Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успехаПсихологи уверяют, что трудно найти людей, у которых не оказалось бы вредных привычек. Часто человек даже не замечает, как раскачивается на стуле, щелкает пальцами, грызет карандаш, употребляет слова-паразиты, не придает особого значения, когда матные слова проскальзываютв речи. Подобные действия кажутся достаточно безобидными, не доставляющими особых неудобств окружающим. Однако специалисты обращают внимание на то, что они негативно влияют на физическое и психологическое состояние, отражаются на культурном уровне, определяют положение человека в обществе. Нужно учитывать, что любые привычки формируются в детстве и постепенно становятся манерами поведения, не зря пословица гласит, что привычка — вторая натура человека. Заботливые родители, понимая это, стараются так воспитывать свое дитя, чтобы привить как можно больше положительных, позитивных, навыков. Поэтому полезно знать, как появляются вредные привычки у детей и как устранить их, если они уже закрепились в поведении.

Если у ребенка появилась привычка..

Слово «привычка» (от английского «habit») означает склонность к чему-либо, ставшее постоянным, привычным.

По утверждению специалистов, любая привычка (и хорошая, и плохая) формируется постепенно, когда ее действие повторяется изо дня в день, закрепляется и становится ритуалом. Обычно это происходит на каким-либо психологическом фоне — позитивном или негативном.

Например, вот как психологи объясняют привыкание малышей к нежелательным действиям: на фоне дефицита родительского внимания дитя начинает сосать палец или обкусывать ногти, успокаивая себя подобным способом. Постепенно при любом стрессе или потрясении ребенок, как за соломинку, хватается за свой пальчик.

Такой же механизм формирования свойственен другим вредным навыкам.

Какие бывают вредные привычки?

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Как бороться с вредными привычками у детей

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Важно: бесполезно искать какие-то особенные способы борьбы с нежелательными проявлениями у дошколят. Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Что специалисты рекомендуют родителям, чтобы научить детей избавляться от вредных привычек?

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра «Две дорожки»

Цель такой игры — снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони.

Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные — на дерево с полезными привычками, серые — на дерево с вредными привычками.

Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

«Полезные яблочки»

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

«Вредные яблочки»

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все … (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я — … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода — … (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как … (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Стихи и загадки

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успехаХудожественное слово занимает большое место в жизни ребенка. Всем хорошо известно, как маленькие детки любят, чтобы им читали книжки, легко запоминают веселые короткие стишки и загадки, помногу раз пересказывают любимые сказки. Взрослые могут воспользоваться детской особенностью, чтобы использовать стихи для детейо вреде дурных привычек, о том, как они мешают жить и вызывают насмешки со стороны окружающих. Просто идеально, особенно старшим дошколятам, для этой цели подходят «Вредные советы» Г. Остера, в которых высмеиваюткаждую вреднуюпривычку:

Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет

  • Про тебя, что ты болтун.
  • Или вместе с ребенком можно декламировать в любых ситуациях небольшие стишки и загадки:

Пятерня! Пятерня! Выручаешь ты меня: Если надо мне сморкаться Я сморкаюсь пятернёй. С ней не надо расставаться- Пятерня всегда со мной! – Но не лучше ли, дружочек, Если все-таки в платочек?

( С. Михалков)

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

  1. Я шагаю напрямик.
  2. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится,
  3. Руки мыть не ленится. (Мыло)
  4. Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит,
  5. Нам усердно служит. (Зубная щетка)
  6. Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю. Им утрет потоки слез,
  7. Не забудет и про нос. (Носовой платок)
  8. Очень много здесь зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком
  9. Лягут волосы рядком. (Расческа)

Что надо знать взрослым

У родителей всегда должны быть в запасе воспитательные приемы, которые дадут возможность предотвратить вредные привычки и их социальные последствия. А если таковые уже появились, то немедля нужно пустить в ход все способы, чтобы быстро избавить свое чадо от нежелательных действий.

Психологи уверяют — в первую очередь, необходимо понять, на что указывает появившаяся привычка: может быть, у ребенка появилась потребность быть ближе к родителям, общаться с ними, или у него высокая тревожность, страх, нервозность, или малышу не хватает знаний о правилах поведения в обществе.

Это, пожалуй, самое сложное — разобраться! и самостоятельно определить главную причину появления привычки. На помощь всегда придет специалист, но все же вредная привычка — сигнал того, что имеется проблема не только у ребенка, но и в семье.

Специалисты предлагают родителям на фоне установленной причины наиболее доступные способы устранения:

Изменение поведения: появление нервозности, неожиданные капризы, неоправданный страх могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает дефицит внимания со стороны взрослых.

Чтобы предотвратить появление нежелательного навыка (сосать пальчики, грызть ногти, накручивать волосы), родители должны проявить усиленную заботу и внимание.

Даже грудничкам, чтобы предотвратить вредные привычки у детей, в целях профилактики необходимо уделять как можно больше внимания, общаться, играть, разговаривать, носить на руках, разнообразить впечатления сменой игрушек, обстановки. С детками постарше психологи предлагают:

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

  • чаще играть в развивающие игры (настольные «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Собери картинку»; спортивные «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Загадки — отгадки»),
  • заниматься творчеством (рисованием, лепкой, конструированием), что помогает не только успокоить малыша, но и увидеть причину нервозности («Нарисуй, чего ты боишься больше всего», «Добрый — злой человечки», «Моя семья», «Любимый сказочный герой», «Страшная ситуация»),
  • чаще организовывать целенаправленные прогулки на природе(собирать шишки, желуди, красивые листья для поделок),
  • устраивать интересные экскурсии и поездки всей семьей.

Важно:добиваться, чтобы ручки и мысли ребенка были постоянно заняты. Кроме того, совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Повышение самооценки: у средних и старших дошколят вредные привычки, как психологические заменители, могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников.

Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом.

Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова («Живая шляпа», «Мишкина каша», «На горке»), В. Осеевой («Три товарища», «Синие листья», «Плохо»).

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успехаИспользование наказаний и поощрений: иногда родители или по незнанию, или заблуждаясь, используют кардинальное воздействие на ребенка. Например, могут мазать пальчики горчицей, лишать прогулки, сладостей, походов в цирк или театр, стыдят в присутствии посторонних, могут унижать, отказывать в ласках, использовать физические наказания. Психологи выступают категорически против таких методов воздействия, так как они только вредят, а не решают проблему. Да, наказание возможно, если взрослые замечают, что ребенок использует негативный навык как манипуляцию для достижения своих целей. Например, мама не разрешает долго лежать в постели и побуждает к выполнению режима, а бабушка, чтобы не нервировать ребенка, делает ему послабление, разрешая поспать, полежать, посмотреть телевизор. Поняв это, ребенок начинает манипулировать, нарочно выполняя действие, которое огорчает взрослых: дергать головой, раскачиваться на стуле, грызть ногти, капризничать.

Важно: наказание предусматривает осуждение, насмешку, но не ребенка, а дурной привычки. Можно посмеяться над сказочным персонажем или героем рассказа, у которых отсутствуют хорошие манеры поведения.

Зато малейшее достижение дошколенка, который стремится избавляться от дурных склонностей, должно быть обязательно отмечено взрослыми.

Читайте также:  Круп. Триада симптомов

В награду можно посетить детское кафе, чтобы малыш смог продемонстрировать хорошие манеры, или сходить в гости к друзьям, или организовать поездку на пикник с другими детками.

Единство семейных требований к ребенку: психологи обращают внимание родителей на то, что главное в воспитании — никаких разногласий. Все члены семьи должны быть едины в требованиях к ребенку. Например, капризы и плохие манеры должны быть замечены, осуждены всеми близкими. Для этого нужна предварительная договоренность между всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Использование положительного примера: хорошо, если весь образ жизни семьи является примером для ребенка. Тогда появление вредных привычек у детей будет ничтожно мало, так как дошкольник любит подражать тем людям, которые для него авторитетны.

Однако, помимо близких, примером может стать любимый сказочный герой, персонаж мультфильма, друг по детскому саду, старший товарищ. Родителям полезно сделать акцент на положительных манерах поведения, предложить ребенку подражать тем людям, которых он любит.

Полезные советы родителям!

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.

  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.

  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.

  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.

  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.

  7. Побеждаем детские вредные привычки: секреты успехаСделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.

Какие «НЕ» исключить из воспитания

  • …наказывайте ребенка за дурную привычку;
  • …стыдите в присутствии других людей за неправильные действия малыша;
  • …запрещайте ребенку выражать свой гнев (научите его делать это правильно);
  • …акцентируйте внимание дошкольника на его слабостях, лучше переключите внимание на позитивные занятия;
  • …отбирайте сразу предметы, даже если они вызывают вредные привычки у детей (сосание, грызение), найдите позитивные заменители (игрушки для мелкой моторики).

Вредные привычки у детей и дурные манеры

Добрый день, дорогие родители! Дурные привычки у детей – какими они бывают? Почему возникают вредные привычки у детей? И стоит ли с ними бороться? Обычно дети знают о том, какими дурными привычками они обладают – по-видимому, окружающие их взрослые члены семьи объясняют им это и неоднократно.

И дети пытаются бороться с ними – иногда получается, иногда и не очень.

Итак, какие же детские привычки можно отнести к разряду плохих?

Привычки человека – это такие действия, которые человек совершает сначала нерегулярно, потом все чаще и чаще, а потом эти действия совершаются им автоматически.

При этом люди не задумываются , необходимо ли это делать или нет, потому что такое действие вошло именно в привычку.

Есть привычки хорошие – умываться по утрам, мыть руки перед едой или чистить зубы утром и вечером. А есть пристрастия дурные, хотя и не все с этим согласны.

Представление о вредности тех или иных привычек зависит от того, насколько цивилизовано или культурно общество страны. Иногда одни и те же привычки в одной стране считаются дурными, а в других местах она вроде бы нормальная.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Так, если чадо ест, к примеру, чипсы или сухарики, потом у него очень болит живот. Но потом все же проходит. А сыну или дочери хочется есть подобное даже несмотря на то, что потом ему опять будет плохо.

И сорванец, прекрасно зная, что подобная еда вредна его организму, ест ее все равно, потому что ему нравится именно такая пища. Так формируется у данного малыша вредная привычка.

Самый классический пример вредной привычки – курение детей.

Причем если подросток, закуривающий первую сигарету, считает все разговоры о вреде никотина чем-то абстрактным, таким, что уж его не коснется никогда. А взрослые уже прекрасно понимают все последствия от регулярного курения, но бросить это пристрастие, пагубно влияющую на состояние здоровья, могут далеко не все.

Очень часто тяга к сигаретам становится настолько сильной, что человек будет кашлять после каждой выкуренной сигареты, будет страдать одышкой из-за того, что бронхи забиты вредными веществами, поступающими в организм с сигаретным дымом, но расстаться с сигаретами навсегда курильщик не в состоянии.

И возникает замкнутый круг — сигареты наносят организму курильщика явный вред, но расстаться с этой вредной привычкой человек порой не в состоянии самостоятельно. И именно в таких случаях порой только врачи могут помочь избавиться от тяги к сигаретам.

Привычка разбрасывать вещи

К дурным привычкам многие родители относят то, что дети разбрасывают свои вещи (одежду, игрушки, учебники и т. д.) по всей квартире, а заставить их потом это все собирать или сразу класть на место удается с большим трудом.

Но на следующий день все повторяется заново. Однако подобные действия не появляется у подростка на пустом месте. Либо он невольно копирует своих родителей, которые тоже не всегда убирают свои вещи на место, либо просто его с детства к этому просто не приучили.

Когда такой подросток был маленьким, то никто не заставлял его собирать разбросанные игрушки  мама, считая его еще слишком маленьким, убирала все разбросанное малышом сама.

Вот так малыш и привык, что можно не собирать игрушки после того, как он поиграл, – мама уберет, можно не отнести в стирку свои грязные вещи – есть мама, она все сделает сама.

А потом кроха вырастает, а привычка разбрасивать вещи остается. И кого за эту приобретенную манеру надо ругать?

Как быть родителям в подобной ситуации? Во-первых, им надо решить – будут ли они бороться с этой привычкой или нет. Потому что нельзя при искоренении дурной манеры сегодня с ней бороться, а завтра и послезавтра от нее отдохнуть.

  • Поэтому, либо вся семья искореняет неаккуратность у дочки или сыночка (и у себя, если такое встречается и у папы или мамы), либо, если не уверены, что сможете настоять на своем до конца, то лучше не начинать борьбу вовсе!
  • Вредных привычек у людей бывает много, и они весьма разнообразны.
  • Так, многие семейные пары распадаются из-за того, чту муж имеет дурную привычку разбрасывать свои грязные носки по всей квартире, причем найти их можно в местах, абсолютно для этого не предназначенных, – например, в вазочке для конфет или под подушкой.
  • Есть женщины, которые находят способы отучить своих мужей от подобного.
  • Они могут стоять над душой у мужа каждый день, когда он приходит с работы, пока он не бросит свои носки, придя с работы, в корзину для грязного белья, либо встречают мужа с работы с пакетиком для его грязных носок, и пока муж не бросит в него свои грязные носки, дальше коридора он просто не пройдет.
  • И это срабатывает – грязных носков, разбросанные по квартире, вскоре не наблюдается.

Говоришь ребенку, а он – как будто не слышит

Очень часто родители жалуются, что они что-то говорят ребенку, а он на них не реагирует. В этом случае папы и мамы должны знать основное правило педагогики – когда разговариваешь с малышом, необходимо убедиться, что он тебя слышит.

Ведь очень часто бывает, что малыш увлечен своей игрой, а мама подходит и просит его убрать свои вещи. А через некоторое время она приходит и видит, что игрун по-прежнему весь в игре, а ничего не сделано.

  1. И тут мама начинает ругаться, а несмышленыш не может понять, за что ему попало – он ведь и правда ничего не слышал.
  2. Следует понять, что большинство приобретаемых детьми дурных привычек зависит от окружающих их взрослых членов семьи.
  3. Причем родители, требуя каких-то действий от своего ребенка, должны уметь ему объяснить доходчиво, почему он должен сделать именно это, а не что-нибудь другое.

И объяснить про вредные привычки у детей так, чтобы чадо понял. Для чего это нужно? Для того, чтобы между родителями и детьми складывались нормальные взаимоотношения.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

  • Кроха даже в дошкольном возрасте уже является личностью, пусть и маленькой, но родителям стоит помнить – приказы у ребенка вызывают реакцию прямо противоположную.
  • Поэтому и необходимо объяснить, почему что-то надо сделать именно сейчас и так, как ему сказали, чтобы дети исполняли сказанное мамой и папой.
  • Люди с возрастом обрастают привычками, которые могут быть как хорошими, так и не очень хорошими, и также бывают совершенно дурные пристрастия, расстаться с которыми бывает подчас крайне тяжело.
  • Между прочим, замечено, что дурные и вредный привычки у детей обретаются человеком гораздо легче, чем хорошие!
  • И вот характер человека просто соткан из подобных казусов.
  • И от того, какие привычки в характере человека преобладают – хорошие или плохие – зависит отношение к нему окружающих и порой его личное счастье.
  • Поэтому воздействуя на своих детей, чтобы отучить их от дурных привычек, родители тем самым создают ему по сути счастливое будущее.
  • Вредные привычки у детей и дурные манеры нужно искоренять, приложите усилия, сделайте своих отпрысков счастливыми в будущем!
  • Удачи!
Читайте также:  Бронхиальная астма и планирование беременности

Вредные привычки у подростков: профилактика и борьба

Подростковый возраст считается самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало.

Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка.

Вредные привычки у подростков

Чаще всего молодежь перенимает у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки в подростковом возрасте –  это курение и употребление алкоголя.

Сегодня немаловажную роль занимают психологические зависимости, и отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой нужно подготовить ребенка основательно – это наркомания.

Курение 

В последние годы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранение) установила ограничение на курение в общественных местах. Как известно, запреты привлекают подростков. Основной фактор риска, который повышает шансы сделать из ребенка курильщика, – это окружение. Среди юношей и девушек распространено мнение, что курить – это круто, интересно, помогает повзрослеть.

Дети стремятся быстрее стать взрослыми. Им кажется, что неопределенность и множество проблем решатся во взрослой жизни.

Они стремятся выглядеть более развитыми в кругу знакомых, интересными для тех, кто на них не обращает внимание.

Пути для решения таких задач не всегда правильны, а обществом могут навязываться стереотипы, что через вредные привычки все эти цели можно достичь хотя бы частично.

На желание курить влияют такие факторы:

  • попытки влиться в новую компанию;
  • желание походить на взрослых;
  • попытка произвести впечатление.

Что могут сделать взрослые:

  • беседы о вредных привычках современных подростков;
  • помощь в поиске других путей отличаться;
  • пересмотр ценностей, поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;
  • информирование о вреде курения;
  • истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.

Не рекомендуется ничего навязывать. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.

Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает школьников к курению.

Употребление алкоголя

Организм детей невероятно восприимчив, поэтому побороть возникающую тягу к спиртному сложно. Шанс появления заболеваний внутренних органов заметно растет, а процесс формирования зависимости ускоряется.

Что могут сделать родители:

  • обсудить с ребенком вред спиртного;
  • узнать точку зрения на то, как ребенок относится к нетрезвым людям;
  • объяснить, каким образом алкогольная зависимость возникает, насколько быстро это происходит, как она мешает нормальной жизни;
  • привести негативные примеры реальных людей, а также непьющих успешных личностей.

Подросток в мире вредных привычек с трудом сопротивляется угрозам, которые его поджидают. Причины появления желания употреблять спиртное аналогичны тем, которые мы рассматривали выше, в случае с курением.

Скука, попытки стать взрослым, мнение, что спиртное помогает справиться с эмоциональным напряжением – это неверные стимулы.

Основная задача родителей и педагогов – помощь в переосмыслении способов управления своими эмоциями, проблемами.

Наркомания

Белая смерть – наркомания. Самая устойчивая зависимость возникает из-за приема наркотических и психотропных веществ. Основная задача родителей и педагогов – предостеречь ребенка от той самой «пробы», которую могут ему предложить.

После приема одной дозы наркотического вещества уже начинаются активные разрушительные процессы, а при стабильном применении они могут стать необратимыми. Основная задача взрослых – не допустить этого, предупредить и уберечь.

Наркотики разрушают личность, останавливают рост, развитие, восстановительные процессы в органах. Основные причины детской наркомании – желание подражать, попытка поиска путей для получения новых удовольствий, отсутствие возможности найти способы решения своих проблем, неспособность принимать решения.

Не всегда в зоне риска подростки из неблагополучных семей, не все потенциальные жертвы наркотиков – те, кто уже курит или употребляет спиртное.

Как влияют наркотики на организм ребенка:

  • угнетение кашлевого центра (непоправимый вред легким);
  • угнетение функции сокращения сердечной мышцы, разрушение стенок сосудов, учащение сердцебиения;
  • препятствие нормальному росту и развитию;
  • воздействие на нервную систему – нарушение сна, галлюцинации, апатии, суицидальные наклонности и так далее;
  • угнетение процессов регуляции ЖКТ;
  • увеличение шансов на рождение неполноценных детей в будущем, бесплодие;
  • подверженность инфекционным болезням.

Что могут сделать родители:

  • Принять правду и максимально спокойно действовать, преодолев страх и отчаяние.
  • Обратиться в координационный центр по противодействию наркомании. Не обязательно брать с собой ребенка – на первую консультацию придите сами, а дальше руководствуйтесь советами специалиста.
  • Честность и жесткость – основные черты тактики обращения с подростком. Будьте уверены в себе, убеждайте ребенка в успехе при борьбе с зависимостью.
  • Старайтесь не зацикливаться. Покажите подростку, что жизнь продолжается, что он вместе с вами может заниматься обыденными вещами, получать от этого удовольствие. Не нужно все время его упрекать и напоминать о последствиях, прошлом, учите себя и его видеть новую личность, здоровую и разумную, которая оставила былое позади и уверенно двигается вперед.
  • Обратитесь к психологу-наркологу, не отказывайтесь от медицинского лечения.
  • Поддерживайте ребенка, помогите восстановить в нем силу, надежду и волю.

Творческие способности, психическое здоровье, эмоциональная сфера – все эти важные человеческие умения угнетаются на фоне приема наркотиков. Не пускайте проблему на самотек, не отчаивайтесь, даже если первые шаги в борьбе за светлое будущее были тщетными.

Психологические зависимости

Зависеть подросток может от так называемой «зоны комфорта», когда он боится познавать нечто новое, идти вперед. Такую зависимость сложно распознать, она проявляется через время и характеризуется высокой устойчивостью.

Подростковые вредные привычки – это неспособность отказаться от компьютерных игр и социальных сетей.

Сегодня Международная Организация Здравоохранения в полной мере признает онлайн и информационную зависимости опасными и самыми распространенными.

Уже каждый второй подросток не видит жизни без онлайн общения и может заменить им реальные развлечения, проводя все время с гаджетом в руках и жертвуя многими потребностями и возможностями.

Подростки могут зависеть от родителей – сюда относится неспособность решать проблемы самостоятельно, в целом принимать важные решения, находить выход из сложных ситуаций.

Такие дети больше подвержены соблазнам, возникающим в обществе – они чаще становятся наркоманами, алкоголиками, курильщиками.

Поэтому способствовать их самостоятельности и учить, что подросток способен быть ответственным за свою жизнь — важная обязанность родителей.

Побеждаем детские вредные привычки: секреты успеха

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Другие вредные привычки

Среди других вредных привычек у детей и подростков можно подчеркнуть следующие:

  • Игровая зависимость. Некоторые онлайн игры становятся для школьников более интересными, чем реальная жизнь. Взрослому это тяжело понять, но для ребенка так и есть. Многое сделать не получается, поэтому он бежит в выдуманный мир, где все понятно и строится по уготованному интересному плану. Подобные увлечения могут способствовать появлению суицидальных наклонностей, отстраненности от реального мира. В зоне риска дети, которые привыкли проводить время самостоятельно.
  • Телевизионная зависимость. Сюда относятся просмотры мультфильмов, сериалов через интернет, передач. Этот вид зависимости напоминает игровую, когда виртуальный мир кажется более ярким и красочным, чем настоящий. Опасность заключается ещё в том, что по телевизору, радио и в интернете может преподноситься обманчивая информация, в которую ребенок наивно поверит.
  • Интернет-зависимость. Ее стоит обозначить отдельно. Отчасти это разновидность психологической зависимости, но привязанность к онлайн-миру создает отдельную нишу для ребенка. Это открытие широких возможностей, простота общения, получение новой информации (не всегда полезной и правдивой). Многообразие возможностей и интерес создают основу для отказа от реальных благ, занятий, развития.

Конечно, некоторые их перечисленных занятий таких, как интернет, социальные сети, игры не стоит совсем вычеркивать из жизни ребёнка, необходимо их ограничение в меру разумного.

Влияние вредных привычек на здоровье подростков

Как выражается влияние вредных привычек на подростков? Страдает психологическое развитие, эмоциональное состояние, а также наносится ущерб физиологическим функциям, органам и системам в целом. Сложно предсказать, на что будет оказано негативное влияние, но ущерб часто непоправим.

Способы борьбы с вредными привычками

Итак, как можно побороть вредные привычки подростков, если они уже появились? Есть несколько способов борьбы с вредными привычками у подростков, которые в комплексе должны внедряться в общение с ребенком:

  • Не кричите. Крик оттолкнет ребенка. Можно спросить, что стало причиной того, что он начал курить или периодически употреблять алкоголь.
  • Разберитесь в проблемах. Составьте перечень того, что стоит перед ребенком. Если их решить удастся вместе, это хорошо. Если нет, постарайтесь дать дельные советы.
  • Не настаивайте на походе к психологу или психиатру. Подростки этого боятся – для них подобное ассоциируется с психически нездоровыми людьми.
  • Расскажите о вреде. Объясните последствия. Помогите побороть привычку, предложите замену – интересные занятия, например, фотография, игры, квесты, поездки на рыбалку и так далее. Предложите пойти на танцы, борьбу, рисование. Найдите то занятие, которое действительно будет по душе вашему ребенку.
  • Откажитесь от вредных привычек. Вы – пример для детей. Если сами курите, не ждите, что ребенок бросит курить.
  • Предлагайте поддержку и понимание. Они должны быть не только на словах, но и в поступках.
  • Не угрожайте и не запрещайте. Помогите осознать, что вредные привычки не нужны самому подростку, а не просто мешают вам.
  • Поощряйте успехи, хвалите.
  • Обнимайте ребенка, целуйте, чаще демонстрируйте, что вы его любите.

Если вы сможете применять все эти правила, успех не заставит себя ждать. Если у ребенка не получается отказаться от привычки, в таком случае можно предложить обратиться за помощью к специалисту.

Профилактические меры

Чтобы пагубные привычки не взяли верх над ребенком, нужно придерживаться определённых методов воспитания.

Меры профилактики вредных привычек у подростков и детей состоят из следующих шагов:

  • Воспитывайте в ребенке самосознание. Помогайте ему быть в чем-то выгодно непохожим на других, выделяться. Когда ребенок чувствует свою самодостаточность, ему не нужны другие методы обратить на себя внимание, показаться взрослее или лучше в глазах сверстников и окружения.
  • Воспитывайте уверенность в себе. Пусть ребенок знает, что ему есть за что любить себя. Он должен испытывать любовь к родителям, друзьям, учителям, животным. Спрашивайте, как он относится к себе, к другим. Тот, кого научили уважать окружающих, не подвержен влиянию со стороны, подталкивающему на формирование вредных привычек.
  • Покажите, что вы ведете здоровый образ жизни. Учтите, что ваш пример – основной. Нельзя сказать, что очень вредно курить, выкуривая очередную сигарету.
  • Займите время ребенка чем-то интересным. Отправьте на секцию, следите, чтобы свободного времени было мало. Это значительно снизит шансы того, что подросток пристрастится к спиртному.
Читайте также:  3 главных проблемы с животиками у самых маленьких

Не забывайте, что вы – не только родители, но и друзья для ребенка. Разделяйте его интересы, добивайтесь доверия, учитесь понимать.

Итог

Дети впитывают все, что их окружает. От того, в какой среде живет подросток, как к нему относятся близкие, каким образом он оценивает себя, зависит подверженность к возникновению плохих привычек.

Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Это объясняется в первую очередь тем, что среда, интересы, условия жизни, ценности меняются.

Цель родителей – проследить за правильной сменой ориентиров, доверять детям, понимать их и как можно больше разговаривать о проблемах, мыслях, желаниях, мечтах.

Это поможет исключить основные причины возникновения вредных привычек у подростков.

Советы психолога: как победить вредные привычки у ребенка

Самые распространённые из этих вредных привычек — когда ребёнок грызёт ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызёт ручки и карандаши.

Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях — можно ли научить ребёнка контролировать свои действия? Прежде всего, нужно задать себе вопрос — а когда именно вы заметили, что определённое действие стало уже привычкой вашего ребёнка?

Привычка грызть карандаши, ручки, другие твёрдые предметы, обгрызание ногтей на руках — всё это может наблюдаться, когда ребёнок испытывает тревогу и не чувствует уверенности в себе. Возможно, появление вредных привычек совпадает с началом школьного обучения.

Тогда это говорит о том, что ребёнок испытывает затруднения в школе. Он боится дать неправильный ответ, находится в сильном напряжении, когда его спрашивают.

Может быть темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый, а ему нужно выполнять задания маленькими частями, заниматься с более частыми перерывами.

Что могут сделать родители для ребёнка с вредными привычками?

1) Важно успокоить ребёнка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

2) Убедитесь сначала, что ребёнок усвоил текущий материал, покажите ему его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача- добиться уверенности ребёнка в своих силах.

3) Родители не должны требовать от ребёнка «немедленно прекратить» осуществлять нежелательные действия. Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребёнка, появление тиков. Практически все вредные привычки преследуют одну цель- снятие высокого психо- эмоционального напряжения.

4) Большинство детей шестилетнего возраста проходят через стадию « грызения ногтей». Привлекая внимание ребёнка к этому, вы сами создаёте проблему из поведения, которое может быть преходящим.

5) Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребёнка не меняется, следует обратиться к детскому психологу и невропатологу.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.

), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны.

Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске.

Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у детей в связи с тревожно- мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Происходит серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию.

Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние.

Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка.

Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании.

Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Ребенка не наказывают за вредную привычку.

Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и ещё более замыкается в себе.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо.

Ребенок замкнулся, ушел в себя — родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку.

Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Медицинский психолог Краевой детской больницы Яковлева Н.Е.

Конспект внеклассного мероприятия «Как победить вредные привычки»

  • Конспект занятия «Как победить вредные привычки»
  • Задачи: Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни; Дополнить представления подростков о вредных привычках; Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; Воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
  • Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги!

А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю!

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!»

Недаром русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

Вопросы:

  • Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
  • Что значит быть здоровым?
  • Что же мешает быть здоровым? Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, наркомания)
  • Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Подсказка – каждое утро делаю зарядку и умываюсь холодной водой…)

Ведущий: Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

Сегодня мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые мешают людям вести здоровый образ жизни.

Прием “Ассоциации”. Каждому ученику выдаются три полоски бумаги, ведущий медленно называет слова, учащиеся при этом должны записать на полосках бумаги свои ассоциации по поводу произнесенных слов, например, солнце – тепло, свечение и т. д. Просьба: работать самостоятельно, писать разборчиво, откровенно.

Учитель говорит: “Наркотик”, учащиеся записывают свои ассоциации, затем через минуту ведущий называет слово «Алкоголь» и учащиеся пишут ассоциации, в третий раз называется слово «Курение».

Далее сбор материалов с ассоциациями, перемешивание, раздача трех ассоциаций каждому, каждый ученик зачитывает вслух всей группе доставшиеся ассоциации, во время чтения каждый ученик выбирает несколько личностно значимых ассоциаций и записывает в свою тетрадь.

(Ответы учащихся: наркотик – убийца, это тихая война, короткое удовольствие, первая выкуренная сигарета, гибель от передозировки, добровольное сумасшествие и др.). Значит, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, курение, наркотики – это пагубные пристрастия человека. Итак, тема занятия “Нет — пагубным привычкам! ”

Ведущий: Пришло время открыть первую главу.

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации», – так говорил О. де Бальзак. А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Ребята выступают, делятся своим мнением.

Ведущий: Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет».

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

— А почему стариком не будешь?- Потому, что до старости не доживёшь.- А почему собака не укусит?- Так с палкой ведь ходить будешь.- А почему вор в дом не залезет?

  1. — Потому что всю ночь будешь кашлять
  2. Страница «Курить – здоровью вредить»

Ведущий: К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 10-14 лет, а некоторые и раньше. Почему же они пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

А можно ли отличить курящего человека от некурящего? Давайте поиграем в игру

«Ассоциации на слово «курильщик».

Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик» (жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и т. д.)

Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (ответы детей).

Информация:

  1. Зубы курящих обычно желтоватого цвета – это отложение на их поверхности табачного дегтя. Полость рта начинает издавать специфический неприятный запах.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *