Здоровье ребенка и гаджеты

Здоровье ребенка и гаджеты

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.

По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет.

Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день.

А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.

Вред гаджетов для детей

Здоровье ребенка и гаджеты

Влияние на здоровье

  1. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
  2. При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом.
  3. Мелкая моторика также не развивается.

    Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.

  4. Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
  5. Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника.

    Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.

Детско-родительские отношения

Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время.

Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми.

Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.

В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.

Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.

Нарушения развития речи

У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи.

Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. А взрослые должны эмоционально реагировать на попытки ребенка общаться, проговаривать ему все происходящее вокруг, петь с ним песенки, заучивать стишки.

Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации

Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.

Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.

Влияние на психику ребенка

В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия.

Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит.

Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.

Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда.

Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же.

У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.

У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.

Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.

Влияние на социализацию

Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

  • детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
  • детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
  • детям 5-6 лет — 1 час в день;
  • детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
  • детям 10-13 лет — 2 часа в день;
  • детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

Что можно и что нельзя смотреть детям?

Здоровье ребенка и гаджеты

Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.

Дошкольники

Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи.

Можно играть и в простые игры на внимание, логику, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.

Младшие школьники

Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.

Средние школьники

Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.

Нужно обязательно контролировать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети.

Для этого существуют специальные программы родительского контроля, которые помогают в организации безопасности ребенка в интернете. Разрешая играть в игры, стоит ограничивать игры с элементами насилия — «стрелялки».

Особенно это касается детей с проблемами регуляции негативных эмоций. По-прежнему остаются ценными совместные просмотры родителей и детей.

Признаки зависимости от гаджетов у детей

Здоровье ребенка и гаджеты

Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.

  1. Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
  2. Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
  3. Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.

Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:

  1. Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
  2. Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
  3. Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
  4. Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
  5. Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
  6. Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
  7. У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

Как преодолеть зависимость?

Здоровье ребенка и гаджеты

Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.

  1. Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.
  2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.
  3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.
  4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Профилактика зависимости от гаджетов

  1. Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
  2. Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма.

    Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.

  3. Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения.

    Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.

  4. Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
  5. Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели.

    Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.

  6. Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.

  7. Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Положительные стороны гаджетов для детей

Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки.

Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома.

Это удобно и открывает огромные возможности.

Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Здоровье ребенка и гаджеты Здоровье ребенка и гаджеты Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее
Здоровье ребенка и гаджеты Логическая загадка любой сложности заставит вас подумать о давно забытых предметах, вспомнить содержание детских сказок и смириться с тем, что ваш ребенок находит ответы быстрее вас. Хотите проверить? Мы подготовили специальную подборку сложных логических загадок! Здоровье ребенка и гаджеты Закономерность — это регулярные устойчивые взаимосвязи в количествах, свойствах и явлениях объектов. В математической закономерности нужно найти алгоритм, согласно которому в цепочке чисел происходит их повторение, изменение или замещение в соответствии с установленным правилом. Здоровье ребенка и гаджеты Разгадывание ребусов – отличное времяпровождение для любителей всевозможных головоломок и загадок. Это захватывающий процесс, суть которого заключается в том, чтобы расшифровать слово, фразу или предложение с помощью картинок и символов-подсказок: цифр, букв, запятых и прочих знаков.

Вред от гаджетов для здоровья детей: влияние электронных устройств детский организм

Стремительное движение технического прогресса сопровождается изобретением и внедрением в эксплуатацию большого количества гаджетов для населения.

И если в начале 21 века доступными были только радиоприемник и телевизор, сейчас настольные компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, планшеты и смартфоны есть в каждом доме.

Большинство этих приборов имеет развлекательное предназначение, и взрослые люди активно используют их, чтобы занять детей. Но мало кто задумывается, существует ли вред от гаджетов для здоровья детей.

Популярность гаджетов в современном обществе

Вред гаджетов для детей – актуальная проблема, возникшая именно в последнее десятилетие. И причины тому есть: производство электронных устройств для широких слоев населения в последнее десятилетие стремительно увеличивается.

Благодаря снижению стоимости они становятся доступны практически каждому. Например, первые персональные компьютеры, выпускаемые в 1990-х годах, имели стоимость более тысячи долларов, а сейчас обыкновенный смартфон имеет на порядок более мощные характеристики, при этом его можно купить за 50 долларов.

Здоровье ребенка и гаджеты

Производство гаджетов

Поражают и объемы выпускаемой продукции. Начиная с 2007 года, количество ежегодно изготавливаемых смартфонов превысило миллиард штук.

В последнее время эти значения несколько снизились, но все равно держатся на уровне сотен миллионов штук в год. Практически на том же уровне держится производство планшетов: около 200 миллионов штук в год в среднем (за последние несколько лет).

Количество выпускаемых ежегодно персональных компьютеров держится на уровне 250 миллионов штук.

Мировая статистика свидетельствует, что среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет более 50% используют три и более гаджета. В России этот показатель несколько ниже, но тоже держится на высоком уровне: 2.4 устройства на одного человека.

Как влияют гаджеты на детей

Дети с самого юного возраста приучаются к использованию гаджетов, и пример родителей этому очень способствует. Мультфильмы и прочее развлекательное видео, игры – все это вызывает большой интерес у ребенка, заставляя его часами сидеть, уткнувшись в экран гаджета.

Здоровье ребенка и гаджеты

Проведение времени детей за играми на планшете

  • А родители и рады, что ребенок не отвлекает от повседневных забот и отдыха, но при этом не все понимают, что вред, наносимый гаджетами детям, это реальная угроза для здоровья, и нередко последствия могут быть непоправимыми.
  • Исследования о вреде гаджетов для детей регулярно проводятся международными организациями, занимающимися здравоохранением.
  • Результаты неутешительны: воздействие современных электронных развлекательных устройств на ребенка комплексное, затрагивающее и физическое, и психическое здоровье.

Воздействие на здоровье

Органы зрения. Длительное фокусирование взгляда на одном объекте неизбежно приводит к ухудшению зрения.

По этой причине визит к окулисту стал актуальным для детей уже в возрасте 3-4 лет. Наиболее распространенная проблема – близорукость.

Она возникает, когда ребенок долгое время смотрит на экран гаджета с близкого расстояния (менее 70 см), особенно если изображение имеет много мелких, трудно различимых деталей.

Здоровье ребенка и гаджеты

Посещение ребенком окулиста в следствии чрезмерного увлечения гаджетами

Другая популярная проблема со органами зрения – синдром сухого глаза. Это заболевание является прямым следствием длительного просмотра мультфильмов, потому что ребенок редко моргает, и поверхность глаз не увлажняется.

В дальнейшем проблема прогрессирует: из-за синдрома сухого глаза возникает раздражение и воспаление, дети начинают тереть глаза руками. А руки у ребенка редко бывают чистыми, что приводит к инфицированию — развивается конъюнктивит.

Органы опорно-двигательного аппарата. Когда ребенок держит в руках смартфон или планшет, чаще всего он наклоняет голову, и при длительном нахождении в такой позе нарушается осанка.

Появляются проблемы с позвоночником (особенно большая нагрузка приходится на шейные отделы), может возникать деформация. Долговременное управление компьютером или игровой приставкой с помощью «мышки» и клавиатуры, джойстика отрицательно влияет на суставы и связки рук (особенно плохо это воздействует на кисти и пальцы).

Здоровье ребенка и гаджеты

Нарушении осанки у детей из-за длительного провождения времени за компьютером в неправильном положении

Масса тела и обмен веществ. Вред гаджетов на здоровье детей проявляется не только на конкретные органы, но и в целом.

Малоподвижный образ жизни приводит к нарушению обмена веществ. Накапливается избыточная масса тела, нарушается движение крови в конечностях, ухудшается перистальтика кишечника.

Просмотр мультфильмов и кинофильмов, как правило, сопровождается употреблением пищи и напитков (особенно сладостей, газировки и соков), это создает избыток калорий в организме и повышает уровень сахара в крови.

Воздействие на психическое состояние

Отсутствие общения. Природой предусмотрено, чтобы маленький ребенок активно общался со сверстниками и родителями. Это необходимо для развития его социальных навыков.

Здоровье ребенка и гаджеты

Замкнутость подростка в следствии зависимости от гаджетов

Когда ребенок большой количество времени проводит в одиночку, концентрируя внимание на гаджетах, он лишается столь необходимого ему общения. В результате вырастают замкнутые, необщительные подростки, которым трудно адаптироваться в социуме.

Развитие зависимости

Зависимость от гаджетов – реальная проблема современности. У детей возникает психологическая аддикция, схожая в некоторых симптомах с наркоманией.

Избавиться от зависимости сложно, поскольку ребенок воспринимает запрет на использование гаджетов как несправедливое наказание.

Нарушения поведения. Дети, привыкшие к постоянному взаимодействию с гаджетами, становятся нервными.

Учащаются истерики, возникает повышенная нервная возбудимость, агрессия. Нередко происходит нарушение сна: ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается ночью, сон беспокойный.

Здоровье ребенка и гаджеты

Возможная агрессия у детей при аддикции от гаджетов

Ухудшаются способности к учебе. Если ребенок имеет свободный доступ в интернет, он сталкивается с большим количеством информации о насилии, с порнографией. Это травмирует детскую психику.

Рекомендации детских психологов по использованию гаджетов

Как объяснить ребенку вред гаджетов? Необходимо рассказывать детям об отрицательном воздействии гаджетов на их здоровье, с примерами и рисунками.

Рекомендуется устраивать небольшие лекции по физиологии, поясняя в доступной форме детям, как устроен их организм, и почему длительное использование развлекательных гаджетов приносит вред.

Какое время разрешено отводить ребенку для гаджетов

Чтобы сохранить здоровье детей, необходимо ограничивать доступ к гаджетам:

  1. в возрасте до трех лет – не более 30 минут в сутки, максимальная длительность одного сеанса – 15 минут;
  2. в возрасте 3-4 лет – около 1 часа в сутки;
  3. в возрасте от 5 до 10 лет – 1.5 часа в сутки;
  4. 11-13 лет – до двух часов в сутки.

Каждые 30 минут обязательно нужно делать перерыв.

Заключение

Нельзя сказать, что гаджеты приносят только вред.

Если использовать эти устройства в меру, они помогают в учебе и развитии ребенка, становятся интересным развлечением и отдыхом, могут мотивировать на позитивное поведение.

Но при неограниченном доступе гаджеты приносят вред ребенку. Задача взрослых – контролировать использование гаджетов ребенком, ограничивать время доступа к этим приборам.

Видео: Дети и гаджеты — влияние на психику ребенка в разном возрасте

Гаджеты: что в каком возрасте разрешать? — ФОРМА

Здоровье ребенка и гаджеты

18.12

9753 Ольга Терещенко, анестезиолог-реаниматолог

Дети все больше времени проводят с электронными устройствами. Учеба, игры и общение перетекли из реальной жизни в цифровую. Рассказываем, чем вредны и полезны гаджеты и какими временными ограничениями обезопасить ребенка.

Здоровому чаду со множеством не виртуальных увлечений гаджеты не причинят вреда, если использовать их ограниченно.

«Рациональное использование гаджетов ребенком не принесет ущерба здоровью, — говорит педиатр клиники GMS Мария Фадеева. — Основной проблемой использования “голубых экранов” является сокращение времени ребенка для активных игр и прогулок, которые уменьшают риск развития близорукости, особенно в светлое время суток.

Кроме того, если ребенок много времени проводит у экрана, то чаще всего он неправильно сидит. Так злоупотребление гаджетами ведёт к снижению двигательной активности, косвенно влияет на здоровье глаз и сопровождается развитием зависимости от электронных устройств. А для детей раннего возраста может быть причиной замедления темпов развития».

Ребенок младше двух лет знакомится с миром не только глазами, но и с помощью рук и даже рта. Чтобы понимать размеры, формы и другие особенности окружающих предметов, малышу нужно их потрогать и попробовать на вкус. Поэтому игры в планшете не могут заменить игру с посудой или кубиками.

«Ни одно самое дорогое и красочное приложение не заменит ребенку раннего возраста обычные игрушки, — говорит Мария Фадеева.

— Как только ребенок может держать предмет в ладони, ему важнее перекладывать его из руки в руку, кидать, стучать им о другие предметы, брать в рот, а самое главное, общаться с родными.

Есть данные о том, что даже фоновое использование телевизора негативно влияет на развитие речи у младенца».

Поэтому маленькому ребенку до двух лет рано знакомиться с планшетом или компьютером. Пагубное влияние на развитие зафиксировано вплоть до трехлетнего возраста:

«Согласно данным исследования, проведенного на 2441 ребенке, — предостерегает невролог клиники “Фэнтези” Елена Мичурина, — дети в 2 и 2,5 года, которые проводят много времени с гаджетами, показывают более низкие результаты тестов на развитие в 2,5 и 4 года. Возможно это связано с тем,  что ребенок лишается общения с матерью и семьей, а также уменьшается его время для  активных игр, прогулок и качественного сна».

Дети старшего возраста могут понемногу знакомиться с электронными технологиями, но есть одна опасность.

Когда ребенок постоянно получает удовольствие только одним путем — через планшет или компьютер, детский мозг легко закрепляет связку планшет → удовольствие и так может развиться зависимость.

К тому же у детей до 18 лет не развита сила воли. Поэтому им так сложно оторваться от планшета, даже если есть важные занятия и несделанные уроки. 

Также гаджеты влияют на развитие фантазии ребенка. В планшете есть готовые образы и последовательность действий, там не надо придумывать истории для ролевых игр, такому ребенку становится скучно в реальном мире с обычными игрушками. 

Чрезмерное использование гаджетов, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, может увеличить риск психологических проблем у ребенка: депрессии, тревожности, снижения концентрации и внимательности.

Чем полезны

С 4–5 лет гаджеты могут быть источником информации. Любое устройство — это инструмент и только родители выбирают, как именно он подействует на ребенка.

«Пользу от использования гаджетов можно извлечь, — объясняет Елена Мичурина, — только если показываемый контент используется для помощи ребенку, а не заменяет развивающие занятия с родителями или воспитателем, педагогом раннего возраста. А еще лучше если то, что вы показываете было одобрено и подобрано индивидуально для малыша педагогом раннего возраста или другим специалистом по развитию, и сопровождается ми взрослого при просмотре».

Детям постарше важно быть частью общества, поэтому смартфон или планшет — это один из способов адаптации среди сверстников, возможность быть как все.

Но в любом случае, когда у ребенка появляется свое устройство с выходом в интернет, необходимо рассказывать ему про информационную безопасность.

Так же, как перед первой самостоятельно прогулкой, родители объясняют как переходить дорогу и не разговаривать с чужими. 

Когда стоит ограничивать

Ограничения по времени нужны любому ребенку, редкие дети могут самостоятельно отложить планшет и сесть за уроки.

  • «Американская академия педиатрии рекомендует следующие ограничения по использованию гаджетов детьми, — объясняет Мария Фадеева:
  • – до 18 месяцев избегать использования гаджетов ребенком, кроме общения по видеосвязи с родственниками 
  • – до 2 лет — не более 30 минут в день и использовать только проверенные программы, убедившись, что ребенок понимает смысл происходящего на экране 
  • – до 5 лет — не более часа в день
  • – старше 6 лет — индивидуально, но при условии, что использование гаджета не уменьшает время общения ребенка со сверстниками, прогулок на свежем воздухе, учебы, не влияет на своевременный прием пищи и продолжительность сна.

В любом возрасте отказаться от гаджетов за час до сна. Согласно проведенным исследованиям, дети, использующие телефоны перед сном, позже ложатся спать, чаще сталкиваются с нарушениями сна и снижением концентрации внимания».

По словам Марии Фадеевой, каждые 20 минут нужно делать перерыв. Во время перерыва ребенок должен отвлечься, чтобы посмотреть на предметы на расстоянии 6-7 метров, а также встать и сделать разминку. 

Кроме того, желательно отказаться от просмотра мультфильмов во время еды. Во время приема пищи ребенку 1-3-х лет необходимо сосредоточиться на содержимом его тарелки для формирования здорового пищевого интереса. Более старшие дети во время просмотра могут больше есть и заработать проблемы с лишним весом. 

В любом возрасте стоит отменить просмотр мультфильмов или уменьшить время на компьютер, если ребенок становится капризным, у него ухудшается сон или он перестает играть в обычные игры и все время требует гаджет, без которого не знает чем заняться. 

Как ограничивать 

В первую очередь, дети ориентируются на родителей, поэтому если взрослые сами постоянно с телефоном в руке, то и ребенок считает это нормальным. В этом случае разговоры и ограничения могут не помочь. Если ребенок дошкольного возраста, то нужно четко проговаривать условия: после еды, только один мультфильм или один уровень в игре. 

С более старшими детьми можно попробовать выделять общее время на планшет в неделю. Если ребенок провел все воскресенье у компьютера и истратил выделенное время за один день, значит на неделе использовать гаджеты можно только для учебы.

Так постепенно подросток учится контролировать время самостоятельно и развивает силу воли. Хорошо, если у ребенка есть другие занятия: кружки, спорт, прогулки с друзьями, настольные игры по вечерам с родителями.

Все, что позволяет заметить, как много интересного в реальном мире. 

Есть программы для контроля времени, проведенного у компьютера, но дети быстро учатся их обходить. Поэтому родителям лучше самим следить за состоянием ребенка.

Наши эксперты солидарны во мнении, что гаджеты не должны быть устройством, благодаря которому о ребенке можно забыть на некоторое время.

  • Гаджеты не опасны, если не мешают обычной жизни ребенка
  • До двух лет малышу не стоит включать мультфильмы или показывать игры, даже обучающие программы
  • Лучший способ уменьшить компьютерное время — насыщенная реальная жизнь
  • Родительский контроль лучше компьютерной программы. 

Влияние современных гаджетов на жизнь ребёнка

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве.

Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк.

Однако во всём нужна золотая середина.  Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей.

Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине.

Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства.

Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям.

Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление.

Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине! 

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника.

Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов.

А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка.

Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения.

Как следствие – малыш ничему не учится.

Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика — смайликами и стикерами.

Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника.

Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром.

Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков.

Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *