Сто тысяч почему

Все мы прекрасно знаем такого известного детского писателя — Самуил Яковлевич Маршак. Но мало кто знает что у него был брат, инженер по образованию, и в последствии он также стал писать для детей, а именно стал описывать окружающие нас вещи, а выпускался он под псевдонимом — М. Ильин

Я сам являюсь инженером по образованию к тому же интересуюсь историей и могу часами рассказывать о самых разных моментах в этих двух областях.

Собственно часто в гостях у моих друзей тусуются дети, которые не могут сидеть на месте и без конца будут Вас донимать своими вопросами: а почему это так? а для чего это? а как это туда? и так далее.

Для себя я открыл маленький секрет: «Надо приходить в гости и дарить какой-нибудь подарок ребенку — чтобы таким образом хоть ненадолго его отвлечь от дискуссии взрослых людей». Поэтому книга «сто тысяч почему» станет для Вас относительным спасением от назойливых детей и возможно Вам самим удастся предаться ностальгии.

  • Ещё 20-е годы XX века в свет вышла книга «Сто тысяч почему» (даже у меня была такая в детстве), данное же издание полностью сохраняет изначальную авторскую редактуру.
  • Обложка выполнена в мягком переплете:

Сто тысяч почему Сто тысяч почему Сто тысяч почему Книга написана приятным крупным шрифтом. Текст дополнен красочными иллюстрациями: Сто тысяч почему Сто тысяч почему Сто тысяч почему Также для удобства в самом конце есть оглавление чтобы быстро найти ответ на нужный вопрос или на ту главу где остановились в чтении. Сто тысяч почему

Книгу купил в интернет-магазине издательства по цене в 277 рублей, что считаю нормальным за такое качественное и местами ностальгическое издание.

Достоинства

  • Дизайн книги
  • Качество переплета
  • Красочные иллюстрации
  • Сохранена авторская редактура

Читать все отзывы 1

Смотрите также

  • Дикие животные. Сибирцев В. В, Бажанова М. Удобная и полезная книжка, которая поможет вашим деткам узнавать мир. Каждая мама стремится максимально эффективно развивать своего ребенка. Ни для кого не секрет, что детки учатся глазами, руками и ушами. Эта книжка как нельзя лучше подходит для маленького человека, который только начинает познавать мир. Во-первых, она большая. Но не тяжелая.
  • Годовой курс занятий 6-7 лет. Жукова М. А. Добрый день дамы и господа. Сегодня напишу отзыв о помощнике для мам, и удачной подготовке к школе. Это годовой курс от Жуковой М. А. Для детей 6,7 лет. Совершенно случайно наткнулась на неё. Была по акции за 99 рублей. Без скидки 179 рублей.
  • Двенадцать чудесных превращений. Глен М. 12 чудесных превращений из девочки в свечку, из санты в ёлку и многое другое. Всем привет! Вы любите бумажные книги ? Совсем недавно я думала, что книжные книги это пережиток прошлого, но снова почувствовал манящий запах новой книги поняла, что я книжный наркоман. Сегодня речь пойдёт о книге 12 чудесных превращений.
  • Альбом по развитию речи для самых маленьких. Е.В.Савостьянова, С.В.Батяева Положительная динамика будет однозначно. Альбом для развития речи — самое лучшее пособие для самых маленьких. «Ребенок два года не говорит» — такое я слышу довольно часто. Что делать? Как помочь? И какова должна быть реакция родителей? Лично я беспокойная мамаша, тревогу бью всегда, когда увижу небольшое отклонение от нормы, и очень часто зря… Но все же думаю лучше так, чем запустить, закрыть глаза.
  • Пожарная команда, Александр Самойлов любимые детские книги — пожарная команда Серия книг «Зачем? Отчего? Почему? » издательства Аркаим у нас любимые. Книжки не только красиво оформленные, но и с сюрпризами для любознательного малыша.
  • Я — добрая коровка, Эксмо (серия Давай знакомиться!) В очередной раз скупая детскую литературу, формируя библиотеку, наткнулась на серию этих замечательный книжек. У нас их 4: Я — добрая коровка (ISBN 978-5-699-28347-7), Я — полосатая зебра (ISBN 978-5-699-28349-1), Я — кудрявая овечка (ISBN 978-5-699-28346-0) и Я — толстый бегемотик (ISBN…
  • Чудесные наклейки. Где живет жираф, Д. Колдина Хорошие наклейки, но есть одно большое НО ('.('. ВСЕМ здравствуйте! .').')   У меня двое порой очаровательных детишек, которые просто обожают книжки с наклейками. Если со старшей мы купили первую книжку примерно в два года, то с младшим начали покупать уже в год и то только потому, что увидев их у сестры, он просто не смог удержаться.
  1. Популярные отзывы
  • Не повезло коту Ваське! Он из попы… Книга Рождение от Элен Дрювер с резными иллюстрациями и заумным языком, расскажет ребенку о чуде рождения, цвете глаз и многом другом. Во времена моего детства было модно объяснять детям откуда берутся дети подсовывая им похабные книжки и подглядывая из-за угла за реакцией. У меня была французская. Сразу скажу, что покупать книгу Рождение от Элен Дрювер и издательства МИФ с этой целью не стоит.
  • Что такое эмоции и чувства. Кэти Дэйнс Эмоции притупились, чувства увяли. Как дедушке рассказать внучке о них? Здравствуйте! Как человек запойный (как и большинство моих соотечественников) остановиться на достигнутом очень тяжело. Надо двигаться дальше, пока плюс не перейдет на минус, или наоборот. Вот уже у меня была не очень удачная покупка книжки издательства Робинс с окошками.
  • Слоненок, который хочет уснуть. Карл-Йохан Форссен Эрлин Даю чёткую инструкцию, как получить маму с дёргающимся глазом! Сыну 4 года. Засыпал всегда подолгу, но в последнее время укладываться стал по часу-полтора-два. Причину я так и не нашла: вроде всё как обычно. Думала, что книга «Слонёнок, который хочет уснуть» поможет мне сократить время укладывания… Покупала на Вайлдберриз за 11 бел.руб.
  • Волшебные окошки. Моё тело. Издательство Робинс Красочная упаковка для унылого текста. В волшебных окошках обычные какашки. Мое тело протестует. Здравствуйте! Всегда хочется для ребенка купить что-то не только приятное, но и полезное. Тем более в условиях, ограниченных этим ковидом встреч. Как у нас в СССР говорили — книга лучший подарок. Come Back to the USSR. Услышал (в интернете) о книге «Волшебные окошки. Мое тело». Решил купить.
  • Нейротренажёр. Андрей Курпатов Развиваем новые навыки играючи. Прокачиваем мозг и устроим новые нейронные связи с «Нейротренажер» от Андрея Курпатова. Приветствую Вас, дорогие читатели!   Уже несколько раз рассказывала Вам про необыкновенные тетради-тренажеры от Андрей Курпатова. Они все немного похожи друг на друга, но задания в них разные, также разные темы, которые в них раскрываются. Они все друг друга дополняют и раскрывыают.
  • Иб и Христиночка. Ганс Христиан Андерсен Не отказывайся, но и не проси, свою ношу, не ропща, неси. Три волшебных орешка, но не для Золушки!???? Здравствуйте, все любители сказок!   Наверное, каждый ребенок любит удивительные истории, в которых происходят просто невероятные вещи, заставляющие поверить в чудеса.
  • Школа маленьких совят «Простые линии» 2+ Л. Маврина, Е. Колузаева Кажется я нашла аналог тетрадям Kumon! Недорогие пособия, а в качестве не уступают ???????? Какие в них задания и где купить дешевле? Уже неоднократно убеждаюсь, что в Фикс прайсе можно найти что-то очень и очень хорошее. Последней моей находкой, о которой буду рассказывать в этом отзыве, является рабочая тетрадь для детей «Простые линии» . Она предназначена для возраста 2 +.
  • Пропал Петя-петушок. Т. Титова Первая книга для чтения с крупными буквами. Поучительная история, которая точно запомниться ребенку. Приветствую Вас, дорогие читатели!   Хотя на дворе лето, тепло и самое время отдыхать, я решила для своего будущего первоклассника не делать каникул. Конечно, занятий я ему даю меньше, но чтение для него обязательно несколько раз в неделю. Поэтому выбор подходящих детский книг всегда стоит остро.
  • Букварь-тренажер. Обучение чтению с нуля. Шамиль Ахмадуллин Красный букварь с Буквоежиком! Невероятное количество занятий в одной книге, которая поможет научить читать ребенка. Букварь-тренажер. Обучение чтению с нуля. Шамиль Ахмадуллин Тот, кто не читал одну сказку 38 раз к ряду, никогда не поймет накал ожидания момента, когда же уже ребенок начнет читать сам. Но как показывает практика, часто вообще не понятно, с какой же стороны к этому процессу подступиться и как же сделать так, чтобы изучение букв было не напряжным для семьи.

Сто тысяч почему, или как отвечать на детские вопросы

Часто можно услышать выражение: «Сначала родители учат детей говорить и ходить, а потом сидеть и молчать». Это немного перефразированное выражение принадлежит Марселю Паньолю. Почему так? Дети очень любознательные от природы, они стремятся собрать как можно больше знаний о мире.

Родители же выступают для детей первым и самым главным источником этих знаний. Однако шквал самых разнообразных детских вопросов может поставить в тупик даже самого искушенного родителя. Какое значение имеют детские вопросы? Нужно ли отвечать на все детские вопросы? И как на них отвечать, если не знаешь ответа? Сегодня в рубрике «Я.

Ты.Мы» постараемся разобраться в данной теме. 

Сто тысяч почему

Прежде, чем отвечать на детский вопрос взрослому необходимо понять, что же лежит в его основе. Как было сказано ранее, детский вопрос — это ключ к познанию, а поскольку мир очень противоречив и информация из него поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения.

Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да я понял все правильно, и этот кусочек мира я уже знаю. Помимо познания есть и другие причины многочисленных детских вопросов. Так ритуал «спрошу у мамы» —- это способ или просьба подтвердить, что малыш значим и любим, к его потребностям и словам прислушиваются, с ним готовы общаться.

Читайте также:  Интересно про беременность и роды

В этом случае не столько ответ важен для ребенка, сколько важно внимание взрослого и общение с ним. Иногда вопросы нужны малышу, чтобы выразить свои чувства. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью, научиться переживать потерю близких. Есть вопросы, которые вырастают из страха.

Больше всего пугает то, что не понятно, отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и прогоняем страх. 

Сто тысяч почему

Несмотря на то, что большинство детей, вступающие в возраст «почемучек», задают вопросы тоннами, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросы. Одной из причин может быть снижение познавательной активности как особенность развития современных детей. Так, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.

 Ломоносова Ольга Карабанова на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования заметила, что дети буквально «перекормлены» различными данными. Их мозг постоянно получает различную информацию. В итоге, нужные вопросы родителям ребята уже не задают.

«Одна из особенностей развития современных детей — то, что они живут и воспитываются в информационном обществе, и возникает проблема крайне низкого уровня любознательности детей.

Уровень познавательной мотивации крайне низок, дети «перекормлены» информацией, они не испытывают того желания, стремления, которое было раньше характерно для детей и дало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек», возраст любознательности», — заметила Ольга Карабанова. Эксперт считает данную тенденцию достаточно тревожной. 

Однако снижение познавательной активности является не единственной причиной отсутствия у ребенка вопросов.

Так, трудности с речью, задержка речевого развития, проблемы эмоционального характера (неуверенность в себе, кризисная ситуация в семье), задержка когнитивного развития (ситуации, когда ребенок еще не понимает, что общение с другими является источником информации) — все это может быть причиной отсутствия вопросов у ребенка и безусловно должно насторожить взрослого.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Задача же взрослого на данном этапе — сохранить любознательность малыша и помочь получать удовольствие от познания. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания. 

Сто тысяч почему

Маленький сын спрашивает у папы:

—Пап, а почему трава зеленая?
—А фиг ее знает.
—Пап, а почему звезды только ночью видно?
—А фиг их знает.
—Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?

—Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе все объяснит, кроме папки-то?

III. «СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ»

  • III. «СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ»
  • Все это так… Но этим не должно заслоняться от нас основное стремление детского разума овладеть наибольшим количеством знаний, необходимых для правильной ориентации в мире.
  • Какой бы неустойчивой и шаткой ни казалась нам (особенно в первые годы) умственная жизнь ребенка, мы все же не должны забывать, что ребенок от двух до пяти — самое пытливое существо на земле и что большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее.
  • Главное отличие человека от всех, даже высших, животных заключается в том, что животные, встречаясь с каким-нибудь жизненным фактом, никогда не спросят себя, почему этот факт существует.

Вопросы «почему?», «отчего?» возникают лишь в уме у человека.

«Желание узнать причины, как что делается возле нас, совершенно естественно человеку в каждый возраст, — утверждает А.И.Герцен в своих „Разговорах с детьми“. — Это всякий испытал на себе.

Кому не приходило в голову в ребячестве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде может жить, а кошка не может?..

Людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею.

Такого любопытства — знать, что и как делается, — звери не имеют. Зверь бегает по полю, ест, коли что попадется по вкусу, но никогда не подумает, почему он бегает и отчего он может бегать, откуда взялся съестной припас, который он ест. А люди всем этим заботятся».[57]

  1. Больше всего люди «заботятся» этим в ребячестве. С возрастом пытливость угасает, особенно у тех, кто привык думать и жить по инерции…
  2. Не то ребенок — в возрасте от двух до пяти.
  3. Вот стенографическая запись вопросов, заданных с пулеметною скоростью одним четырехлетним мальчуганом отцу в течение двух с половиной минут.
  4. — А куда летит дым?
  5. — А медведи носят брошки?
  6. — А кто качает деревья?
  7. — А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?
  8. — А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
  9. — А куры хожут без калош?
  10. И вот вопросы другого ребенка:
  11. — Как небо получилось?
  12. — Как солнце получилось?
  13. — Отчего луна такая ламповая?
  14. — Кто делает клопов?[58]

Иногда эти вопросы следуют один за другим более замедленным темпом. В неизданном дневнике Ф.Вигдоровой приводятся такие вопросы ее пятилетней дочери:

«Кто такой гигант? — А гигант может поместиться в нашей комнате? — А если встанет на четвереньки? — А гиганты ходят в одежде или голые? — А что гиганты кушают? — Они добрые или нет? — А может один гигант убить всех фашистов?

Все это не сразу, а порознь. Значит, голова продолжает работать, раздумывать».

  • Машенька о радио:
  • — А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
  • И о телефоне:
  • — Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?
  • Мне сообщают о трехлетнем мальчугане, который задал такой же вопрос.
  • Его тетка, физик по образованию, тотчас же принялась объяснять ему устройство телефонного аппарата.
  • Он внимательно слушал ее, но после всех объяснений спросил:
  • — А как же папа оттуда вылез?
  • — Кто сделал дырки в носу?
  • — И почему у одних только мамов есть молоко для маленьких, а у папов нет?

Гораздо реже, чем «отчего?» и «почему?», ребенок задает вопрос: «зачем?» Но все же задает его с горячим упорством.

К трем годам — порою даже раньше — он проникается твердой уверенностью, что все окружающее существует не «просто так», а для какой-нибудь точно обозначенной цели, — главным образом для удовлетворения его собственных нужд и потребностей.

Корова — чтобы давать ему молоко, яблоня, чтобы снабжать его яблоками, тетя Зина, чтобы по праздникам угощать его тортом.

Когда же целесообразность окружающих его людей и предметов остается непонятной ему, он видит здесь нарушение строго установленных законов природы и заявляет протест:

— Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Ведь косточки все равно надо выбрасывать.

— Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках!

— Ну хорошо: в Зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери? Только лишняя трата людей и лишний испуг.

Иногда вопросы «для чего?» и «зачем?» возникают у малых детей в самых неожиданных случаях.

Трехлетняя Верочка от кого-то услышала, что не следует вставать с левой ноги, и решила всегда вставать с правой. Но запомнить, где левая нога, а где правая, было не так-то легко, и Вера не раз ошибалась. Эти ошибки очень огорчали ее. В конце концов она чуть не со слезами воскликнула:

— И зачем это приделали левую ногу?

У Чехова есть крохотный рассказ «Гриша», где собрано столько наблюдений над малым ребенком, сколько иной профессиональный психолог не сделает за всю свою жизнь.

Гриша (двух лет восьми месяцев), как и всякий человек его возраста, задает себе вопросы «почему?» и «зачем?» по поводу многих предметов и лиц, причем считает их существование оправданным лишь в той мере, в какой они служат ему.

Так, по его убеждению, часы в столовой нужны исключительно для того, чтобы махать маятником и звонить. Еще больше оправдано существование няни и мамы:

  1. «Они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно».[59]
  2. С возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и уже к пяти-шести годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы.
  3. Очень убедительно говорится об этом в письме, которое написала мне из города Пушкина юная мать, Нина Васильева, о своем четырехлетнем Николке:

«…Он настойчиво расспрашивает меня, что такое война, что такое граница, какие народы живут за границей, кто с кем воевал и с кем дружно жил, с кем собирается воевать и что побуждает к войне тех или других и т. п. Отбою нет: так настойчиво, точно хочет заучить.

Я часто отказываюсь отвечать ему, потому что не знаю, как примениться к четырехлетнему уму; он раздражается и даже начинает презирать меня за незнание.

— Как устроен водопровод, паровой котел, трактор, автомобиль, электрическое освещение, что такое гроза, откуда берутся реки, как охотятся на диких зверей, на каждый вид в отдельности, отчего заводятся в утробе матери детеныши — „от пищи, что ли?“ — подробно о птицах, о жителях прудов, где мы копаемся сачком, — вот его вопросы, они исходят исключительно от него самого без всякого толчка с моей стороны, и все они трактовались еще в прошлом году, когда ему было три года.

  • Часто я отвечаю ему в духе: „Вырастешь, Саша, узнаешь“, — как у Некрасова. Он серьезнейшим образом, очень продуманно говорит:
  • — Не будешь мне отвечать, я буду глупый; а если ты не будешь отказываться мне объяснять, тогда, мама, я буду все умнее и умнее…»
  • Не всякий ребенок способен так отчетливо и внятно мотивировать требования, которые он предъявляет ко взрослым, но всякий предъявляет их с такой же настойчивостью.
  • Эти требования четырехлетний Сережа лаконически выразил в таком обращении к маме:
  • — Я почемучка, а ты потомучка!
Читайте также:  Круп. Триада симптомов

И те взрослые, которые брезгливо отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимо жестокое дело: они насильно задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие.

Правда, в жизни ребенка бывают периоды, когда он буквально замучивает своих бабок, отцов, матерей бесконечными «почему» и «зачем», но чего бы стоило наше уважение к ребенку, если бы мы ради личных удобств лишили его необходимейшей умственной пищи?

«Есть детский возраст, — пишет Борис Житков, — это между 4-мя и 6-ю годами, когда дети неотступно, просто автоматически, кажется, на каждое слово взрослых отвечают, как маньяки, как одержимые: почему?

— Птичка летает, птичка порхает! — пробует отвлечь их взрослый.

  1. Но ребенок неукоснительно спрашивает:
  2. — Почему порхает?
  3. Даже „серенький козлик“ не утешает, сейчас же вопрос:
  4. — Почему серенький?

Но не только „почему серенький?“ — вопросы ставят родителям прямо деловые, конкретные вопросы. Тут у родителей часто не хватает сведений, а тогда чаще не хватает смелости ответить: „Не знаю. Погоди, справлюсь, скажу“.

Родители в таких случаях зачастую врут.

Врут из двух соображений: во-первых, чтобы отстать от надоедливого „почемучки“, и, во-вторых, чтобы не потерять авторитета всезнайства.

Вопросы ребят самые универсальные; нужно, конечно, быть энциклопедистом, чтобы на все эти вопросы дать ответы, а зачастую и быть философом.

Какая уж там энциклопедия и философия, когда трое на все голоса пристают и за юбку дергают! И родители волей-неволей брякают, что в ум взбредет. Но слово родителей — авторитет. И вот над авторитетной санкцией размышляют жадные умы.

  • Часто ни разу в жизни не придется больше поставить этот вопрос, и, право, на всю жизнь западет это раздраженно брошенное слово, и кто знает, когда оно выплывет и окажет незримое свое действие в поступках взрослого человека…
  • Взрослый давно забросил эти „почему“: то ли устав спрашивать, то ли отчаявшись получить исчерпывающий ответ. Но ребенок, раз поверив в ум и знания взрослых, не отстает и спрашивает:
  • — А почему глиняный?

А взрослый отвечает что попало, в надежде: вырастет — сам поймет, в чем дело, когда поумнеет. А этот маленький, от которого он отмахивается авторитетной глупостью, не глупей его. Его ум еще не засорен и жадней к знанию».[60]

  1. Но, разумеется, далеко не все родители отвечают что попало.
  2. Чувство своей социальной ответственности за правильное воспитание ребенка заставляет многих матерей и отцов усиленно заниматься самообразованием — специально для того, чтобы исподволь подготовиться к неизбежным вопросам четырехлетних мыслителей.
  3. «Надо признаться, что у меня часто не хватает знаний, чтобы ответить на ряд вопросов детей, — пишет одна мать в стенгазете детского сада. — Те элементарные сведения, которые я получила в школе в области естествознания, биологии, не всегда достаточны, наполовину забыты, а ведь вопросы ребят бывают очень разнообразны… Отвечать на эти вопросы надо, и надо ответить так, чтобы ребенок понял… И вот приходится ходить в планетарий, брать книжку „Правда о небе“, браться за ботанику, зоологию…»[61]

Наш воспитательский долг — не только отвечать малышам на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Нужно ли говорить, что из года в год, а порою из месяца в месяц эти вопросы становятся все содержательнее?

Отсюда, конечно, не следует, что мы должны сразу перегружать детский мозг всей своей тяжеловесной эрудицией. «Толково ответить на вопрос ребенка, — писал Горький, — большое искусство, оно требует осторожности».

Наши ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы. Ведь дети совсем не требуют от нас, чтобы мы раскрывали перед ними всю истину — всю до конца, во всей ее сложности и глубине.

Вот один из многих примеров, которые ежедневно убеждают нас в этом.

— Мама, как едет трамвай?

— По проводам идет ток. Мотор начинает работать, вертит колесики, трамвай едет.

  • — Нет, не так.
  • — А как же?
  • — А вот как: динь, динь, динь, ж-ж-ж-ж!
  • По наблюдениям советских педагогов, «даже дети дошкольного возраста не всегда своими вопросами стараются добиться настоящей, доподлинной причины того или другого явления, объяснение которого можно дать только в научной форме, недоступной ребенку.

Детям понятны главным образом поверхностные, внешние связи между явлениями природы. Поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример».[62]

Консультация для родителей "Сто тысяч почему?"

Сто тысяч почему?

 «Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»

«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»

  • Такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чувство гордости за свое чадо.
  • И взрослые стараются соответствовать – смотрят энциклопедии, спрашивают у специалистов, объясняя детально самому умному на свете ребенку, почему взлетает самолет, а корабль не тонет в море.
  • Но вопросы не прекращаются, и родительский энтузиазм постепенно угасает под напором новых «почему», на которые становится невозможно ответить.
  • Мама, а почему чеснок пахнет колбасой? 
  • Почему наступает ночь, если выключишь свет?
  • Почему свинку не стирают в машине?

Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становится настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы. Что же делать в этом случае? Как реагировать и поступать?Прежде всего, не надо пугаться. Ваш малыш дорос до самого интересного, забавного и незабываемого возраста – «возраста почемучек». Постарайтесь понять собственного ребенка.

Интересный детский возраст

Когда и почему малыш превращается из сосредоточенно молчащего человечка в интересующегося всем на свете говорливого непоседу? Обычно такой период приходится на самый исследовательский детский возраст — от 3 до 5 лет.

Именно в это время у ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы сыплются как из рога изобилия, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.

Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы, или с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается, ссылаясь на «потом», всеми способами стараясь избежать ответа «не знаю», роняющего родительский авторитет в детских глазах.

Но подобные уловки вряд ли подействуют. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не успокоится, пока не услышит ответа на интересующий вопрос. Попробуйте отговориться, и тут же «почемучка», почувствовав фальшь, задаст массу дополнительных вопросов, потребует понятных разъяснений.

Не думайте, что это знакомо только вашей семье. Помните «Маленького принца», где Антуан де Сент-Экзюпери с легкостью и любовью показал самую суть «почемучного» состояния:

Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум: — Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто из злости. Наступило молчание. 

Потом он сказал почти сердито: — Не верю я тебе!

Особенности детской логики

Очень интересно в плане словесного выражения начало этого периода. Ребенок совсем не сразу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?».

На начальном этапе он осторожно, и как бы про себя констатирует интересные ему факты. Чаще всего кроха делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления: «Странная какая-то собака — сама белая, а голова черная. Может, в краску упала, а может ее разрисовал кто, а может. сама такая…».

Как будто малыш и не ждет от взрослого никаких пояснений. А если такие объяснения поступают, он вроде как и не слушает их. Просто смотрит и отмечает какую-то непонятную странность. Эти размышления об окружающем мире и есть первое еще не озвученное «Почему?». Просто он надеется, что вы сами поймете намек и невзначай ответите на незаданный вопрос.

Но эта нерешительная мягкость ненадолго. С каждым днем малыш становится все более и более настойчив, требуя необходимых разъяснений. Он задает вопросы и ждет ответов, потому что хочет, нет, требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья — для ребенка это очень важно. Поэтому ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию.

Кроме того, родители должны проявить терпение, доброжелательность и постоянную готовность отвечать на вопросы. Ведь «почемучки» требовательны и упрямы. Они хотят все знать здесь и сейчас. Они обижаются, если вы молчите, и сердятся, если вы врете. Они беспардонно, забыв про вложенные хорошие манеры, отвлекают взрослых от дел.

Отнеситесь к этому спокойно и уважительно: такая настойчивость — не что иное, как стремление донести, что сейчас маленький человек занят самым важным делом на свете — исследованием окружающего мира, пытается проникнуть в его устройство и сущность, познать таинство предметов, слов, явлений и событий.

В этом возрасте дети пропускают естество жизни сквозь себя, через собственное восприятие. Познавательная активность ребенка подобно торнадо, набирающему силу, вовлекает всё и вся в свое изучение мира. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов.

Читайте также:  Ортопедическая подушка для беременных

С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями.

Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет.

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать «почемучку» своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе.

Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду — от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять и помочь «почемучке» , маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами.

Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость.

Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов «почемучки»? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит, и его любознательность сведется к нулю.

Позже на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками — «Ему ничего не интересно». А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух. Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»:

Любознательность — крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится.

Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности.

Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?».

Новые открытия — вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Совместное познание мира

Как взрослому включиться в процесс детского познания? Это не совсем просто. Вот несколько практических советов, которые помогут в этой ситуации.

  • Чтобы познания малыша развивались эффективнее, помогите ему, включитесь в деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток вопросов.
  • Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас.
  • Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей «почемучки».

Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада.

Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и развивать познавательную деятельность ребенка.

Например, такие упражнения, помогающие взрослому систематизировать процесс познания мира. Они позволят ребенку увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

Упражнения

1. «Цепочка вопросов»

Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов.Например: «Откуда берется вода в озере?» Примерный ответ: когда идет дождь, в озере накапливается вода. 

Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?».

Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать. Время от времени можно блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом.

Это значительно повысит его тягу к знаниям и ваш родительский авторитет.

Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать!

2. «Что каким бывает»Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше — дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире — ручеек или река?»

Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Когда ребенок рассматривает игрушку, и мама просит ее описать, то надо назвать побольше признаков, присущих этому предмету.

 

Когда же берется только один признак, то дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этой особенностью.

В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает при затруднениях), уточняется смысл слов, они выступают для ребенка в самых разнообразных сочетаниях.

3. «Вопрошайка» В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. После этого попросите дитя составить небольшой рассказик по этой картинке.

4. «Что нового?» Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов — полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т. д.

5. «Перевоплощения» Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Игры

1. «Кто летает» Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной — да/нет или машем руками/не машем.

Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе «да» можно подниматься на одну ступеньку вверх или просто шагать вперед.

Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее).

2. «Продолжи фразу» Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь. Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает.

Например, «Зимой идет снег, а летом…», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т. п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик. «Яблоки растут на дереве, а морковка…» 

«Во Франции говорят по-французски, а в Англии…»

3. «Продолжи слово» Игра похожа на предыдущую. Вы говорите первый слог, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы — окончание. Это хорошая возможность для малыша пополнить свой словарный запас.

4. «Профессии» Вы задаете вопрос: «Что делает…?» и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать названия профессий, из которых следует ответ — воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает.

Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми и заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях.

Интересно получается, если спросить подряд «Что делает врач?», «Что делает ветеринар?» и объяснить ребенку разницу между этими профессиями.

5. «Кто больше знает…»

 Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, предметов круглой формы? 

Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?». Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите «круглые» слова: мяч, голова, яблоко. И пусть последнее слово будет за ним.

Эта игра способствует повышению самооценки, дает ощущение значительности. Итак, кто больше знает …холодного, теплого, зеленого, поющего и так далее?

Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь, а вас приобщат к пониманию собственного умника. Замечательно, если вы испытываете радость, отвечая на каверзные вопросы, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление.

А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Да, несомненно, «почемучкины» вопросы порой утомительны. Кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в доме возможна только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние.

Этот возраст, увы, быстро проходит, суматошное время надо просто пережить, но пережить с наслаждением. Подумайте о том, что обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания, бесконечными «почему?» он демонстрирует доверие и любовь. Так оцените это по достоинству.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *