инвестиция в будущее.

Плюсы и минусы раннего развития

Раннее развитие помогает ребенку освоить новые навыки. Кроме того, обучение происходит посредством общения и построения социальных связей.

Посещение кружков позволяет ребенку преодолеть стеснительность и найти новых друзей.

Регулярные занятия учат ребенка усидчивости и концентрации внимания, что для детей младшего возраста большая редкость.

Главный минус – это сравнение своего ребенка с другими и бесконечная погоня за результатом. Пытаясь быть лучше всех, мамы начинают давать ребенку слишком большую нагрузку, с которой ему еще слишком тяжело справиться.

Более того, они отправляют детей в разные кружки, игнорируя определенные способности своего малыша. Отсюда бесконечное недовольство ребенком, нервное напряжение и лишение детей свободного времени.

Как нужно развивать ребенка?

Все специалисты по раннему развитию сходятся во мнении, что самое главное в возрасте до трех лет развивать мелкую моторику.

Она стимулирует развитие координации, воображения, усидчивости, зрительной памяти и мышления. Кроме того, именно мелкая моторика провоцирует речь ребенка.

Это вызвано близким расположением речевого и моторного центров в мозгу.

Если родители не готовы тратить деньги на множество игрушек и самостоятельно заниматься дома, всегда можно пойти в развивающий центр. Но некоторые психологи считают, что среднестатистическому ребенку такие занятия не нужны.

Физическое развитие маленького ребенка намного важнее походов в развивающие центры. Если стоит выбор ходить на развивающие занятия или в спортивную секцию, то выбор будет за последним. Занимаясь спортом, ребенок учится управлять своим телом и держать равновесие. Именно эти вещи помогают сформировать в мозгу причинно-следственные связи.

Многие задаются вопросом, ведь когда они были маленькие не было моды на раннее развитие. А все и так выросли умные и здоровые. Но если вспомнить как проходило детство, все становится ясно.

Без гаджетов и Интернета дети проводили все свое время на улице, играя в активные игры и забираясь на деревья, что было заменой спортивным секциям. Мелкую моторику развивали, собирая камни во дворе или перебирая крупу с мамой.

Таким образом, не нужно прилагать слишком много усилий для детского развития, все это с ребенком можно найти вокруг самостоятельно.

Каждый родитель вправе сделать свой выбор касательно обучения своего малыша с пеленок. В первую очередь, это беззаботное и прекрасное время, но, с другой стороны, возможность для гармоничного и всестороннего развития. Главное, найти золотую середину, чтобы обучение было в радость ребенку и не лишало его детства.

Раннее развитие детей: для чего и есть ли в этом смысл

Плавать – с рождения, в три года – уметь читать, в четыре – знать английский, складывать большие числа в уме, в пять – осваивать программирование… Современные родители, кажется, хотят вырастить гениев и все чаще отдают своих детей в центры раннего развития. Модная ли это тенденция или осознанная необходимость – так или иначе, такие центры среди хабаровчан нынче в почёте. Есть ли смысл в раннем развитии, и что это даёт ребёнку?

Развитие детей раннего возраста

Как утверждают некоторые врачи и психологи, раннее развитие и обучение детей письму и чтению бесполезно. Маленькие дети живут правым полушарием мозга, отвечающим за творчество и абстрактное мышление, и так познают мир.

А вот активизация левого, отвечающего за логику, начинается гораздо позже. Попытки навязать ребенку информацию, к которой он не готов, могут стать причиной психологической травмы.

Отсюда – нежелание учиться в школе в дальнейшем, частые конфликты с родителями и прочие трудности воспитания.

Тем не менее, хабаровские специалисты уверены: раннее развитие – это не только расширение кругозора, но и развитие воображения, общение и обмен опытом, причем не только между детьми, но и между родителями.

Развиваем с пелёнок

Что собой представляют курсы по раннему развитию? Каждый детский центр предлагает свою программу. Общее одно – развивать малышей начинают уже в возрасте от полугода.

В шесть месяцев детей, конечно, не обучают высшей математике или правилам пунктуации: это в первую очередь развитие мелкой моторики и творческих способностей. На помощь приходит лепка из пластилина, рисование, аппликации и многое другое.

Среди деток постарше – от года – популярна интоника. Это программа связана с ритмикой и музыкой. Такие занятия проходят с песнями и способствуют развитию музыкальных способностей, чувству ритма, такта, речи и общей моторики у ребенка.

Чаще всего преподаватели в том или ином центре добавляют в утвержденную программу и свои наработки. Каждый урок (а таких в неделю в среднем два) посвящен определенной теме, например, машинам, солнышку, осени, дождю. Дети узнают что-то новое, потом занимаются творчеством и физкультурой.

К тому же, в некоторых центрах проводятся занятия и с логопедом. Если у ребенка задержка речевого развития – проблему проработают в мини-группах. Работа в них нацелена на то, чтобы стимулировать те области мозга, которые ответственны за речь, в основе – упражнения на артикуляцию. В итоге язык становится более подвижным, а челюсть, если она зажата, расслабляется.

Есть программы и полностью направленные на укрепление здоровья. В такие обычно включены элементы ЛФК, занятия на мячах, массаж и плавание, естественно, под присмотром родителей.

Хабаровские мамы и папы уже успели поделиться на два лагеря. Одни уверены, что развивающие занятия – спасение, другие – что бесполезная трата денег, ведь курсы для детей – удовольствие не самое дешевое.

Некоторые родители уверены, что не нужно платить деньги за какие-то курсы, они и сами смогут развить ребенка, ведь, на первый взгляд, ничего в этом сложного нет: полепил с ребенком, песенки попел, потанцевал. Но если говорить честно, кто этим будет заниматься? Это скучно и нет сравнения и общения с другими детьми, – говорит Евгения Ким, руководитель хабаровского развивающего центра для детей.

Она добавляет, что развивающие занятия – это не заучивание информации, это еще и игры, творчество. После занятий дети вместе проводят время в игровой комнате, а в это время их мамы обмениваются опытом и радуются возможности выбраться из дома.

Читайте также:  Анемия летом у детей

Дальше – больше

С трех лет выбор кружков и секций по развитию детей значительно расширяется. Здесь и детский фитнес, и кулинарная школа, и кубики Зайцева, английский и даже основы программирования. Однако одним из самых популярных программ остается подготовка к школе.

Готовить к поступлению в первый класс малышей обычно начинают с трех лет и ведут до самой школы. Детей распределяют по возрастным группам и уровню развития. Присоединиться к процессу может любой ребенок и в любой момент – не обязательно делать это в сентябре. Чтобы определить, какая группа подойдет именно ему, он должен пройти собеседование с преподавателем.

В группах подготовки будущих первоклашек обычно немного – в среднем до 8 человек. Занятия, как правило, проходят два раза в неделю по 1,5 часа. В ходе них дети развивают не только свой интеллект, но и воображение.

В ходе подготовительных занятий у ребенка формируется усидчивость, он входит в определенный режим, привыкает к учителю. Плюс на дом ему задают делать задания – все, как в настоящей школе. Таким образом, у него формируется еще и ответственность.

Так, в первой части урока они осваивают общеобразовательную дисциплину – азбуку, математику, окружающий мир, вторая же обычно посвящена творчеству. В программу подготовки к школе может входить творческая мастерская, где дети выражают свою индивидуальность, воображение в поделках и рисунках.

– На занятиях мы проходим практически программу первого класса, поэтому дети выходят к школе уже готовыми первоклашками. Да, возможно, им будет немного скучно в первом классе, потому что какие-то вещи будут повторяться. Но зато у них будет больше времени на адаптацию, общение с другими детьми и дополнительные занятия, – говорит Евгения Ким.

Некоторые родители предпочитают не водить ребенка на такие курсы по подготовке, они считают, что занятий в детском саду достаточно. Но потом перед поступлением в школу понимают, насколько их ребенок отстает от сверстников.

– Да, в детском саду с ребенком тоже занимаются. Но когда в группе 30 человек, ни о каком индивидуальном подходе не может быть и речи. Кому-то может этого не хватить. Хорошо, если мама сама занимается с ребенком дополнительно.

Но в некоторых случаях сложно совмещать работу и дополнительные занятия. А ведь так хочется, чтобы именно твой ребенок был одним из лучших.

И когда дети, которые ходят на дополнительные занятия, в 4 года считают до 100 и обратно, складывают математические примеры в уме, умеют читать и писать, как минимум, хочется такого же результата, – добавляет собеседница.

Кроме подготовки к школе спросом пользуются и курсы английского языка. Некоторые центры даже обещают, что уже за 6 месяцев ваш ребенок сможет задавать элементарные вопросы и отвечать на них, составлять мини-диалоги, рассказывать о своей семье, знать название животных и описывать их, рассказывать о том, что он умеет делать и многое другое.

Еще один фаворит – ментальная арифметика. Дети с четырех лет учатся считать большие суммы в уме быстрее калькулятора. В основе – умение обращаться со счетами и представлять их у себя в голове при решении той или иной задачки.

Выбор, куда отдать ребенка, в Хабаровске огромен. Главное – не переборщить.

Не навреди

Психологи уверены: развитие детей принесет пользу только в том случае, если родители не будут предъявлять к своему ребенку завышенных требований. Иначе стресс ему обеспечен еще до похода в первый класс.

– Требования должны строго соответствовать развитию.

Если записывать ребенка на все курсы развития, которые есть в городе, на зависть соседке или друзьям – это не развитие, а удовлетворение родительских амбиций.

Следует также помнить, что развитие – это хорошо, но лишать ребенка детства тоже не стоит. Он должен помнить потом не только скучные цифры и сложные слова, – посоветовала психолог Александра Кирьянова.

Сейчас детям предлагают на выбор разнообразные кружки и курсы: кулинария, английский язык, декоративно-прикладное искусство, танцы, плавание и даже программирование. Стоимость курсов в среднем начинается от 3000 рублей.

Ольга Григорьева

Блог Farla :: Раннее развитие ребенка с 0 лет: мода или необходимость?

Раннее развитие детей сейчас – очень популярная тенденция. Родители начинают учить малышей читать чуть ли не с колыбели. Усиленно занимаются с ними изучением цветов и даже иностранных языков. Действительно, в результате такой тренировки многие дети начинают читать в три года. Ну и что, ребенок, который научился читать в шесть или семь лет, глупее? Он будет отставать от своего «раннего» товарища? Нужно ли это детям? А может быть, это больше нужно родителям, которые хотят похвастаться «выдающимися» способностями своего ребенка?

Между прочим, любой профессиональный педагог скажет, что не нужно раньше времени учить малыша считать и писать. Он придет в школу и в первом классе все это прекрасно освоит. Кстати, в детских садах по современным требованиям запрещено учить детей чтению и счету.

https://www.youtube.com/watch?v=HvlNUY21LkU\u0026list=PLc7N8VOv_RnyRub55pT7vSDm9v1ziDA2T

Мода на раннее развитие детей пришла к нам с Запада. В результате у нас появилось несколько компаний, которые усиленно работают в этом направлении и рекламируют свои продукты.

Как известно, чтобы что-нибудь продать, нужно изобрести проблему. Например, микробы окружают нас повсюду, и их порывом ветра может занести прямо в детскую кроватку. Или лекарства от всего.

Не из этой ли серии и раннее развитие детей? Может, это просто тонкий ход маркетологов? Попробуем разобраться.

Модные методики раннего развития

Методика Никитина

Суть этой методики – «никитинская игра», которая заключается в том, что предлагает ребенку усовершенствовать ее. Игру можно усовершенствовать с помощью разных вещей: кубиков, картонок, пластинок и так далее.

Кубики Зайцева

Представляют собой разноцветные кубики разного размера, на которых написаны слоги. Из этих слогов ребенок составляет слова. Посредством этого кроха учится читать и писать.

Методика Монтессори

Изобрел методику итальянский врач. Суть ее в том, что за поведением ребенка нужно наблюдать. Малыш развивается самостоятельно в соответствии со своим возрастом, а взрослые только помогают ему.

Метод Глена Домана

По этому методу ребенка активно обучают в первые три года. Ему показывают карточки с изображением растений, животных, птиц, предметов и т.д. Малыш смотрит и усваивает информацию.

Система Масару Ибуки

Масару Ибуки основатель компании Sony. По его мнению, в первые три года малыш впитывает такое же количество информации, как и за всю последующую жизнь. Он автор книги «После трех уже поздно». Мозг в это время развивается невероятно быстрыми темпами и может вместить очень большое количество информации, но только такой, которая интересна ребенку.

Мнение родителей на этот счет

Мы задали соответствующие вопросы родителям и вот, что они ответили.

«На мой взгляд, в этом нет ничего плохого, главное, чтобы занятия проходили в форме игры, а не зубрешки. Сейчас дети приходят в первый класс и уже знают буквы и цифры. Если ребенок этого не знает, он будет отставать».

«Трудно сказать. Наверное, это больше тешит самолюбие родителей. Хотя, я тут слышала, что некоторые школы принимают в первый класс по конкурсу. При этом ребенок должен уметь читать, и знать цифры…»

«Я считаю, что раннее развитие – это прекрасно. Мозг ребенка интенсивнее всего развивается до трех лет, чем больше знаний он получит, тем лучше. К тому же, обучение происходит во время игры в веселой и ненавязчивой форме. Так мой малыш выучил все буквы к двум годам. Он прекрасно играет с другими детьми и эти знания ему не мешают».

«Раннее развитие – это не только буквы и цифры. Это значит, что с ребенком играют в разные развивающие игры, которые развивают его комплексно. Буквы и цифры – это лишь один из элементов».

«На мой взгляд, специально учить с ребенком буквы и цифры не нужно. Гораздо важнее развивать в малыше навыки, которые ему потом пригодятся».

«У моей подруги двое мальчиков. С первым она занималась с раннего детства, и в школу он пошел с приличным багажом знаний. Со вторым она занималась меньше. Сейчас оба в школе и учатся примерно одинаково. Но у второго интерес к учебе выше».

Как видим, многие родители склоняются к тому, что ребенка нужно обучать с раннего детства. Некоторые относятся нейтрально. Видимо, рациональное зерно в этой системе все же есть. А что скажут профессионалы?

Мнение профессионалов на этот счет

«Локомотивы» этой теории, такие личности, как Доман, Зайцев, Маниченко, Никитины, Тропп утверждают, что это развитие не раннее, а своевременное. Возможности человека гораздо шире, чем принято считать.

Наиболее интенсивно мозг развивается до 6 лет и именно в этом возрасте малыша эффективнее обучать. Традиционная методика образования устарела, так как ребенка начинают учить тогда, когда развитие мозга уже закончено.

И научиться читать и писать в этот период сложнее.

https://www.youtube.com/watch?v=Sn-k-q9GprI\u0026list=PLc7N8VOv_RnyRub55pT7vSDm9v1ziDA2T

Профессиональные педагоги, в основном представители старой советской школы резко возражают против того, чтобы детей до школы учили писать, читать и считать. Мотивируя это тем, что потом их придется переучивать. Главное, по их мнению, чтобы ребенок до школы получил необходимые навыки. Научился общаться со сверстниками, лепить, вырезать и так далее.

Тем не менее, на официальном уровне вопрос о дошкольном детском образовании решен положительно. Есть даже законопроект на эту тему, который опубликован на сайте Министерства образования.

Возможно, что после детского сада малыши будут получать аттестат. Другое дело – как учить, чему учить и по какой программе? Нет образовательных стандартов. Методик сейчас масса, их разработчики спорят друг с другом на предмет эффективности.

И здесь свое слово должны сказать профессионалы.

Итак, резюме. Сегодня раннее развитие становится стандартом образования, поэтому ребенок должен придти в первый класс с минимальным багажом знаний. В вопросах раннего развития лучше доверять профессионалам. Обучение должно проходить в ненавязчивой форме, в виде игры. Ребенку процесс обучения должен нравиться. 

Раннее развитие ребенка: мода или необходимость?

В школу с пеленок?

В последние годы все большую популярность приобретают школы раннего развития детей. Молодые мамочки, старающиеся быть в курсе всех модных тенденций в воспитании детей, зачастую еще до рождения малыша начинают изучать кучи литературы, посвященной методам развития вундеркиндов, и подыскивать своему крохе самую лучшую школу.

Центры раннего развития так сладко «поют» об эффективности применяемых ими методик, и так умело расписывают их «благотворное» влияние на ребенка, что мамочки, ослепленные красивыми словами, порой так увлекаются идеей сотворения маленького гения, что забывают об интересах и истинных потребностях самого малыша, перестают обращать внимание на его желания и протесты.

Читайте также:  Как уменьшить тошноту при беременности

Прежде чем отдавать полугодовалого ребенка в школу раннего развития, ответьте себе на вопрос «Зачем?», «Что вы хотите от этого получить?» и, в первую очередь, «Нужно ли это малышу?».

Ведь на первом месте должны быть именно интересы вашего малыша, а не мода или желание похвастаться перед знакомыми тем, что ваш ребенок ходит в самый дорогой и престижный центр раннего развития.

Любое занятие в таком возрасте должно быть в радость, принуждение лишь разовьет в ребенке подсознательное неприятие любых форм обучения.

Наблюдать и помогать, а не заставлять

Так стоит ли все-таки заниматься ранним развитием детей? Конечно, да. Но с одной оговоркой: не заставлять, а помогать малышам развивать определенные качества и исследовать окружающий их мир, полный загадок и неожиданностей. Эффективность обучения во многом зависит от своевременности и метода подачи материала.

Не бежите впереди паровоза, пытаясь научить ребенка читать в полгода, когда малышу больше интересны погремушки, а не всякие новомодные методики обучения чтению с пеленок. Всему свое время, и самый подходящий момент для обучения малыша определенным навыкам (чтению, счету, танцам и т.п.

) может выбрать только его мама, исходя из индивидуальных особенностей своего ребенка.

Предлагая ребенку попробовать что-то новое, внимательно следите за его реакцией. В случае явного протеста не настаивайте, а попробуйте снова через некоторое время или же измените способ подачи материала. К примеру, вы хотите, чтобы ребенок выучил алфавит, и настойчиво пытаетесь втолковать ему, как называется та или иная буква, с помощью кубиков Зайцева.

А малыш совсем не хочет вас слушать и только разбрасывает кубики, разбивая вашу затею в пух и прах. Но можно ведь попробовать превратить процесс обучения в интересное, захватывающее приключение оживших букв в какой-нибудь сказочной стране.

Играя, вы не только сможете познакомить малыша с новыми вещами, разовьете его воображение и творческие способности, но и оба получите при этом массу удовольствий.

Ребенок никому ничего не должен

Не следует руководствоваться приведенными в умных книжках стандартами развития. Это настолько усредненные показатели, что нет никакого смысла на них равняться и тем более переживать из-за того, что в два года ваш малыш знает на одно слово меньше, чем должен. Кому должен? Помните: ребенок никому ничего не должен.

Конечно, существуют какие-то общие представления о том, что в норме знает и умеет ребенок определенного возраста. Но не следует забывать, что каждый малыш индивидуален и развивается по собственной программе.

Один ребенок в два года знает четыреста-пятьсот слов и умеет составлять простые предложения, а у другого словарный запас в этом возрасте может состоять всего из пары десятков слов, но это вовсе не свидетельствует о том, что второй малыш отстает в развитии.

Нередко через пару месяцев такие молчуны, к большому удивлению их родителей, вдруг начинаются говорить развернутыми предложениями.

Не стоит отчаиваться, если ваш ребенок не умеет делать что-то из того, что умеют его сверстники – в чем-то отстает, а в чем-то опережает. Один раньше научился ходить, другой – говорить, третий – проситься на горшок. Ребенок не может научиться всему сразу. С маминой помощью малыш постепенно все узнает и все освоит, что-то раньше, что-то позже.

Что и как развивать?

Самое важное для вашего малыша – это ваша любовь и внимание. Дарите ребенку свое тепло, играйте, разговаривайте, научитесь его слышать и понимать. Экспериментируйте! Не создано еще ни одной универсальной методики раннего развития, которая бы подошла каждому ребенку.

Вам придется по крупицам собирать приемы, игры, упражнения из методик различных авторов, выбирая то, что больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Главное в погоне за знаниями не забыть, что есть не менее важные, чем умение читать и писать, навыки, которым мама должна научить маленького человечка: сострадание, любовь, доброта, умение дружить и помогать…

Раннее развитие: дань моде или осознанная необходимость? — Пресс-Центр

Во многих семьях, где подрастают маленькие дети, раннее развитие ребенка стало весьма популярной темой.

Все больше мам и пап идут с малышом в центры развития, чтобы чадо скорее научилось читать, считать и логически мыслить буквально с пеленок. Масла в огонь ажиотажа вокруг модного раннего развития подливают «друзья по песочнице», развитые не по годам.

В Запорожье есть приличное число коммерческих проектов, готовых заниматься с детьми от девяти месяцев, при этом смело заявляя, что они намного лучше государственных детских садов и яслей. Главный аргумент – якобы в коммунальном учреждении на двадцать детей приходится всего один воспитатель, который не сможет уделять достаточно времени ребенку.

Конечно, всем родителям важно знать, что их малыш очень умный, но если смотреть правде в глаза, то обязательно ли торопить природу, ускоряя процесс его развития? На самом деле ребенок прекрасно может развиться и учиться новому без всяких специальных центров, ему будет достаточно помощи родителей и бабушек с дедушками. Ведь для маленького карапуза в возрасте до трех лет самым важным человеком и учителем является мама: ее любовь, контакт и внимание необходимы ребенку прежде всего.

Но если вы твердо убеждены, что центр развития – это именно то, что нужно, советуем заранее начинать его подыскивать. Есть группы для малышей от 9 месяцев до 3 лет, для дошкольников – от 3 до 6 лет, а также для школьников от 6 до 15 лет. С воспитателем одного из таких частных детских развивающих заведений, Галиной С., мы обсудили эту тему.

– По моему убеждению, развивающие центры больше нужны родителям, а не детям. Мамочкам скучно сидеть дома в четырех стенах, и именно они тоскуют по обществу, общению, а из декрета на работу выйти возможности или желания нет. Но ребенком нужно заниматься, а новые игры и методики для развития детей остаются пустой теорией из Интернета.

В этом случае развивающие центры – очень хорошая идея.

Конечно, сменить обстановку, завести новые знакомства, получить знания для общения с ребенком всегда полезно, но нужно помнить, что нагрузка на малыша должна соответствовать его возрасту, и ни в коем случае не нужно сравнивать успехи своего малыша с успехами других детей! Нельзя требовать от сына или дочери немедленных результатов от занятий. Если в выбранном вами центре обещают, что после пары уроков ребенок научится бегло читать, перемножать в уме двузначные цифры и писать со скоростью стенографистки, – бегите от таких «развивашек» подальше! – советует Галина.

Почти все детские развивающие центры имеют стандартный набор занятий: музыкально-речевые игры, логопедические и пальчиковые разминки, подвижные и хороводные игры.

Дети занимаются также лепкой, рисунком, аппликацией, и уже через пару занятий смогут подарить близким свои милые поделки.

Некоторые центры помимо основной программы предлагают музыкальные занятия – развитие чувства ритма, заучивания элементов танца, пение.

Есть дошкольные учреждения, которые обучают по специальным программам, требующим специального оборудования – для разработки крупной и мелкой моторики, сенсорного восприятия. Все занятия проходят в игровой форме, длятся около 60 минут и проходят два-три раза в неделю.

Самое обязательное условие для успешного освоения малышом знаний – мама ребенка должна не только присутствовать, но и принимать непосредственное участие в игре-уроке. Это нужно по двум причинам: чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, а мама понимала, чем и как заниматься с ребенком дома.

Самые популярные занятия в таких центрах – раннее развитие детей, подготовка к школе, ментальная арифметика, эйдетика, скорочтение, английский язык, уроки творчества.

Конечно, никто не спорит, что сейчас важно идти в ногу со временем, и многие родители после рождения малыша стремятся поскорее выйти на работу, дабы не потерять навыков и продолжать строить карьеру.

Но, по мнению многих опытных детских психологов, нужно быть весьма отчаянными родителями, чтобы отдать полугодовалого младенца в ясли.

Да, обучающий и медицинский персонал в частных детских садах – на высоком уровне, но для самого ребенка разлука с мамой и привычной обстановкой опасна для психического и эмоционального здоровья.

– В моем положении отдать семимесячного сына в домашние ясли (на восьмичасовой рабочий день, с понедельника по пятницу) было крайней необходимостью, – рассказывает жительница Запорожья Анна Сопко.

– Заведения такого типа представляют собой съемную квартиру с кучей комнат, детьми занимаются два воспитателя, иногда им помогают девушки-практикантки. В нашей группе было шесть малышей, максимально допустимое количество детей в группе – девять.

Из плюсов – можно приносить ребенку контейнеры и бутылочки со сцеженным грудным молоком или молочной смесью домашнего приготовления, расписать няне схему приема пищи.

Привыкали мы к такому распорядку очень сложно: на адаптацию ушел почти месяц, но потом дочь успокоилась. Удобно, что группа маленькая, ребенку уделяют много внимания, вообще ко всем детям индивидуальный подход.

Минусы, думаю, и называть не стоит, они понятны каждому родителю. Это постоянный страх за ребенка, хоть и знаешь, что он в надежных руках, тоска и непреходящее чувство вины, потому что оставила свою кроху на целый день с чужими людьми.

Для менее сентиментальных родителей такие ясли – хорошая палочка-выручалочка, – говорит женщина.

Развивающие центры есть в любом районе Запорожья. Но вот цену посещений мне по телефону не сказали нигде. Прежде чем попасть в частный детский сад или развивающий центр, нужно заполнить подробную анкету, предъявить медицинские справки родителей и ребенка, и только после этого вам открыт вход в заведение.

Для ознакомления с ним лучше отправляться без малыша. Желательно изучить маршрут, чтобы не заблудиться (такие частные центры часто находятся в полуподвальных помещениях жилых домов, так что их иногда трудно найти).

Побеседуйте с педагогами, осмотрите игровое помещение и зону отдыха, обсудите все финансовые вопросы – есть ли система скидок, вступительный взнос и прочее. Наконец, почитайте отзывы о центре в Интернете.

И только взвесив все «за» и «против», делайте этот ответственный шаг.

Марина УЛУНОВА

  • Уж замуж невтерпеж: современные «амазонки»
  • Оголошено літературну премію

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *