Школа: первый раз в первый класс

В школу принимают детей, возраст которых на 1 сентября составляет от 6,5 до 8 лет включительно. Если вашему чаду настала пора идти в первый класс, самое время задуматься о том, как и когда подавать заявление о зачислении в желаемое учебное заведение.

В новых правилах приема в 1 класс в 2021 году журналист ФАН разбирался с юристом Юлией Холодионовой.

Школа: первый раз в первый классфото из личного архива Юлии Холодионовой  / 

Прием в школу по новому закону: что изменилось?

День знаний, особенно первый в жизни ребенка — одно из самых важных и знаковых событий в жизни каждого человека.

Мам и пап будущего первоклассника ждет впереди множество хлопот: покупка школьной формы, рюкзака и канцелярских принадлежностей, первое родительское собрание перед началом учебного года, выбор самого красивого букета для учительницы начальных классов.

Но чтобы все это случилось в вашей и детской жизни, сначала придется сделать самый необходимый шаг — подать документы на зачисление в 1 класс. Нужно отметить, что в наступившем году в этой сфере произошли важные изменения. Какие именно — будем выяснять под руководством нашего эксперта.

Юлия Холодионова рассказывает, что самое важное нововведение касается даты начала и окончания приема заявлений.

Если еще недавно учебные заведения начинали принимать документы с 1 февраля, то в 2021 закон об образовании диктует новые правила, и сдвигает сроки подачи на весну, а именно на 1 апреля.

Продлится кампания до 30 июня для тех, кто проживает на территории, закрепленной за определенной школой, а также для обладающих правом внеочередного приема (о том, кто входит в этот перечень, поговорим немного позже).

Если же ближайшая школа по прописке вас по каким-то причинам не устраивает, и вы присмотрели для своего ребенка престижный лицей в другом районе, то придется подождать до 6 июля. Если к этому моменту в учебном заведении вашей мечты останутся места, вы можете претендовать на зачисление именно туда. Норма по количеству учеников для одного класса начальной школы составляет 25 человек.

Важно! Руководство школы имеет право отказать в приеме лишь в том случае, если классы полностью укомплектованы детьми, зарегистрированными на закрепленной за ней территории или «первоочередниками»! Речь, разумеется, идет только о государственных учебных заведениях. Частные могут устанавливать свои правила зачисления учащихся.

Документы будут принимать до тех пор, пока не закончатся пустующие места, но не позднее, чем до 5 сентября.

Но как быть, если вы дождались заветного 6 июля, и тут вдруг выяснилось, что вакантных мест оказалось меньше, чем желающих поступить? Такая ситуация отнюдь не редкость, если вы «нацелились» на популярную школу с хорошей репутацией, ученики которой неизменно становятся призерами различных олимпиад, имеют высокие баллы по ЕГЭ и поступают в престижные вузы. «Центром притяжения» также нередко становится хорошее оснащение кабинетов, большой выбор дополнительных занятий и секций, наличие бассейна и, самое главное сокровище любой школы— сильные учителя, слава о которых порой распространяется далеко за пределы одного района.

Ситуация, конечно, не из приятных, но переживать из-за того, что ребенок останется не у дел, не стоит. Местное управление образования будет обязано посодействовать родителям и помочь с устройством в другую государственную среднюю школу.

Юлия Холодионова объясняет, что в части 2 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописано право каждого на получение общего образования соответствующего его возрасту уровня, и маленький гражданин должен иметь возможность это самое право реализовать. Таким образом, оставить ребенка, достигшего определенного возраста, без места в школе нельзя.

  • Сроки рассмотрения заявлений

Здесь также были произведены достаточно существенные изменения. Ранее зачисление в 1 класс происходило в течение одной недели с того дня, когда было подано заявление. В 2021-м порядок был изменен: сперва администрация принимает все документы, а затем, когда все заявки собраны, через три рабочих дня директор издает приказ о приеме первоклассников в учебное заведение.

Как уже было сказано выше, живущих в том или ином районе детей в имеющиеся школы распределяют по территориальному принципу, поэтому для поступления нужно иметь прописку. Однако существуют некоторые категории граждан, пользующиеся льготами, которые делятся на три подгруппы:

Внеочередные. В обход общей очереди идут сироты, не имеющие родителей и находящиеся на попечении государства, а также дети следующих категорий граждан: пострадавших и участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; служащих подразделений особого риска; судей, прокуроров и работников Следственного комитета.

Первоочередные. Под эту категорию попадают дети военнослужащих, полицейских, росгвардейцев, сотрудников МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, Госнаркоконтроля, таможенных органов и т. д. Кроме того — инвалиды, дети инвалидов и первоклашки из многодетных семей.

Преимущественные. Если старший ребенок является учеником выбранной школы, то его братья и сестры имеют право быть зачисленными туда же при условии проживания по одному адресу. Кроме того, в данную категорию попадают дети учителей, работающих в том же учебном заведении, а также дети матерей-одиночек.

Обратите внимание! Внутренняя очередность льгот может различаться в зависимости от конкретного региона. Единого документа, в котором были бы четко прописаны все существующие льготы и их приоритетность, нет, поэтому за более подробной информацией следует обращаться в местные отделы управления образования.

Школа: первый раз в первый классpixabay.com  / Victoria_Borodinova

Как узнать, к какой школе прикреплен конкретный дом?

Итак, никаких льгот для поступления у вас нет, и вы считаете вполне удобным водить ребенка в близлежащую школу? Что ж, у этого решения определенно есть свои плюсы.

Помимо того, что вам повезет, и соседняя школа на самом деле может оказаться лучшей в округе, вам не придется вставать на час раньше и тратить драгоценное время на дорогу, а немного освоившись, ученик сможет и вовсе ходить домой самостоятельно.

К тому же не возникнет дополнительных «заморочек» с ожиданием свободных мест в учебном заведении не по месту прописки.

Если решение принято, пора узнать какая же из расположенных по соседству школ — «ваша». Юлия Холодионова рассказывает, что выяснить это не составит труда. Перечень учебных заведений и закрепленных за ними адресов формируется администрацией района или города и прописывается в местном акте, который затем размещается на официальных страничках школ в Интернете.

Впрочем, ответ на этот вопрос вы вероятнее всего найдете и просто задав его в поисковике.

Какие документы потребуются при приеме в 1 класс?

Для того чтобы это выяснить, необязательно идти на прием в кабинет директора — все необходимые положения касаемо зачисления в 1 класс или переводе есть на официальных порталах учебных заведений в Интернете.

Там родители первоклашек найдут все о сроках подачи документов, старте и завершении приемной кампании, а также ссылки на сайты, через которые рекомендуется подавать заявление и его форма на случай, если родители решили сделать это лично или по почте.

Наиболее удобным вариантом считается прикрепление необходимых документов через «Госуслуги», однако иногда электроника дает сбои. Так было, например, в 2020-м, когда буквально в первые минуты 1 февраля все массово кинулись штурмовать портал, и система просто-напросто не выдержала такого ажиотажа и зависла.

  • Даже если все получилось как надо, в школу явиться все же придется для того, чтобы предъявить оригиналы документов. Стандартный набор выглядит следующим образом:
  • — паспорт матери или отца или иного официального представителя ребенка;
  • — свидетельство, подтверждающее регистрацию ребенка по месту жительства или пребывания, или документ о составе семьи, который берется в МФЦ;
  • — заявление — распечатанное с сайта или заполненное от руки непосредственно в школе по имеющемуся образцу;
  • — свидетельство о рождении ребенка;

— медицинская карта формы 026У-2000. Оформляется в дошкольном учреждении, которое посещал ребенок, или в районной поликлинике, если он в сад не ходил.

  1. Если вы решили отдать малыша в школу раньше или позже положенного возраста, то есть до исполнения ему 6,5 лет или уже по достижении им 8-летнего возраста, то у вас попросят оригинал соответствующего разрешения от представителей местного управления образования, а там, в свою очередь, прежде, чем его выдать, — справку о здоровье и физической готовности ребенка к школе из поликлиники.
  2. Для поступающих вне очереди потребуется документ, подтверждающий льготу.
  3. Кроме того, дополнительно родителям нужно будет заполнить разрешение на обработку персональных данных и заявление о выборе языка обучения и родного языка для изучения.
Читайте также:  Фитнес после родов

Школа: первый раз в первый классpixabay.com  / Free-Photos

Что дальше?

Наш эксперт рассказывает, что положительное либо отрицательное решение о приеме ребенка в 1 класс должно быть сделано в течение 5 рабочих дней, во время которых администрация регистрирует заявление в системе и рассматривает предоставленный пакет документов совместно со штатным психологом, после чего выносится вердикт о зачислении или отказе в нем. Соответствующее уведомление направляется заявителю.

Юлия Холодионова особо отмечает, что веской причиной для отказа является лишь нехватка свободных мест, а любые вступительные тестирования и экзамены, призванные отсеивать потенциальных первоклассников по их знаниям и умениям, незаконны!

Школа может организовать свое внутреннее тестирование будущих первоклашек, но только с целью выявления особых потребностей ребенка по просьбе родителей, если они хотят, чтобы малыш попал в класс с углубленным изучением тех или иных предметов. Результаты такого собеседования являются строго конфиденциальной информацией и носят рекомендательный характер. При этом родители имеют право находиться вместе с ребенком во время тестирования.

Важно! При школах зачастую имеются специальные курсы подготовки к первому классу. Юрист предупреждает, что это не более чем дополнительная образовательная услуга, оказываемая за деньги, и отказ от их посещения ни в коем случае не является аргументом для отказа в зачислении в учебное заведение!|

Тем не менее их программа соответствует требованиям ФГОС для поступающих в 1 класс, и такие занятия могут оказаться весьма полезными для ребенка и позволят ему чувствовать себя более уверенно в начале учебного года.

Школа: первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс. Советы начинающему учителю начальной школы

Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.

Школа: первый раз в первый класс

Совет 1

Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно. 

Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей,  примените что-то, что Вам понравилось.

С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали. 

Совет 2

Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!

С родителями у вас одна цель — сделать детей успешными. Чтобы этой цели достичь, надо с родителями смотреть «в одну сторону» Но не вы с ними, а они с вами.

Чтобы у вас это получилось, нужно быть уверенной в своих словах перед родителями, показать им свою компетентность учителя, познакомить их со своими требованиями: дети не должны опаздывать, должны самостоятельно готовить портфель вечером, а родители — контролировать и т.д. 

Совет 3

Вы для малышей — бог и эталон. Сложно советовать, «какие слова» произносить. Увидев своих малышей, вы их обязательно подберете сами.

Чтобы Вам было легко и комфортно с детьми и родителями, советую сразу вовлекать мам и пап во внеурочную деятельность. На первом же собрании скажите, что только вместе вы сможете дать детям не только образование, но и развивать их.

Родители ждут, что Вы их привлечете к деятельности, только вот сами вряд ли сделают первый шаг. 

Совет 4

Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, последовательны, энергичны. Не требуйте на уроке «идеальной дисциплины». Помните, урок — это частичка жизни ребёнка. Живите с детьми полной жизнью. В общении с родителями своих учеников помните, что их дети — самое дорогое в жизни. Будьте тактичны. Находите нужные слова.

Совет 5

Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию. Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

Совет 6

Не стоит бояться обращаться за советом к своим коллегам по работе. Попробуйте, в первую очередь в той параллели, в которой Вы будете работать найти себе учителя для консультаций, помощи в организационных вопросах.

Обязательно побеседуйте с заместителем директора, о так называемых «местных» устоях, традициях, привычном режиме школы. Хорошо бы выслушать мнения учителей школы разных поколений.

Тех, кто работает давно, тех, кто как и Вы, только, недавно пришёл в школу со студенческой скамьи и учителей, которые имеют опыт работы в нескольких школах.. Лучше, чтобы это были беседы «по существу».

Подготовьте вопросы заранее, и старайтесь не отходить от нацеленного плана. И, главное, будьте уверены в беседе с родителями. Изучите свои должностные обязанности, и придерживайтесь принципа «Не навреди». 

Совет 7

Самое главное — не суетитесь! Сдержанно, спокойно и уверенно встречайте родителей и учеников. Чтобы не забыть последовательность действий, сделайте памятку и положите под стекло на стол. Чтобы преодолеть волнение, начните принимать валериану в таблетках. Она имеет накопительное действие.

Не бойтесь учеников. Они это почувствуют. Старайтесь не повышать голос, как бы Вам не хотелось. Я успокаиваю расшумевшийся класс маленьким, но очень звонким колокольчиком, который всегда у меня на столе.

С его помощью завожу учеников в класс за 3-5 минут до звонка и сообщаю, что надо попить или сходить в туалет тому, кто забыл. Старайтесь увидеть любую ситуацию глазами ребенка, который так же, как и Вы пришел в первый класс. Ему страшно так же, как и Вам. У него нет опыта, он многое не умеет.

Сначала выдвигайте требования к себе, а потом можете требовать с ученика и организованность, и ответственность.

"Первый раз в первый класс"

  • ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
  • (родительское собрание)
  • Учитель начальных классов МОАУ «Моготская СОШ»
  • Тындинского района Амурской области

Миронова М.Н.

  1. Цель: — познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к
  2.              первому году обучения в школе;
  3.            — предложить практические советы по адаптации ребенка к школе
  4. Форма: круглый стол
  5. Оборудование: рисунки детей, презентация
  6. Ход собрания
  1. Родительский практикум «Корзина чувств»

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дно которой вы поместите

разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать ребенок, когда идет в школу в первый раз.

После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе и сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые целиком заполнили вас. Предлагаю написать свои чувства на листочках бумаги и поместить их в корзину.

  • (Родители пишут записки и опускают их в корзину)
  •         Далее будем доставать записки из корзины и пытаться объяснить, почему могло возникнуть такое чувство
  • (Родители достают записки, зачитывают их и пытаются объяснить)
  1. Физиологические условия адаптации ребенка к школе

Я хочу обратить ваше внимание на проблемы здоровья ребенка, которые  

могут  быть связаны с изменением его статуса:

  • изменение режима дня ребенка в школе в сравнении с детским садом, увеличение физических нагрузок;
  • создание условий для двигательной активности ребенка после учебного времени;
  • контроль правильной позы ребенка за столом, соблюдение правил освещения рабочего стола;
  • предупреждение близорукости, искривления позвоночника, необходимости тренировки мелких мышц кистей рук;
  • обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
  • организацию правильного питания ребенка;
  • закаливание ребенка и возможности занятий спортом;
  • воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
  1. Психологические условия адаптации ребенка к школе

 Поступление в школу – переломный момент, один из критических периодов

в жизни ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет уже сложившийся образ жизни.

        Свойственные дошкольнику беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь он должен систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания и т.д.

Читайте также:  Пищевые аллергии у детей: аллергия на яйца

        Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация в первый год обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

        Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Его длительность зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

        Познакомьтесь с признаками успешной адаптации первоклассника:

  • удовлетворенность  процессом  обучения:  ребенку  нравится  в  школе, он не

испытывает неуверенности и страха;

  • легкость в усвоении программного материала;
  • степень  самостоятельности  учащегося  при  выполнении  учебных  заданий,

готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самостоятельно;

  • удовлетворенность  межличностными  отношениями  с  одноклассниками  и

учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.

        Если первоклассник испытывает затруднения при обучении – необходимо поддерживать его в трудный момент, не критиковать за излишнюю медлительность, не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успехе, помочь привыкнуть к мысли, что у него все получится.

        Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис.

Важные изменения в жизни первоклассника – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ребенка.

Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

        Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавлять желание побегать, поиграть и повеселиться.

Когда со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы – т.е. он полностью адаптировался.

Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и «школобоязни».

        Чаще всего в группу риска попадают следующие учащиеся:

  • соматически ослабленные дети, имеющие хронические заболевания и состоящие на учете у разных специалистов. Сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу, колеблется от 15% до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • дети с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание;
  • леворукие дети;
  • дети с нарушением эмоционально-волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.

К критериям благополучной адаптации можно отнести:

  1. динамику улучшения работоспособности на протяжении первого полугодия;
  2. отсутствие изменений показателей здоровья;
  3. хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в

поведении первоклассников.

        Насколько ребенок будет готов к учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.

Форма адаптации Форма дезадаптации Причины
Привыкание к предмет-ной стороне учебной деятельности Неприспособленность к предметной стороне учеб-ной деятельности Недостаточное развитие ребенка, отсутствие помо-щи и внимания со сторо-ны родителей
Умение управлять своим поведением Неспособность произ-вольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье (отсутствие внеш-них норм, ограничений)
Активное принятие темпа школьной жизни Неспособность принять темп школьной жизни Неправильное воспитание в семье или игнориро-вание взрослыми индиви-дуальных особенностей детей
Семейное и школьное «мы» идут рядом, парал-лельно Неумение разрешить про-тиворечие между семей-ным и школьным «мы» Ребенок не может выйти за пределы семейной общности, семья не вы-пускает его

        Обобщенная картина школьной адаптации и дезадаптации выглядит так:

(Родителям предлагается опросник, с помощью которого можно определить, есть ли проблемы адаптации у ребенка. Это задание выполняется индивидуально, всем присутствующим на собрании, его результаты не демонстрируются.)

        В нем представлены три сферы общений ребенка: семья, коллектив, улица. В каждой сфере семь возможных параметров. Обведите кружочком тот параметр в каждой сфере общения, который подходит именно вашему ребенку.

Выпишите эти три цифры. Нанесите цифры (точки) на каждое из трех направлений графика и соедините их отрезками. Вы получите треугольник.

Вытянутость его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребенка именно в этом направлении.        

Определение проблем адаптации

семья

  1. друг
  2. привязан к родителям
  3. замкнут, осторожен
  4. конфликтен
  5. примыкает к одному из родных
  6. разорваны связи с семьей (бродяжничает)
  7. выталкивается из семьи

коллектив

  1. руководитель
  2. авторитетный помощник
  3. формальный помощник
  4. имеет временные роли
  5. не имеет определенной роли, но авторитетен
  6. не имеет связей и поддержки в коллективе
  7. изолирован

улица

  1. лидер
  2. приветствуемый
  3. не зависим в группе
  4. примыкает к группе без проблем
  5. вне группы, но пользуется авторитетом
  6. примыкает к группе жертв
  7. отвергаемый

        Вы уже успели убедиться, что для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году мотивация в основном обеспечивается взрослыми.

От их реакции на попытки детей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

(Совместно с родителями составляется схема успешного обучения. Каждый пункт схемы обсуждается с родителями)

Желание учиться
1Вера в успех
2Положительные установки
  • 3
  • Любовь
  • родителей
  1. 4
  2. Приучение
  3. к режиму
5Выполнение правил

Комментарий:

  • в семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги;
  • важно не допускать негативных установок в отношении ребенка;
  • любовь родителей (касание, объятия, улыбки, взгляды, слова) ребенок должен чувствовать постоянно;
  • именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей;
  • известные правила и нормы поведения должны соблюдаться всеми членами семьи во всех жизненных ситуациях.
  1. Подведение итогов родительского собрания

Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе, нужно:

  1. Быть наблюдательным и внимательным к своему ребенку. Отмечать изменения в его поведении и работоспособности и сообщать об этом учителю.
  2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
  3. Помнить, что учебные успехи – это еще не все.
  4. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.
  5. Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.
  6. Обращать внимание детей на осанку во время занятий.
  7. Использовать профилактические меры для сохранения здоровья ребенка
  8. Оборудовать дома уголок школьника.

(Родителям вручаются памятки о том, как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни)

Литература: «Психолого-педагогическое просвещение родителей первоклассников: методическое пособие / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Необходимые условия успешного обучения первоклассника»

  1. Организуйте уголок школьника и поддерживайте в нем порядок
  2. Перед   началом   выполнения   заданий   выключите   радио,   телеви-

зор.   Не мешайте ребенку излишними замечаниями, громкими разговорами.

  1. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
  • собрать школьные принадлежности;
  • подготовить обувь и одежду.
  1. Рационально организуйте режим дня ребенка:
  • подъем и сон – в одно и тоже время;
  • отдых на свежем воздухе после учебных занятий;
  • просмотр телевизора (игры за компьютером) не более 1 часа.
  1. К делам ребенка относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе

с тем требовательны к результатам его деятельности.

  1. С  самого  начала  учения  вселяйте  в  ребенка  веру  и  оптимизм:  

«Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра»

  1. Создайте благоприятный психологический климат по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи.
  2. Повышайте самооценку ребенка в период адаптации к школе.
  3. Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей.
  4.  Обязательно проявляйте интерес к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому им прожитому дню.
  5.  Поощряйте дружеское общение ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы.
  6.  Не допускайте физические меры воздействия на ребенка, запугивание, критику, особенно в присутствии других людей.
  7.  Исключайте такие меры наказания, как лишение удовольствий.
  8.  Учитывайте темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  9.  Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль над его деятельностью.
  10.  Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Морально стимулируйте достижения ребенка. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.
Читайте также:  Ожирение при беременности: симптомы

Первый раз в первый класс: как помочь малышу?

В скором времени вашему малышу предстоит пойти в школу, где его ждут новые социальные условия, новая деятельность, к которой ему придется приспосабливаться. Успешный процесс адаптации во многом определяет отношение школьника к обучению и к тому, как он будет ощущать себя в новом коллективе. Родителям важно поддержать ребенка в непростой для него период.

Коллектив

Поступление в школу вносит в жизнь первоклассника большие перемены, которые затрагивают различные стороны жизни.

Первоклассника ожидает новое социальное окружение. Ребенку предстоит знакомиться и выстраивать отношения с одноклассниками, в его жизни появится новый значимый взрослый в лице учителя. Как правило, дети, посещавшие дошкольные учреждения, легче адаптируются в новой социальной среде, быстрее знакомятся и чувствуют себе увереннее в новом коллективе.

Если ваш малыш не посещал детский сад, старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще находился в окружении сверстников. Опыт выстраивания отношений в дошкольном детстве влияет на дальнейшее развитие и успешную адаптацию в младшем школьном возрасте.

Режим

Школьник столкнется с особыми нормами и правилами, с новым режимом, который будет не похож на режим детского сада.

Постарайтесь максимально честно рассказать ребенку о школе, чтобы не сформировать ложные ожидания. Расскажите, как проходит школьный день, что во время урока дети сидят за партами, внимательно слушают учителя и выполняют задания. Можно в игровой форме провести школьное занятие дома. Такой домашний урок даст малышу небольшое представлением о том, что его ждет в школе.

Часто детей интересует, смогут ли они играть в школе. Некоторые родители, сталкиваясь с таким вопросом, начинают стыдить ребенка. Здесь важно спокойно объяснить малышу, что после уроков наступает перемена, когда он сможет выйти из класса и поиграть с друзьями.

Бытовые навыки

Немаловажным фактором для успешной адаптации к школе является владение навыками самообслуживания. Если в дошкольном учреждении малышам помогают одеваться, то в школе ребенку предстоит самостоятельно переобуться, надеть форму для физкультуры. Когда ребенок без проблем справляется с подобными задачами, он чувствует себя спокойнее и увереннее.

«Не хочу в школу!»

Порой у дошкольника может возникнуть страх и резкое нежелание идти в школу. Подобная реакция вполне объяснима, ведь ребенок не имеет никакого представления о том, как выглядит школа и как там все устроено. Неизвестность порождает переживания и страхи.

Чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, организуйте прогулку в школу. Чтобы у него была возможность осмотреться, прогуляйтесь по территории.

Посетите день открытых дверей, покажите кабинет, в котором он будет учиться. Если вы заранее знаете педагога, познакомьте его с малышом.

Как правило, после такого путешествия в школьный мир ребенок перестает бояться, ведь теперь у него есть четкое представление о том, куда он отправится.

Бывают ситуации, когда тревога не проходит, а напротив, нарастает. И с каждым днем малыш все больше и больше не хочет идти в школу. В подобной ситуации родителю важно обратиться к себе и своим чувствам. Часто детская тревога возникает на фоне тревоги взрослого. 

Родительская тревога или «как же малыш пойдет в школу»?

Часто в голове у родителей будущего первоклассника возникает огромное количество вопросов и опасений. «Как же малыш пойдет в школу, а вдруг будет плохой учитель, а что, если сверстники будут его обижать? А если он не сможет учиться, он же еще такой маленький и беззащитный!»

Подобные страхи могут быть спровоцированы личным негативным опытом или рассказами знакомых о сложной школьной программе или о детских конфликтах. Все это усугубляет и приумножает родительскую тревогу.

 

Почему возникает тревога и как с ней справиться?

Эмоциональное состояние родителя оказывает влияние на ребенка и может поспособствовать формированию страха и ложных опасений у него. Очень важно отследить подобный момент и понять, что действительно не только ребенку сложно привыкнуть к новым условиям, но порой и родитель бывает не готов к изменениям. Ему сложно принять то, что малыш взрослеет и отдаляется.

Необходимо различать собственные переживания и переживания своего ребенка. Существует несколько моментов, которые важно понимать родителю:

  1. Ребенок, достигший семилетнего возраста, в норме, психологически готов к новой учебной деятельности. Его психика способна усвоить полученные знания и адаптироваться к новым условиям.
  1. Школьнику предстоит познакомиться и выстраивать отношения с другими ребятами. Конечно, в детском коллективе, как и во взрослом, по-разному складываются отношения, но это не означает, что ребенка будут обижать. Важно понимать, что с каждым годом он все больше выходит в открытый взрослый мир, который не идеален, но в котором ему предстоит жить, и родитель не всегда сможет быть рядом.
  1. С возрастом ребенок становится более самостоятельным, чаще находится вне дома. И родителю бывает сложно избавиться от тревожных мыслей по поводу своего ребенка и его нахождения в школе. Как правило, подобные переживания не имеют под собой реального основания. Ведь отдавая ребенка в школу, вы не бросаете его на «произвол судьбы». Младших школьников везде сопровождает педагог, который организует не только учебный процесс, но и следит за безопасностью детей.
  1. Личность учителя, его компетенция и отношение к детям часто является предметом волнения взрослых. По возможности познакомьтесь с педагогом заранее, узнайте  программу занятий, расписание учебного дня. Не стесняйтесь задавать вопросы, узнайте, когда проходят родительские собрания и что необходимо купить первоклашке для обучения. Знакомство с учителем внесет ясность, тем самым уменьшит тревогу.

 

Начало учебы

В первые месяцы обучения первоклассник погружается в новую социальную среду, он испытывает большое количество эмоций.

Ведь ему столько всего необходимо понять, ко многому привыкнуть, поэтому эмоциональные реакции ребенка поначалу бывают очень разными. Первоклассник может пребывать в эйфории, либо, напротив, впасть в уныние и отказываться ходить в школу.

Родителю важно в этот период внимательно отнестись к эмоциональным проявлениям первоклассника и оказать поддержку.

  1. Старайтесь больше говорить с ребенком, интересуйтесь, как дела в школе, с кем он подружился, что нового узнал.  В первые дни ребенок часто испытывает  трудности, не всегда понимает учебный материал или учителя. В этот период он особенно нуждается в поддержке и одобрении родителей. Если ребенок чего-то не понимает, помогите ему разобраться в этом. Безусловно, не стоит делать за него домашнюю работу, но вы можете вместе разобрать условие, задать наводящие вопросы, объяснить непонятные моменты. Подбодрите его, ведь он только в начале пути. Важно поддерживать позитивный эмоциональный настрой, от него зависит, оценка себя как личности в дальнейшем.
  1. Новый школьный режим отражается на состоянии ребенка, теперь ему предстоит длительное время сидеть за партой и внимательно слушать учителя. Непривычная деятельность может вызывать физическое и психическое перенапряжение. С такими нагрузками помогут справиться частые прогулки после школы и в выходные дни. Смена деятельности с умственной на физическую благотворно влияет на состояние школьника.
  1. В процессе школьной жизни первоклассника ожидают не только успехи, но и неудачи. В такие минуты ребенок как никогда нуждается в родительской поддержке. Не допускайте сравнения ребенка с более успешными одноклассниками. Такой подход не будет мотивировать на успешность, а напротив, негативно повлияет на самооценку. Если ребенок потерпел неудачу, поддержите его, ведь не всегда мы достигаем успеха. Временные неудачи – это естественный процесс. Помогите разобраться в том, что у него не получилось. Так появится возможность исправить ошибку и смело двигаться дальше.
  1. В семь лет ребенок уже достаточно взрослый, но нуждающийся в поддержке и понимании родителей. Будьте рядом, при этом давая свободу и самостоятельность действий. Понимая потребности своего ребенка, вы поможете ему быстро и успешно адаптироваться к новой школьной жизни.

Автор статьи — психолог, педагог Тимофеева Виктория Валерьевна, Психологический центр Грани Сознания

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 25.08.2016 Автор статьи: Виктория Тимофеева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *