Что должен уметь ребенок в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года Что должен уметь ребенок в 4 года

28 Ноября 2016 12:11

Количество просмотров: 5553

Внимание и память:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление:

  • С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  • Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  • Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  • Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  • Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  • Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  • Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  • Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  • Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Развитие речи:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Мелкая моторика:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Физическое развитие:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Эмоциональное развитие:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

Бытовые навыки:

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация:

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.

Что должен знать и уметь ребенок 3 4 лет

Что должен уметь ребенок в 4 года3-4 года — период активного физического, умственного, психологического, эмоционального, речевого развития ребенка. Ребенок продолжает познавать мир и делает это в игровой форме. Родители часто задают вопросы: «Что должен знать и уметь ребенок в этом возрасте и на что стоит обратить внимание?»

Физическое развитие 

К 4 годам ребенок должен уметь: 

  • хорошо и уверенно бегать, изменяя траекторию движения; 
  • прыгать; 
  • удерживать равновесие, идя по бордюру или доске; 
  • стоять на одной ноге; 
  • перепрыгивать препятствия.  

В развитии этих навыков у детей родителям помогают игры на физическую активность:

  1. «Замри» — взрослый включает музыку, ребенок танцует, бегает или прыгает, как только музыка выключается — ребенок замирает. Игра становится интереснее, если играют несколько человек.

  2. «Цапля» — поднимаем одну ногу, как цапля, и остаемся в этой позе пока один не встанет на обе ноги. Кто первый встал на две ноги, проиграл.

  3. «Попадайка» — ставим тазик и даем малышу мяч. Задача: попасть с расстояния мячом в таз. Попал — молодец, не попал — всегда есть время научиться.

  4. Бордюр, бревно или батут — отлично подойдут для развития равновесия и координации.

Умственное развитие

В 3-4 года у ребенка активно развиваются основы логического и пространственного мышления, он должен знать: 

  • основные цвета: зеленый, красный, желтый, синий (если знает и другие — очень хорошо) 
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник 
  • понятия один — много; больше-меньше, далеко-близко
  • должен уметь разделять предметы на группы по определенным признакам.

Простые и полезные развивающие игры для детей этого возраста:

  1. Игры на сравнение — сравни 2 картинки и найди отличия. Второй вариант — сравни предметы: чем они похожи и чем отличаются. Вариант с предметами тренирует не только внимание, но и логику, мышление. 

  2. Пазлы — незаменимые игрушки в этом возрасте, прекрасно тренируют внимание, воображение, усидчивость.

  3. «Что изменилось» — раскладываем перед ребенком предметы, даем время запомнить, затем просим закрыть глаза и убираем один из предметов, затем просим ребенка сказать, что изменилось. Можно играть даже за столом во время еды, переставляя или убирая/добавляя предметы на столе. 

  4. «Чудесный мешочек» — взрослому понадобится непрозрачный мешок или пакет, в него складываются игрушки и предметы. Задача ребенка на ощупь понять, какой предмет он вытаскивает или взрослый просит вытащить конкретный предмет: машинку, солдатика, кусочек пазла.

Речевое развитие

В 3-4 года ребенок должен уметь:

  • составлять простые предложения; 
  • описывать картинку; 
  • запоминать короткие стихи и четверостишия; 
  • правильно употреблять предлоги в предложении; 
  • отвечать на простые вопросы. 

Стоит помнить, что речь ребенка тесно связана с развитием моторики и дыхания. Игры на развитие речи:

  1. «Листопад» — на развитие дыхания и речевого аппарата. Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги листочки и ведро. Листочки лежат на столе, задача ребенка сдуть все в ведерко.

  2. «Звуки вокруг нас» — на развитие правильного речевого дыхания. Задача: на одном выдохе пропевать гласные звуки А, О, У, Ы. Чтобы придать упражнению игровой формат лучше задавать вопросы: как звучит пароход, как гудит самолет, что кричат, когда заблудились в лесу и другие.

  3. «Громко-тихо» — игра учит изменять уровень голоса. Ребенок может повторять слова за взрослым с разной силой, или в форме игры: взрослый подбирает 2 машинки разные по размерам: большая машинка говорит громко, а маленькая тихо, ребенок повторяет.

  4. Лепка, пальчиковые краски, поделки из природных материалов — это влияет на развитие моторики у ребенка, а также обеспечивает и речевое развитие.

Самостоятельность

Взросление ребенка идет рука об руку с развитием самостоятельности в бытовых нуждах: застегивать замки и пуговицы на одежде, мыть руки, одеваться и раздеваться, умение пить из чашки и многое другое.

Родители часто забывают об этом, но самостоятельное выполнение бытовых действий также влияет на развитие мозга ребенка, как и рисование, лепка или занятия на логику.

Поэтому запаситесь терпением и относитесь к самостоятельному выполнению ребенком подобных дел как к развивающему занятию. 

Родителям стоит помнить, что дети в 3-4 года все так же неусидчивы, и на одно занятие у них хватает терпения и интереса не более чем на 5-10 минут. Это правило важно соблюдать, чтобы научить ребенка доводить начатое до конца, а не бросать на полпути. Также стоит напомнить: занятие должно заканчиваться уборкой за собой, и ребенок должен приучаться к этому с ранних лет.  

Наши занятия для детей 3 4 лет онлайн в игровой форме развивают речь, память, внимание, знакомят малыша с основными необходимыми для возраста понятиями. 

Читайте также:  Расстройства пищевого поведения у детей: памятка родителям

Что должен уметь ребенок в 4 года, мальчик или девочка: развивающие занятия дома

В 4–5 лет малыш очень подвижен и любознателен, он хорошо говорит, постепенно адаптируется к пребыванию в социуме и начинает проявлять характер. Однако каждый родитель переживает о том, достаточно ли развит его ребенок. Какие навыки в этом возрасте он уже должен освоить? Какие развивающие методики можно использовать дома, чтобы малыш не отставал от сверстников?

Психофизиологические особенности мальчиков и девочек в возрасте 4–5 лет

Возраст 4–5 лет – период «затишья». Малыши пережили кризис 3 лет, поэтому становятся более эмоционально устойчивыми. Чувства мальчиков и девочек яркие, но не постоянные – родители не должны серьезно воспринимать их сверхэмоциональные реакции.

Дети учатся различать «хорошо» и «плохо», осознают происходящее, проявляют новые эмоции, например, стыд, грусть и т. д. Параллельно формируется нравственность – малыши проявляют отзывчивость и доброту.

В этот период происходит формирование отделов мозга, отвечающих за переработку информации, образное мышление, а также начинают работать центры анализа, за счет которых обеспечивается обучение чтению, счету. Дети в этом возрасте очень активны физически, а при неудовлетворении потребности в движении становятся капризными.

Что должен знать и уметь 4–5-летний ребенок?

Пятилетний ребенок многое понимает, пытается подражать взрослым, но до становления личности ему еще очень далеко. Родители, обеспокоенные вопросом развития и воспитания своего чада, интересуются, что должен уметь ребенок в 4 или 5 лет. Как ведут себя дети такого возраста в обществе и является ли нормой их чрезмерная физическая активность?

Навыки самообслуживания

Дошкольник должен уметь:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться (в т. ч. управляться с застежками и шнурками);
  • выполнять гигиенические процедуры (мытье рук, чистка зубов, расчесывание, купание);
  • держать вилку, ложку и аккуратно кушать жидкую или густую пищу.

Также малыш должен помогать родителям с домашними делами, ему следует поручать несложные задания: протирать пыль, складывать одежду, убирать разбросанные игрушки и т. д.

Это приучит ребенка к поддержанию порядка и самостоятельности.

В этом возрасте не следует разделять задания для девочек и мальчиков – практически все время малыши проводят с мамой, а «мужская» работа вроде переноса тяжестей и починки крана четырехлетнему мальчику будет не по силам.

Знания об окружающем мире

Развитие детей в 4–5 лет предполагает продолжение формирования знаний об окружающем мире. Малыши должны:

  • знать названия распространенных домашних и диких животных, насекомых, показывать их на фото;
  • различать животных по звукам, которые они издают, а также говорить о том, как они перемещаются (гусеница ползет, собака бежит);
  • отличать фрукты от овощей, знать, когда они зреют и какие на вкус;
  • называть времена года, уметь перечислить характеризующие их приметы.

Словарный запас и владение речью

В 4–5 лет речь ребенка значительно усложняется. В его словарном запасе около 2000 слов, и он постоянно расширяется. Малыш может произнести почти все звуки, умеет составлять предложения из нескольких слов, склоняет их по падежам, родам, числам. Также ребенок может:

  • четко произносить многосоставные сложные слова;
  • отвечать на вопросы;
  • понимать интонационную разницу;
  • пересказывать события, содержание книги, описывать изображенное на картинке;
  • назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, имена близких родственников и рассказать об их профессиях.

К этому возрасту речь детей уже понятна для посторонних людей. Малыши заимствуют слова у взрослых, используя их в речи, но часто не понимая их значения, поэтому родителям нужно следить за своими разговорами.

Навыки счета, чтения, рисования

В 4 года ребенок должен знать, как пишется хотя бы несколько букв, произносить звуки (возможно, кроме шипящих и «р»). Малышу еще не хватает усидчивости, он не может долго концентрироваться на одном занятии, но взрослые в игровой форме к 5-летнему возрасту должны научить малыша складывать буквы в слоги.

В этот период ребенок уже имеет элементарные навыки счета:

  • способен объяснить понятия «один предмет» и «много»;
  • различает правую и левую руку, верх и низ;
  • знает, как выглядят цифры до 5, считает до 10;
  • сравнивает несколько предметов разной длины, высоты, раскладывая их по порядку;
  • отличает некоторые геометрические фигуры;
  • определяет направление движения.

Ребенок в 4 года учится воспринимать схемы предметов и их образы, что отражается в рисовании. Он изображает только наиболее важные детали: например, кота на четырех лапах с усами и хвостом. В этом возрасте он умеет рисовать линии с использованием линейки, знает 7 цветов, может срисовывать предметы (в общих чертах) и подбирать к ним оттенки.

Физические умения

В 4–5-летнем возрасте ребенок физически развит. Он умеет:

  • быстро бегать и менять направление, не теряя равновесие;
  • прыгать в высоту, длину, перемещаться прыжками;
  • простоять на одной ноге 6–7 секунд;
  • кувыркаться;
  • кататься на самокате, велосипеде;
  • бросать и ловить мяч;
  • пролезать под невысокими предметами;
  • передвигаться по лестнице.

Как развивать малыша в домашних условиях?

Зная о том, что должен уметь ребенок в 4 года, родители могут составить список занятий и упражнений, которые помогут развивать малыша. Стоит помнить, что для получения хорошего результата должен быть соблюден ряд условий:

  • обучающие уроки должны проходить в первой половине дня;
  • задания нужно придумывать в виде игры;
  • занятия следует планировать заранее, подготавливая материалы;
  • на развивающую игру должно уходить не больше 15 минут.

Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Малышам свойственна рассеянность, поэтому нужно задействовать развивающие упражнения для развития внимания и памяти. Простые игры:

  • Расставить перед ребенком 4–5 игрушек, попросить внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. Спрятать игрушки в коробке и дать задание вспомнить, какие предметы в ней находятся.
  • Рассыпать детали конструктора или много мелких игрушек и попросить выбрать две или несколько одинаковых по цвету, форме и т. д.
  • Разучить с малышом короткий танец, задавая последовательность и количество хлопков, притопов, поворотов. Попросить ребенка повторить выученный комплекс движений.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен знать и уметь ребенок перед 1 классом?

Сюжетно-ролевые игры

Игра – основной вид занятий дошкольников. Во время сюжетно-ролевых игр ребенок придумывает себе роль и выполняет свойственные для нее действия, что полезно для его социализации, развития дисциплинированности, ловкости, воображения и т. д. Малыши часто играют в «дочки-матери», где меняются с родителями местами – взрослые играют роль детей. Для развлечений можно использовать кукол.

Не менее интересны для дошкольников игры в больницу или магазин – они учат правилам поведения и взаимоотношений. Ведущую роль может занимать взрослый, постепенно самоустраняясь и наблюдая за развлечениями малыша со стороны.

Какие игрушки нужны мальчику и девочке?

Развитие ребенка в 4 года подразумевает использование игрушек, которые будут способствовать улучшению воображения, фантазии, логического мышления. Интересными для детей будут:

  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • трафареты с изображениями животных и геометрических фигур;
  • домики;
  • тематические наборы (продукты, медицинские инструменты, посуда);
  • машинки и треки, самолеты и другая техника;
  • куклы;
  • нерассыпающийся кинетический песок.

Не обязательно разделять игрушки для девочек и мальчиков – дети в этом возрасте могут интересоваться разными вещами. Игры мальчиков с куклами психологи считают вполне нормальным явлением – так они подсознательно готовятся к взрослой жизни и отцовству.

Практика показывает, что занять пятилетнего малыша легче не дорогостоящими игрушками, а предметами, которые не предназначены для игр: скотч, прищепки, коробки, пуговицы и т. д. С помощью них дети могут делать поделки, аппликации, строить сооружения.

Какие книги читать ребенку и как?

Для закладки азов общественного поведения детям нужно подбирать развивающие книги. Для чтения подойдут сказки народов мира, стихотворения С. Маршака и К.

Чуковского, “Веселые истории о Простоквашино”, “Малыш и Карлсон”, а также любые короткие произведения, содержащие поучительные истории.

Важно после чтения книги вместе проанализировать описанную ситуацию, попросить малыша пересказать сюжет.

Для обучения чтению можно использовать разные методики, например кубики Зайцева. Также популярным сегодня является букварь Н. Жуковой – это специально разработанная книга для дошкольников, которая позволит ребенку научиться читать и писать до школы. Описанная методика работы с детьми и наглядный материал помогут проводить занятия дома в игровой форме.

Физкультура с ребенком

Развитие ребенка должно быть всесторонним, а чрезмерную активность малыша можно направить в правильное русло, например, отдав его в спортивную секцию. Футбол, плавание, танцы, или гимнастика будут развивать в ребенке дисциплину, координацию, лидерские задатки. Если родители не могут устроить малыша в спортивный кружок, спортом можно заниматься в домашних условиях.

Ребенка сложно заставить делать зарядку, а вот потанцевать или поиграть в мяч он согласиться с удовольствием. Родители могут сами играть с ребенком или организовать развлечение в кругу его сверстников.

Можно устроить эстафету или игру наперегонки, предложить малышам пройти полосу препятствий: скатиться с горки, пролезть под натянутой веревкой, перепрыгнуть через бревно и т. д.

Полезными приобретениями для активного отдыха будут самокат, коньки или велосипед.

Социальное поведение малыша и навыки коммуникации

С четырехлетнего возраста ребенок с удовольствием заводит новые знакомства, психологи советуют начинать посещать дошкольные учреждения именно с этого возраста. Малыши умеют находить друзей, могут заняться с ними строительством зданий или играть в куклы, а также делиться игрушками.

Читайте также:  Не все, что красиво, съедобно

В этом возрасте дети способны сами решать конфликты, выражать раздражение словами, понимают, что нужно дождаться очереди. Они становятся более независимыми и подчиняются родителям, если просьба взрослых не идет вразрез с их желаниям. Малыши уже имеют свои секреты и умеют их охранять.

Каковы особенности психического развития детей от года до 1,5 лет?

Все достижения ребенка второго года жизни подготавливались давно. Еще в последние месяцы первого года жизни ребенок испытывает приятные чувства, когда ему уделяют внимание взрослые, когда он может сделать что-то сам, даже если эти попытки незаметно направлялись матерью. Он старается повторить удачные опыты и отвергает другие, которые заканчивались неудачей.

Например, если при падении погремушки она издает понравившиеся ребенку звуки (или он просто стучит ею по столу), то малыш старается повторить этот опыт или пробует другие варианты, чтобы усилить эффект (лупит ею по кастрюле или тазику — тогда звук еще громче!). Таким образом он устанавливает связь между причиной и следствием (эффектом).

Тем самым у ребенка формируются суждения, которые отбирают удачные попытки.

Мы уже отмечали, как важно, чтобы ребенок вовремя усвоил понятие «нет». Обычно этот навык начинает формироваться с 15-го месяца (1 г. 3 мес.). Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок уже достаточно уверенно ходит, а, следовательно, становится слишком самостоятельным и даже храбрым, не понимая окружающих его опасностей.

Вот тут и начинают вводить это, в полном смысле слова, спасительное понятие. Если на какие-то попытки опасного действия ребенка мать говорить «нет» и качает при этом головой, то у ребенка начинает формироваться понимание жеста отказа. Это первая абстрактная идея, кристаллизующаяся в мышлении ребенка.

(Следует сказать, что мышление у детей конкретно-предметное. Мы уже частично говорили об этом: если ребенку говорят, что это чашка, то под «чашкой» он понимает именно эту конкретную чашку. И лишь со временем слово «чашка» станет ассоциироваться у него со всеми цилиндрическими предметами с ручкой сбоку, из которых можно пить.

Абстрактное же мышление — это прерогатива взрослых). И вот именно с этого момента ребенка уже можно воспитывать. При этом отказ или запрет должен использоваться разумно, без грубости и желательно с демонстрацией того, что могло бы произойти, если бы вы не остановили малыша вовремя. Например, ребенок хочет взять горячий чайник.

Естественно, что вы запрещаете ему это делать. Но если не показать ему возможных последствий (поднесите ручку ребенка к горячему чайнику, но прикасайтесь к нему так, чтобы он почувствовал сильное тепло, а затем отдерните ее и скажите: «Горячо! Ах!»), то он может повторить попытку из любопытства или упрямства и обожжется.

Естественно, что подвижность ребенка в этом возрасте, его интерес к окружающему, который он стремится удовлетворить всеми доступными ему способами, может привести к опасным для него или окружающих последствиям. Поэтому нередко приходится запрещать ребенку некоторые действия.

А поскольку в этом возрасте он уже начинает понимать запреты, то главное, что требуется от воспитателя, — это то, чтобы этих запретов было как можно меньше и они не были бы бестолковыми. (Анекдот: «До 5 лет я вообще думал, что меня зовут Заткнись!»).

Ведь бесконечные окрики и понукания только нервируют ребенка, сбивают его с толку и он постепенно перестает понимать, что же можно, а чего нельзя. Прежде чем сказать «нет» или «нельзя», подумайте, а можно ли убрать тот же горячий чайник на высоту, недоступную для ребенка, закрыть шкафчики и ящички с лекарствами на замок и т. п.

Даже если малыш успел что-то натворить, не кричите, не шлепайте его, и не ставьте его в угол. Он еще слишком мал, чтобы полностью понять свою вину. А вот напугать его вы, скорее всего, сумеете. Если же вы будете поступать так постоянно, когда он нашкодит, вы просто рискуете отвадить его от себя.

Помните, в фильме «Место встречи изменить нельзя» Груздев рассуждает о том, к какому следователю инстинктивно тянется подозреваемый: «Если есть два следователя — грубый и злой и добрый и вежливый, то подозреваемый интуитивно тянется к следователю доброму». Так и дети.

Если мама постоянно кричит на ребенка, бьет и ставит в угол, а папа или бабушка жалеют и все разрешают, то шансы мамы быть любимой равны нулю.

Вот, например, один маленький мальчик все время ковырял стену, отколупывая кусочки известки и даже пытался их есть. Мать сначала мягко пыталась запретить ему это делать, но ребенок продолжал заниматься тем же. Она стала сердиться, затем даже кричать на него.

Однако мальчик, хоть испугался и даже убегал от стены, но потом оглядываясь и прячась, возвращался на тоже самое место и продолжал ковырять стену. Мама, отчаявшись побороть непослушание сына, обратилась к знакомому педиатру.

Бывалые родители и грамотные читатели, конечно же, догадались, что посоветовал доктор: ребенку не хватало в организме кальция! Растущему организму для построения костей и некоторых других тканей этот элемент крайне необходим.

Поэтому доктор посоветовал несколько пересмотреть меню ребенка, добавив в него продукты, которые насыщены кальцием.

Еще он посоветовал место, где ребенок ковырял стену, огородить так, чтобы он не мог туда добраться. И, наконец, просто нужно отвлечь ребенка, если он все же, упорствуя, пытается добраться до «места преступления».

Или другой поучительный случай. Девочка, которой только исполнилось 1 год и 5 месяцев, подошла к шкафу, в замочной скважине которого торчал красивый блестящий ключик. Он был такой красивый, что просто невозможно было не потрогать его. Девочка потянулась к нему, взяла его двумя пальчиками, но ключик упал, громко звякнув. На этот звук в комнату вбежала мама.

Увидев «непорядок», она начала кричать на малышку и даже шлепнула ее по ручке. Дочка, естественно, расплакалась. На плачь прибежала бабушка. Узнав в чем дело, она стала успокаивать внучку, но не говоря ей всякие там «уси-пуси», а просто начала показывать ей яркую книжку с цветными картинками.

После того как девочка успокоилась, бабушка заменила книжку игрушками и пошла устраивать «разбор полетов» с мамой (своей дочкой). Мы не будем подслушивать их разговор, а лишь разберем ошибки, допущенные мамой девочки. Во-первых, бить ребенка по рукам категорически недопустимо.

Даже по попе нельзя шлепать, а уж по рукам! Даже забудьте об этом методе наказания! Во-вторых, сами подумайте: ключик-то красивый. Конечно, его очень хочется потрогать. Но если вы не хотите, чтобы ребенок трогал его (и действительно, он может потеряться, ребенок может взять его в рот и проглотить и т. д.

), то просто выньте ключик из замочной скважины и положите в такое место, где вы его сможете взять в любую секунду, а ребенок не увидит и достать его не сможет. И в-третьих, вы любите своего ребенка? Тогда почему вы набрасываетесь на него, даже не разобравшись в том, виноват он или нет?

Дети до двух лет отличаются очень большой любознательностью. Их интересует все! Им совершенно недостаточно лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет — им обязательно нужно его потрогать, пощупать, взять в рот, побросать. То есть понять его сущность. Ведь именно так они познают этот мир.

А все возрастающая подвижность и ловкость позволяют добраться до этого предмета. При этом малыш иногда проявляет чудеса изобретательности. Например, нужно залезть на стол. Табурет или стул очень тяжелы. Но недалеко стоит чемодан с бельем из прачечной. Он тоже тяжелый.

Но ребенок открывает его, вынимает белье (естественно, бросив его на пол) и уже пустой чемодан подтаскивает к столу и залезает на него. Естественно, что такое поведение малыша вызовет раздражение взрослых. Но не нужно его за это наказывать, а тем более — шлепать! Попытайтесь поставить себя на его место.

Ведь в вазочке, за которой он полез на стол, стоят голубенькие, хорошо пахнущие, подснежники, которых он еще ни разу не видел в своей жизни! Лучше дайте ему понюхать их, погладить листочки, может даже оторвать один маленький цветочек и размять его в пальчиках.

А потом объясните, что гораздо проще позвать кого-нибудь из взрослых, чтобы он помог осуществить задуманное.

Чтобы предупредить нежелательные поступки и избежать частых запретов, нервирующих ребенка, надо постараться убрать все то, до чего он может добраться, если это что-то может разбиться или быть опасным для ребенка, и постараться построить свой день так, чтобы ребенок, находясь дома, не был предоставлен сам себе.

Побольше гуляйте с ним на воздухе, а, придя домой, играйте с ним. Если же вам необходимо сделать что-то по дому, сделайте так, чтобы в это время ребенок спал. Обеспечьте ему достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам. Никогда не давайте ребенку повода делать то, что потом вы будете ему запрещать.

Например, не ставьте его на подоконник, чтобы он мог увидеть, что делается на улице. В ваше отсутствие он может сам взобраться на подоконник и выпасть из окна. Нельзя запрещать ребенку что-то, но при этом своей мимикой допускать возможность непослушания. Например, вы говорите «нельзя», но при этом улыбаетесь.

Читайте также:  Ожирение у детей: причины

Ребенок, видя вашу улыбку, может понять ваш запрет как несерьезный и нарушить его.

Ребёнок 3-4 лет

⁠⁠⁠⁠   Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому.

Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.

Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

   В  возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых.

Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно.

Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.   

   Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

    Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

   Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

    Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

   Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

   К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

   Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

   Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

   В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

   Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.-Может общаться спокойно, без крика-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).-Называет членов своей семьи, их имена.-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах ( переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

 Образовательная область «Познавательное развитие»-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»-понимает вопрос «сколько»-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.

-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.

 Развитие познавательно-исследовательской деятельности-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).

 Ознакомление с предметным окружением-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).

 Ознакомление с социальным миром-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.

-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней

 Ознакомление с миром природы-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей

-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

 Образовательная область «речевое развитие»-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.; -согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций -называет произведение, прослушав отрывок из него-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться

 Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Рисование. -Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка. 

-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация. -Создает изображения предметов из готовых фигур.-Украшает заготовки из бумаги разной формы.

-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Конструктивно-модельная деятельность. -Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. -Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. 

-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. 

Музыкальная деятельность-Слушает музыкальное произведение до конца. -Узнает знакомые песни.-Различает звуки по высоте (в пределах октавы). -Замечает изменения в звучании (тихо — громко). -Поет, не отставая и не опережая других.

-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).

 

Образовательная область «Физическое развитие»

-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вестиздоровый образ жизни-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места 

-Может катать мяч в заданном направлении , бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *