Профилактика детского травматизма — главная задача взрослых

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ — ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА, как воспитателей, так и родителей. В связи  с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.

   Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию.

В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА БОЛЬШАЯ РОЛЬ ОТВОДИТСЯ РОДИТЕЛЯМ. По частоте полученных детьми травм на первом месте – падение на ровном месте. Ребенок зацепился за что-то ногой или обул новые ботинки на скользящей подошве и т.д. Обыденность ситуации притупляет бдительность родителей, и не внимательность детей часто приводит к печальным результатам.

Зима-пора санок, лыж, скольжение по ледяным дорожкам, игра в снежки. В это время года с детьми обязательно должны быть взрослые. Одно неловкое движение и… у детей еще очень слабые руки, ноги. Черезмерное кутание ребенка сковывает движения, не позволяя ребенку достаточно быстро передвигаться, и он начинает мерзнуть.

И нельзя забывать о том, что дотрагиваться на морозе до металлических предметов (санок, лесенки, горки, забор и т.д.) руками без варежек и языком, губами. Но уж если это произошло ни в коем случае не отрывать резко и не тянуть, а нужно смочить теплой или холодной водой (если нет, то подойдет даже слюна).

И чтобы это произошло надо объяснить детям в доступной форме, как надо беречь себя, защищать.

   ИНОГДА ВИНОВНИКАМИ ТРАВМ БЫВАЮТ САМИ РОДИТЕЛИ. Неисправные домашние электроприборы, розетки, не выключенные утюги, щипцы для завивки волос-все это может стать причиной страданий детей. Не следует забывать о ребяческой любознательности — сколько желающих сунуть шпильку или гвоздь в розетку, чтобы узнать: «А что там внутри?».

ОЧЕНЬ ЧАСТО ТРАВМА — РЕЗУЛЬТАТ УШИБА. На ребенка может случайно упасть картина, если она плохо закреплена; цветочный горшок, если он неудачно поставлен на полке; вешалка, если дети во время игры прячутся там, где висят вещи. Серьезные ранения можно получить при ушибе качелями.

   Есть дети, которые постоянно виснут на дверце шкафа, прячутся в шкафу, при неосторожном закрытии могут прищемить палец или руку.

   РАНЕНИЯ ОБЫЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ОЧЕНЬ ЧАСТАЯ ТРАВМА, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ДЕТИ.Ранения вовремя работы ножницами, рисование карандашами или красками… Дети любят мастерить, рисовать, но у них не хватает умения, движения их размашисты.

Они могут нанести травму не только себе, но и рядом сидящему ребенку. Утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он предметы: мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д.

Даже мелкие заколки для волос у девочек могут привести к печальным последствиям. Мелкие предметы дети очень часто толкуют в нос, уши, проглатывают их. У девочек бывают травмы ушей и из-за длинных сережек, которые мешают при одевании или снимание вещей.

А так же, может зацепиться, во время игры (другим ребенком или самой) и также нанести травму.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

Многих серьезных травм можно избежать, если родители и воспитатели будут внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным. ВЗРОСЛЫЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ОГРАЖДАТЬ ДЕТЕЙ ОТ НИХ.

  • Большинство травм дети получают дома; многих из них можно избежать.
  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРАВМ, КОТОРЫЕ ДЕТИ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ДОМА, И ИХ ПРИЧИНЫ:
  • v ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
  • v падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  • v удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
  • v отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
  • v поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Ожоги

Ожоги, включая ожоги паром, — наиболее распространенные травмы у детей. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу.

  1. Ожогов можно избежать, если:
  2. держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
  3. устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  4. держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
  5. прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Падения

  • Падение — распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:
  • не разрешать детям лазить в опасных местах;
  • устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Отравление бытовыми химическими веществами

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.

Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям — обнаженные провода представляют для них особую опасность.

  1. Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов.
  2. Дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.
  3. Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.
  4. Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.
  5. Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.
  6. Взрослые обязаны обучить ребенка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребенка в транспорте.

Родители должны знать и помнить, что как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге. С ними всегда должны быть взрослые.

  • Маленькие дети не думают об опасности, когда выбегают на дорогу, поэтому необходимо следить за ними.
  • Детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.
  • Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.
  • ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, КОГДА ПЕРЕХОДЯТ ДОРОГУ:
  •      остановиться на обочине;
  •      посмотреть в обе стороны;
  •      перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  •      переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
  •      идти, но ни в коем случае не бежать;
  •      переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора.
  • Старших детей необходимо научить присматривать за младшими.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Детей нельзя сажать на переднее сидение машины.

При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности.

Оказание первой помощи

  1. Первая помощь при ожогах
  2. Если одежда ребенка воспламенилась, быстро оберните его одеялом или другой одеждой, чтобы погасить пламя.

  3. Каждый родитель и все члены семьи должны уметь оказать ребенку первую помощь при несчастных случаях.

Сразу охладите место ожога с помощью большого количества чистой холодной воды.

Бывает, что полное охлаждение ожога длится полчаса.

Держите место ожога чистым и сухим, закройте его чистой неплотной повязкой. Если ожог больше, чем большая монета или начинает покрываться пузырями, немедленно отвезите ребенка в медицинское учреждение. Не вскрывайте пузыри — они защищают пораженное место.

Не старайтесь оторвать то, что прилипло к месту ожога. Не прикладывайте к месту ожога ничего, кроме холодной воды.

  • Дайте ребенку выпить фруктового сока или воды.
  • В домашней аптечкецелесообразно иметь специальные средства для наружного применения, предназначенные для самопомощи при ожогах.
  • Первая помощь при поражении электрическим током
Читайте также:  Корь у ребенка: симптомы и лечение

Если ребенок поражен электрическим током или получил ожоги от него, прежде всего, отключите электричество и только после этого оказывайте первую помощь ребенку. Если ребенок без сознания, держите его в тепле и немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного приподняв голову. Закройте ноздри ребенка и энергично вдыхайте ему в рот, чтобы грудь ребенка поднималась. Сосчитайте до трех и повторите процедуру. Повторяйте до тех пор, пока дыхание не восстановится.

Первая помощь при падениях и несчастных случаях на дороге

Повреждения головы, позвоночника и шеи могут вызвать паралич и представляют серьезную угрозу для жизни. Ограничьте подвижность головы и спины, избегайте любых сгибов позвоночника, чтобы предотвратить дополнительные повреждения, и вызовите скорую медицинскую помощь.

Если ребенок не может двигаться или испытывает острую боль, скорее всего, у него перелом костей. Зафиксируйте место перелома шиной или подручным материалом, после чего вызовите скорую медицинскую помощь.

Если ребенок без сознания, держите его в тепле и вызовите скорую медицинскую помощь.

При ушибах и растяжениях погрузите пораженные места в холодную воду или приложите на 15 минут лед. Лед предварительно положите в целлофановый пакет и оберните махровым полотенцем. При необходимости повторите процедуру, Холод уменьшит боль и снимет отеки.Успокойте ребенка.

  1. Первая помощь при порезах и ранах
  2. При небольших порезах и ранах:
  3. Промойте рану 3%-ной перекисью водорода, а при ее отсутствии — чистой (по возможности кипяченой охлажденной) водой с мылом.
  4. Высушите кожу вокруг раны, обработайте йодом.
  5. Закройте рану чистой марлей и наложите повязку.
  6. При серьезных порезах и ранах:

Если кусочек стекла или другого предмета застрял в ране, не старайтесь удалить его. Это может привести к кровотечению или большому повреждению тканей.

Если у ребенка сильное кровотечение, поднимите пораженное место выше уровня груди и плотно прижмите рану (или место рядом с ней) подушкой или мягким свертком из чистой ткани. Продолжайте держать сверток или подушку, пока кровотечение не прекратится.

Не кладите веществ растительного или животного происхождения на рану, поскольку это может вызвать инфицирование.

Наложите на рану повязку. Повязка не должна быть слишком тугой.

Отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Спросите медицинского работника, надо ли сделать ребенку прививку от столбняка.

Первая помощь при удушье

Если есть подозрение на повреждение шеи или головы, не двигайте голову ребенка.

Если ребенку тяжело дышать или он не дышит, положите его на спину ровно, немного подняв голову. Держите ноздри ребенка закрытыми и вдыхайте ему в рот, делая искусственное дыхание. Повторяйте процедуру, пока ребенок не начнет дышать.

  • Если ребенок дышит, но находится без сознания, переверните его на бок, чтобы язык не мешал дышать.
  • Вызовите скорую медицинскую помощь.
  • Первая помощь при отравлении
  • Если ребенок проглотил яд, не старайтесь вызвать рвоту, поскольку это может только осложнить положение.

Если яд попал на одежду или кожу ребенка, снимите одежду и промойте большим количеством воды. Несколько раз тщательно промойте кожу ребенка с мылом.

Если яд попал в глаза, промывайте их чистой водой, по меньшей мере, в течение 10 минут.

Немедленно отвезите ребенка в больницу или вызовите скорую медицинскую помощь. Возьмите с собой образец ядовитого вещества или лекарства, которое принял ребенок, или емкость, в которой оно находилось. Ожидая помощи, держите ребенка в покое.

ЭКСТРЕННЫЙ ВЫЗОВ

ВЫЗОВ С НОМЕРА ЭКСТРЕННОГО ВЫЗОВА 112 ВОЗМОЖЕН:

— при отсутствии денежных средств на вашем счету,- при заблокированной SIM-карте,

— при отсутствии SIM-карты телефона.

Если Ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак *

101* — Вызов пожарной охраны и спасателей102* — Вызов Полиции103* — Вызов скорой помощи

104* — Вызов аварийной службы газа

 ТЕЛЕФОНЫ ВЫЗОВА ЭТИХ СЛУЖБ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВСЕХ РЕГИОНОВ РФ

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов МТС

  1. 101 — Вызов пожарной и спасателей 102 — Вызов полиции103 — Вызов скорой медицинской помощи
  2. 104 — Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с телефонов МЕГАФОН

  • 101 — Вызов пожарной и спасателей 102 — Вызов полиции103 — Вызов скорой медицинской помощи
  • 104 — Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Билайн

  1. 101 — Вызов пожарной и спасателей 102 — Вызов полиции103 — Вызов скорой медицинской помощи
  2. 104 — Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с сотовых телефонов Скай-Линк

  • 901 — Спасатели и Пожарная охрана902 — Полиция903 — Скорая помощь
  • 904 — Служба газа

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов TELE2

  1. 010 — Вызов пожарной охраны и спасателей020 — Вызов полиции030 — Вызов скорой помощи
  2. 040 — Вызов аварийной газовой службы

Вызов экстренных служб с телефонов U-tel

  • 010 — Пожарная охрана и спасатели020 — Вызов полиции030 — Вызов скорой помощи
  • 040 — Вызов газовой службы

Вызов экстренных служб с мобильных телефонов Мотив

  1. 901 — Пожарные и спасатели902 — полиции903 — Вызов скорой помощи
  2. 904 — Вызов газовой аварийной службы
  3. ЗВОНОК В ЭКСТРЕННЫЕ СЛУЖБЫ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНЫМ

Профилактика травматизма

Вашему вниманию предлагается памятка для родителей и детей по предупреждению детского и подросткового травматизма.

Сохранить здоровье ребёнка — задача каждого родителя.

Данная информация представлена с целью предупредить необратимые события. Обязанность родителей — обучать детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом внушить им, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее распространенным является бытовой травматизм.

Переломы, черепно-мозговые травмы возникают как следствие падений с высоты (окно, диван, коляска, подбрасывание вверх во время игры), нередки ожоги жидкостями (горячий чай, суп), ожоги от горячей плиты, посуды, утюга, других электроприборов, открытого огня, отравления неизвестными веществами.

Как можно предотвратить падения?

  • устанавливать ограждения на подоконниках, балконах, не стоять и не играть в непосредственной близости от открытых окон (москитная сетка не является защитой от падений!), создавать условия, когда ребёнку невозможно забраться на подоконник или предметы мебели, обеспечивать замки элементами защиты от открывания детьми;
  • нельзя подбрасывать ребёнка высоко вверх, он может удариться головой о потолок или люстру или, упасть мимо встречающих рук и удариться о пол или о землю;
  • опасно оставлять малыша на диване или на неограждённой кровати, ставить рядом;
  • нельзя кормить грудного ребёнка, лёжа в кровати; нельзя укладывать его на подушку и укрывать одеялом взрослого — ребёнок может завернуться в тяжёлое для него одеяло и задохнуться; также нельзя оставлять малыша во время купания;

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

  • находитесь рядом с ребёнком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
  • ожидая транспорт, стойте на хорошо освещённом месте рядом с людьми, ребёнка всегда держите за руку; на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребёнком — вас могут вытолкнуть под колёса; при заходе в транспорт детей в возрасте до трёх лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

В возрасте после года возрастает активность ребёнка, он начинает проявлять любознательность и активность. В связи с этим увеличивается опасность ожогов, травм от электрических приборов, химических ожогов пищевода, удушья от мелких предметов.

В этом возрасте часто возникает подвывих головки лучевой кости, когда взрослые резко тянут за руку ребёнка при падении. Будьте бережны, не травмируйте малыша!

Как уберечь от ожогов?

  • на время прекратить пользоваться скатертями; ставить подальше от края стола ёмкости с горячей пищей! Старайтесь не допускать приближения детей к горячим плитам, утюгам, духовым шкафам, открытому огню, ограждайте детей от легковоспламеняющихся жидкостей, таких, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;
  • нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжёлые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома – ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
  • ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;
  • будьте также внимательны при сборе грибов, ягод и растений, не собирайте и не употребляйте грибы, растения и ягоды, которые вам неизвестны;

Как избежать удушья от мелких предметов?

  • не следует давать еду с мелкими элементами костей, семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Старайтесь кормить ребёнка измельчённой пищей;
  • пресекайте баловство за столом, смех и игры;
  • покупайте игрушки, от которых невозможно отсоединить мелкие части, а занятия с мелкими деталями (мозаика, конструктор) проводить только совместно с ребёнком;

Обращайте внимание, если у ребёнка затруднено дыхание — нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребёнка, даже если никто не видел, как ребёнок положил что-либо в рот.

В школьном возрасте появляются специфические виды травм: спортивные, уличные, автотравмы. Для их предотвращения необходимо наличие соответствующей виду спорта экипировки, наличие защитных приспособлений!

Важно помнить правила поведения на воде:

  • дети могут утонуть мене чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Памятка по профилактике травматизма у детей раннего возраста

Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжёлым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме.

Читайте также:  Воспаление придаточных пазух носа у детей

Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии.

После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути рвотных масс, мелких предметов.

Статистика неумолимо свидетельствует — маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Это сигнал нам, взрослым, о том, что при появлении в доме малыша, надо во многом пересмотреть своё поведение.

Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Травмы детей до 1-го года  часто вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула.

В более старшем возрасте дети часто падают с высоты — с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжёлые повреждения: переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

Родители должны создать для ребёнка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребёнка с электророзеткой, оголённым проводом.

По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнём (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами.

Причиной ожога ребёнка могут быть: горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребёнка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды.

Маленький ребёнок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60°С.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п., ведь во время прогулки маленький ребёнок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых.

Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке и  собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них ещё слишком сложны, что и приводит к травме.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребёнка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки.

Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Каждый год в мире от травм гибнут 750 тыс. детей. Травматизм — это одна из основных причин смертности и инвалидности среди детей младшего возраста.

Наиболее распространённые травмы связаны с падениями, ожогами, утоплениями и дорожно-транспортными происшествиями. В основном травмы происходят дома или вблизи него.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: бытовой, транспортный, школьный и спортивный.

Чаще встречается бытовой травматизм. Бытовым травматизмом считаются повреждения, которые дети получили дома, в квартире, во дворе или саду. Повреждения при этом разнообразнее всего, но самые опасные из них – это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты.

Причины бытового травматизма разнообразны, но чаще всего это недостаточный досмотр родителей.

Такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, могут привести к травме, а иногда и к смерти.

Это же самое касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестниц и за свою неосторожность родители иногда очень дорого расплачиваются.

Дети до трёх лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла. Играя такими предметами как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводит к ранениям, а иногда малыши и глотают их.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижные и несдержанные.

Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, санках, лезут на деревья, открытые люки, лестницы.

Поэтому необорудованные детские площадки, загромождённые дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасны для детей стройки и неограждённые участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты — балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжёлым травмам.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребёнка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности.

Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2-х лет можно начинать обучать ребёнка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др.

Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов.

Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребёнка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребёнка с электророзеткой, оголённым проводом.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребёнка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребёнка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Памятка по профилактике травматизма у детей дошкольного и школьного возраста.

Детский травматизм и его предупреждение — очень важная и серьёзная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Работа по предупреждению травматизма это:

  • устранение травмоопасных ситуаций;
  • систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребёнка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей — бытовой:

  • ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
  • падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  • удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
  • отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
  • поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от  втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Падения — также распространённая причина ушибов, переломов костей и серьёзных травм головы Их можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Порезы. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Предметы из стекла необходимо держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Травматизм на дороге. С раннего возраста ребёнка нужно обучать правилам поведения на улице, повышенному вниманию в отношении транспорта. Самая опасная машина — стоящая: ребёнок считает, что если опасности не видно, значит, её нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, ребёнок может попасть под колеса другой машины.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине, посмотреть в обе стороны, перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребёнка старшего возраста;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зелёный сигнал светофора;
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал ребёнка на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.
Читайте также:  Фитнес после родов

Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребёнка надо посадить сзади и справа.

Водный травматизм. Взрослые должны научить ребёнка правилам поведения на воде, ведь он может утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т. ч. в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой. Ребенка нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

Методическая разработка по теме "Профилактика детского травматизма"

Профилактика детского травматизма

                               «Безопасность – залог здоровья»

Травматизм является серьезной проблемой, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним.

Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

 Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение.

В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское учреждение).

3. Семья. Непосредственно личность.

  • Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.
  •         Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
  • Задачи:
  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
  • воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
  • Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
  • Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
  •  инструктирование по технике безопасности  обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
  •     Направления работы, характер травмы, причины травматизма,      профилактические мероприятия.

— Ожоги

  1. — Переломы
  2. — Повреждения   связочного аппарата локтевого сустава 
  3. — ушибы
  4. — падения
  5. — повреждения острыми предметами
  6. — термическое воздействие
  7. — укусы животных
  8. Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком; 
  9. отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев;
  10. недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;
  11. употребление табака и алкоголя родителями;
  12. применение пиротехнических средств;
  13. дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения;
  14. бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов.
  15. Уличный (связанный с транспортом)
  16. — переломы, ушибы головного мозга, тяжелые ожоги
  17. Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте)
  18. Уличный (нетранспортный)
  19. — падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей
  20. Нарушение учащимися правил уличного движения;
  21. Узкие улицы с интенсивным движением;
  22. Недостаточная освещенность и сигнализация;
  23. Неисправное состояние уличных покрытий, гололед;
  24. Школьный
  25. — падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения
  26. Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий; 
  27. Нарушение требований техники безопасности  на уроках физики, химии, биологии, информатики;
  28. Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе.
  29. Спортивный
  30. — ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей, переломы костей, травмы головы  туловища и конечностей
  31. Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований;
  32. Неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования; 
  33. Незнание педагогом группы здоровья обучающихся; 
  34. Слабая физическая подготовленность учащихся(в результате длительного отсутствия на занятиях);
  35. Нарушение дисциплины во время учебного процесса;
  36. Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры.
  37.                      Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.
  38.     Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».
  39.     ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.
  40.     ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных факторов.
  41.      БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
  42.       ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.
  43.       ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к травме.
  44.       К опасным производственным факторам на территории школы относится:
  45. * плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.
  46.     В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:

* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.

  •      К опасным производственным факторам относится также:
  • * слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);
  • * если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)
  •        Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:
  • — требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;
  • — требования к оборудованию помещений ОУ;
  • — состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;
  • — обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;
  • — уровень организации питания;
  • — состояние физического воспитания и организация физической культуры;
  • — состояние медицинского обслуживания;
  • — организация режима учебно-воспитательного процесса.
  • Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с учащимися
  1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.

  2. Сообщить руководителю ОУ о случившемся.

  3. Сообщить родителям пострадавшего лица.

  4. Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.

  5. Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.

  6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.

  7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

  1. Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:
  2.         — соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного        
  3.           процессов в школе;
  4.   — организация дежурства педагогов;
  5.   — организация подвижных игр на переменах;
  6.   — выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;
  7.   — организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;
  8.   — проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *