Психосоматические боли у ребенка

…и вот опять перед вами налитые слезами умоляющие детские глаза. Вы прикладываете руку ко лбу сына или дочери и сразу понимаете – снова температура. Просите открыть рот – ну точно, горло красное. От еды отворачивается. Вялый, тянется к своей кроватке. Вы тяжело вздыхаете: ребенок снова заболел.

Это означает, что придется опять отпрашиваться с работы. Объяснять коллегам, начальнику, просить понимания. Потом – в аптеку. И без разницы, что эти деньги могли быть запланированы на другие покупки – ребенка же без лекарств не оставишь. Но самое главное – жалко самого малыша! Просто сердце разрывается, если бы только можно было забрать всю его боль себе!

Почему болеют наши дети?

Психосоматические боли у ребенка

Это может быть недостаток внимания матери, которая работает так много, что совершенно не успевает уделять время ребенку. Также болезнь ребенка может быть спровоцирована скандалами в семье – в какой-то момент малыш понял, что, будучи нездоровым, он заставляет родителей хлопотать о лекарствах и процедурах, а не выяснять между собой отношения. Таким образом, ребенок заболевает через свою любовь к маме и папе.

Мама с ребенком на больничном

Итак, мама и малыш дома, куплен целый пакет лекарств и угощений для больного, ему поставлен градусник, даны необходимые таблетки… И тут маму осеняет: вот же свободное время! Как раз домашние дела накопились!

И женщина начинает стирать белье, менять занавески, мыть полы, гладить белье, оттирать кухню до блеска. Стоп!

Вспомните, ребенок заболел не просто так. В этот момент ему необходима связь с мамой. Потребность в ней сейчас настолько высока, что она сильнее потребности в еде. Это означает, что стоит перенести все домашние дела на потом, сейчас самое главное – это контакт, который будет происходить между матерью и ребенком.

Лечение психосоматических заболеваний

Мы хотели бы поделиться с вами методом, с помощью которого ребенок не только выздоровеет в этот раз, но и сможет очень быстро справляться с болезнью в дальнейшем. Возможно, он покажется несколько необычным, но при этом его эффективность доказана как научно, так и множеством примеров.

«Игра в больничку»

Рассказывает мама, психолог со стажем работы в 20 лет, директор центра «Искусство Жить» Анна Гришандина об опыте проживания детских болезней со своим сыном.

Психосоматические боли у ребенка

Кир взял в руки медвежонка.

— Он заболел? – спросила я.

  • — Да, заболел, — согласился сын.
  • — А что у него болит?
  • Кирилл начал рассказывать, чем болеет игрушка. Я внимательно расспрашивала:

— А как у него ушки? А животик болит? А какая у него температура? А что у него еще происходит, расскажи.

  1. С удивлением я заметила, что ребенок начал перечислять симптомы болезни, которые были у него самого.
  2. Тогда я задала важный вопрос.
  3. — Как ты думаешь, из всего того, что есть в нашей больнице, что больше всего поможет мишке?
  4. Кирюша должен был сам сделать выбор. Он ответил:
  5. — Сделать ему укол зеленой водичкой.
  6. Мы набрали подкрашенную водичку в шприц и «сделали укол».

— Вот так? – уточнила я.

  • Кирилл кивнул. Я спросила:
  • — Что в этот момент происходит с мишкой?
  • Ребенок задумался и сказал, что он начал выздоравливать, у мишки теперь «маленькая» температура.
  • — Мы можем что-то еще для него сделать?

— Да, приложить бинтик к горлышку. И дать таблетку.

— Хорошо. Начинай.

Кирилл воодушевленно принялся за «лечение» игрушки.

— А как теперь себя чувствует мишка?

— Еще сильнее выздоровел. Больше ему не надо лекарств.

Психосоматические боли у ребенка

Весь вечер мы играем в «Лего», читаем сказки и я нахваливаю медведя – какой же он молодец, что выздоровел! Здоровым мишкам полагается вкусный сок и даже немного конфет. Кирюша с удовольствием съедает лакомства, предназначенные медвежонку.

  1. На следующее утро игра в больничку продолжается.
  2. — Кир, — интересуюсь я, — а сегодня у нас кто-то болеет?
  3. — Да, Маша заболела, — отвечает ребенок, а сам уже несет куклу, — у нее болят ушки.

Детский крем, размешанный с краской – сегодня у нас волшебная мазь, а кофе – чудодейственный порошок. Через час «выздоравливает» и Маша.

А на следующий день – и сам Кирилл. Я в полном шоке. Ребенок выздоровел за три дня? Для меня это магия, мистика.

Результатом наших таких лечений стали: многократное снижение температуры, избавление от отита, легкое течение вирусных заболеваний и даже нежелание идти в детский сад».

Как это работает?

Несмотря на то, что это игра действительно выглядит чуть ли не магической, у нее есть вполне научное объяснение.

С появлением магнитно-резонансной томографии врачи обнаружили, что мозг каждого человека обладает нейропластичностью. Это означает, что он способен формировать новые нейронные связи, а значит и новое поведение. Во время болезни важно переключить нейронные связи ребенка на скорейшее выздоровление.

Когда ребенок «лечит» куклу, мишку, машинку, в его мозге начинают формироваться новые нейронные «тропинки», связанные с выздоровлением. Упрощенно они выглядят так: «Как только есть заболевание – следует выздоровление». При этом через игру формируется путь очень быстрого излечения, а при повторении действий мозг хорошо запоминает этот путь, действуя в следующий раз «на автопилоте».

Таким образом, силой мысли меняются функции серого вещества, а ум способен изменить деятельность мозга.

Поэтому важна грамотная позиция матери – необходимо запустить новые нейронные процессы, «проиграть» с помощью игрушек процесс исцеления. Чем больше будет «выздоровевших» игрушек (созданных нужных нейронных связей), тем быстрее будет происходить и выздоровление самого ребенка.

Простой вопрос: «Как ты думаешь, что сейчас происходит с мишкой?» как раз включает процесс нейропластичности и запускает механизм исцеления.

Главная ошибка родителей

Мы так сильно жалеем своих больных детей, что допускаем очень большую ошибку. Мы привыкли задаривать больного ребенка подарками, сладостями, разрешать ему смотреть мультики сверх нормы и спускать с рук шалости.

Однако таким образом поощряется негативное поведение, и маленький человечек понимает: болеть выгодно.

Если же подкреплять выздоровление (конфеты и угощение получает только излечившийся мишка), то болеть становится неинтересно и невыгодно. Мозг ребенка начинает искать сформированную нами нейронную связь, ведущую к выздоровлению. А вы с ребенком постепенно забываете, что такое больничные. Они вам больше не нужны.

Психосоматические заболевания

Ещё в греческой философии и медицине была распространена мысль о влиянии души и духа на тело человека. В переводе с греческого «психо» — душа, «сома» – тело. Душа и тело неразрывно связаны — об этом говорили Гиппократ, Платон, Аристотель. Термину «психосоматика» скоро исполнится двести лет, его придумал в 1818 году немецкий врач Хайнрот.

Психосоматические боли у ребенка

Психосоматические заболевания — это заболевания внутренних органов и систем, возникающие в результате душевного неблагополучия.

Психотерапевты утверждают: любое заболевание сначала возникает в подсознании и только потом проявляется на уровне тела. То есть, большинство наших недугов связано с нерешенными внутренними проблемами. Основными психологическими причинами недугов являются гнев, зависть, тревога и чувство вины.

Многие ученые верят, что 80% всех болезней – на самом деле психосоматические. Наше самочувствие зависит от наших мыслей, настроения, умения находить и видеть позитив, красоту и наслаждаться всем этим. Состояние здоровья связано с умением быть счастливым, особенностями характера, отношением к успехам и неудачам на работе, бытовым проблемам.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, симптомы и болезни разных органов — это символический язык, с помощью которого тело хочет сообщить о вытесненных психических конфликтах.

Почти половина всех заболеваний человека может носить психосоматический характер. Среди них заболевания:

  • сердца и сосудов (артериальная гипертензия, гипертония, ревматизм, вегетативная дистония, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, инфаракты)
  • желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, дискинезия желчных путей)
  • нервной системы (хронические головные боли, боли напряжения, головокружения)
  • кожи (нейродермит, рецидивы псориаза)
  • гинекологические, в том числе связанные с репродуктивным циклом женщины (синдром «предменструального напряжения», гестозы, послеродовые депрессии)
  • эндокринные
  • и многие другие.

Симптомы психосоматических заболеваний

Иногда врачи сталкиваются с ситуациями, когда не удается точно установить причину того или иного заболевания. Бывает, что никаких физиологичных предпосылок для развития заболевания нет, но болезнь прогрессирует.

Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь классифицируется как психосоматическая.

Есть определенные сигналы того, что причина болезни лежит именно в области психологии:

  • Частое повторение заболевания. Человек получает лечение согласно рекомендациям врача, но в итоге симптомы ненадолго исчезают и в скором времени появляются вновь. То есть, адекватное медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата.
  • Наличие психологической травмы или хронических стрессов. Если пациент знает, что у него был трудный период или что-то не так в личной жизни, лучше сразу обращаться и к терапевту, и к психотерапевту, что поможет скорее установить истинную причину заболевания и подобрать правильное лечение.
  • Традиционное лечение не помогает — еще одна особенность психосоматического заболевания.
Читайте также:  Отдых с детьми

Диагностика психосоматических расстройств

Психосоматические боли у ребенка

Редкий врач сразу заподозрит у пациента психосоматику. Обычно такие заболевания внешне не отличаются от соматических болезней, например, никогда нельзя сразу определить, вызван ли гастрит у пациента бактерией Хеликобактер или какими-то переживаниями. Очень часто врачи диагностируют проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой, нервной системой или иммунитетом, даже не подозревая о душевной травме пациента.

К чему же приводит такая диагностика заболевания? Врач назначает пациенту лекарства, которые должны облегчить его состояние и вылечить заболевание.

Назначенное лечение действительно облегчает симптомы, и врач с радостью отпускает пациента.

Но, по окончанию курса лечения, через некоторое время, все симптомы возвращаются, и врач начинает искать более эффективное лечение и более сильные лекарства.

Через несколько лет мы имеем хронически больного человека, который принимает гору лекарств и страдает от побочных эффектов и невозможности вылечиться.

При этом, для облегчения его состояния и полного решения проблемы, необходимо было с самого начала обратиться к психотерапевту, но, или пациент постеснялся сказать врачу о своих проблемах, или врач не спросил, или оба не заподозрили вовремя, и время было упущено.

Поскольку психосоматические заболевания возникают в результате душевных расстройств, влияющих на тело человека, в диагностике и лечении этих болезней должны участвовать несколько специалистов: психотерапевт и профильный специалист — терапевт, невролог, кардиолог, эндокринолог. Лечить нужно одновременно и душу, и тело.

Роль психотерапевта — определить природу эмоционального состояния, вызвавшего заболевание, и помочь пациенту справиться с ними. Провоцировать развитие психосоматических заболеваний может не столько наличие, сколько невысказанность и подавленность негативных эмоций. Подавленные и заглушенные эмоции постепенно перегорают, разрушая тело человека и провоцируя возникновение болезни.

Практически любая негативная эмоция, которая тщательно скрывается, будь то страх, злоба, печаль или ненависть, рано или поздно может найти выход в болезни.

Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?

Психосоматические боли у ребенка

Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.

Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита.

От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.

Лечение психосоматических заболеваний

Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно психосоматика. Сделать это может только опытный психолог, психотерапевт или же сам пациент, проанализировав свои ощущения.

Необходимо помнить,что психосоматика – вовсе не симуляция или придумывание проблемы, это действительно серьезное заболевание. Далеко не каждый человек может справиться с психосоматическим заболеванием сам, одним усилием воли. Ему должны помочь родственники и друзья, либо врач психотерапевт.

Болезнь – это тревожный сигнал организма, призванный восстановить равновесие в душе.

Поэтому причины недомогания следует искать не только в физическом теле, а на уровне «энергетики», душевного волнения, негативных эмоций, даже если болезнь проявила себя в виде боли, спазмов, высокой температуры.

Начинать нужно именно с тех негативных эмоций, которые мы получаем на работе, в семье, в школе, во взаимодействии с другими людьми.

Если человек долго носит в себе негативные эмоции, испытывает постоянное недовольство собой и своей жизнью, то организм рано или поздно подаст тревожный сигнал: найдет «слабое звено» и поражение произойдет именно там.

Если психосоматическое заболевание замечено у ребенка или подростка, это сигнал для лечения всей семьи.Ведь для устранения заболевания необходимо устранить его причину, а причина чаще всего кроется в неблагоприятной обстановке дома. При лечении взрослых людей также часто приходится привлекать членов их семей, советовать им изменить обстановку, работу и даже место проживания.

Когда причина болезни не ясна, следует взглянуть на самого человека, а не только на болезнь. Что-то происходит в его жизни такое, о чем «кричит» организм. Хронический стресс, неудовлетворенность личной жизнью, работой, собой, негативизм по отношению к людям – все это способствует тому, что человек может заболеть.

Очень важно совмещать психотерапию с правильно подобранным медикаментозным лечением.

 Часто соматическая составляющая заболевания заходит настолько далеко, что справиться с ней получается только при помощи лекарств. А решить проблему с возвращением симптомов поможет психотерапия.

Если правильно сочетать психотерапию и медикаментозное лечение, можно навсегда избавиться от многих проблем со здоровьем.

Психосоматические проблемы у детей

Психосоматические боли у ребенка

Психосоматическое расстройство — это заболевание, которое появляется в результате взаимодействия  психических и физиологических факторов. Физиологическое функционирование организма зависит от психологической напряженности, которая либо вызывает заболевание, либо ухудшает ранее существовавшее заболевание у человека (ребенка).

Причины психосоматических расстройств

Точная причина развития психосоматического расстройства неизвестна. Но существуют ряд факторов, которые связывают с возникновением психосоматических симптомов:

● Генетическая склонность.● Нерегулярные биологические условия: изменение метаболизма глюкозы, уровень аминокислот в сыворотке крови и т. д. может вызвать психосоматическое расстройство.● Влияние стресса: люди, которые испытывают стрессовые события, такие как травма, частые болезни, страх, депрессия, гнев, чувство вины, отсутствие безопасности и другие сложные ситуации, восприимчивы к психосоматическому расстройству.

Источники  стресса у детей и подростков, влияющие на возникновение психосоматических расстройств:
  • нагрузка в школе,
  • семейные проблемы,
  • проблемы со сверстниками,
  • хронические заболевания или инвалидность у родителей,
  • переезды, смена школы, города, страны,
  • психическое расстройство у родителей,
  • сложности с адаптацией.

Распространенность психосоматических жалоб у детей и подростков составляет от 10 до 25%. Соматический симптом и связанные с ним расстройства одинаково распространены среди юношей и девушек, но чаще встречаются среди девочек-подростков, чем мальчиков-подростков.

Симптомы

Важно понимать, что дети с психосоматическими расстройствами не являются симулянтами, они действительно больны, их симптомы реальны. Чаще всего физические симптомы подменяют собой тревогу, страх и агрессию. При психосоматических заболеваниях формируется ситуация, в которой физическая боль и страдание менее опасны, чем ощущение собственной тревоги, страха, чувства беспомощности.

Психосоматические симптомы —  это клинические симптомы, не имеющие основной патологии.  В педиатрической практике наиболее часто встречаются: 

  • боль в животе,
  • энурез,
  • головные боли,
  • боль в груди,
  • усталость,
  • боль в конечностях,
  • боль в спине,
  • затрудненное дыхание,
  • кожные проблемы (сыпь, зуд, экзема).

Признаки, указывающие на вероятность психосоматической основы симптомов

  • симптомы напоминают расстройства нервной системы (паралич конечности, глухота  или слепота, дрожь, напоминающая приступ), 
  • неопределенность, расплывчатость симптомов (усталость, головная боль или тошнота),
  • непоследовательность симптомов,
  • одновременное наличие множественных симптомов,
  • внезапное появление симптомов на фоне хорошего здоровья без видимой причины,
  • ребенок испытывает излишние тревогу и беспокойство по поводу своего симптома, по серьезности не соответствующие ситуации; чрезмерное беспокойство о симптомах,
  • забота о здоровье становится центром внимания жизни ребенка.

Диагностика

  • Органическая этиология (причины) симптомов должна быть исключена.  Проводятся необходимые исследования и тесты.
  • Консультация в области психического здоровья для дальнейших оценки и лечения. Психотерапевты беседуют с детьми и членами семьи, чтобы попытаться определить основные психологические проблемы или проблемные семейные отношения.

Лечение

  • Психотерапия
  • Программа реабилитации
  • Иногда препараты для снятия симптомов (назначает психиатр или невролог)

Психотерапия обычно сочетается с программой реабилитации, целью которой является помочь детям вернуться к нормальной жизни.  Реабилитация может включать физиотерапию, которая имеет следующие преимущества:

  • лечит физические симптомы, такие как снижение подвижности или потеря мышц, вызванные соматическим симптомом или связанным с ним расстройством,
  • это заставляет детей чувствовать, что что-то конкретное делается для их лечения,
  • это позволяет детям активно участвовать в лечении

Психосоматические проблемы у детей: что делать родителям? Советы столичного психолога

Жизнь человека — вереница событий, каждое из которых имеет реакцию и отклик нашей психики и организма в целом. По мере взросления мы проходим через стрессы, конфликты, кризисы, что может спровоцировать психосоматику.

И не нужно думать, что переживать так сильно, чтобы заболеть, могут только взрослые люди. К сожалению, дети страдают не меньше, а зачастую даже больше, чем зрелый человек. В частности, нередкой реакцией на развод родителей бывает энурез у маленьких детей.

Как работает этот механизм, рассказала психолог Московской службы психологической помощи Ольга Катречко.

При чем здесь психолог?

Детская эмоциональность имеет свои особенности: эмоции ребенка кратковременные, но очень бурные.

С одной стороны, такой способ защищает малыша, если ситуация единична, но если она приобретает хронический характер и повторяется изо дня в день, то такие вспышки уже приводят к негативным последствиям.

Организм ребенка не выдерживает постоянного напряжения и дает сбой, который выражается в том или ином заболевании.

Поскольку душа и тело составляют неразрывное единство, психологическое неблагополучие становится причиной телесных недугов. И тогда родитель может услышать от врача, что у ребенка с медицинской точки зрения все в порядке.

Читайте также:  Когда нужно вести ребенка к ЛОРу?

Например, ребенок постоянно жалуется на боли в животе, но обследования — гастроскопия, колоноскопия — показали, что все в норме и вам следует обратиться к психологу.

Родитель может недоумевать: как же так? Ведь болит живот! При чем тут психолог?

В этих случаях приходит на помощь психосоматика, название которой происходит от двух слов: «психе» — душа и «сома» — тело, и изучает она состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения заболевания.

Из истории

Термин был введен в 1818 году немецким ученым И. Гейнротом, который считал причиной различных болезней моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики расширялось и дополнялось другими авторами.

Начало психосоматической медицины — ХХ век. Первая всемирно известная школа психосоматических расстройств — это школа Франца Александера (1891–1964) в Чикагском психоаналитическом институте. В 1950 году в Америке было основано психосоматическое общество.

В школе Александера выделяли семерку психосоматических заболеваний: язва 12-перстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертония, ревматоидный артрит, тиреотоксикоз. К сожалению, на данный момент этот список существенно расширился.

Факторы развития психосоматических расстройств в детском возрасте:

Соматические факторы (особенности детского организма, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию)

  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в первые месяцы беременности, вредные привычки мамы (алкоголь, курение), инфекционные заболевания.
  • Нарушения деятельности нервной системы ребенка (по разным причинам).
  • Стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни.
  • Гормональный дисбаланс.

Социально-психологические факторы

  • Особенности отношений в семье.
  • Нарушение привязанности.
  • Тип семейного воспитания.
  • Индивидуальные черты личности ребенка (повышенная чувствительность, чрезмерно бурная реакция, затруднения в адаптации к новым условиям).
  • Сложности отношений в детском саду и школе.
  • Низкий уровень жизни семьи.
  • Длительное воздействие на ребенка психотравмирующей ситуации.

Что делать?

Для расширения знаний родителей о развитии ребенка в Московской службе психологической помощи населению проводятся многочисленные бесплатные семинары и вебинары.

Психологи проводят бесплатные консультации как очно, так и дистанционно. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного.

Также в круглосуточном режиме можно написать специалисту в психологический чат на сайте: www.msph.ru.

Источник

Психосоматические боли у ребенка

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,757

1 Знаменок О.Н. 1 Чалов В.Н. 1 1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»

1. Коркина, М.В., Лакосина, Н.Д., Личко, А.Е., Сергеев, И.И. Психиатрия. Учебник. 2-е изд., доп., перераб. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 576 с. 2. Аммон, Г. Психосоматическая терапия. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 238 с.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, кожными заболеваниями, язвенными болезнями — все это — психосоматические расстройства.

Неумение своевременно распознать  эту  патологию  часто  приводит  к  тому,  что  истинный диагноз  устанавливается  спустя  многие  годы  после  возникновения  первых  проявлений  болезни.

  Дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства  патологических  состояний,  что требует максимальной диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев утяжеляют проявления основного заболевания.

  • Объект исследования: психосоматические расстройства у детей подросткового возраста.
  • Предмет исследования: основные причины, способствующие развитию психосоматических заболеваний у подростков.
  • Цель: исследовать особенности этиологии и патогенеза психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  • Задачи:
  1. Проанализировать теоретические источники по проблеме развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  2. Осуществить подбор диагностического материала, способствующего достижению поставленной цели.
  3. Произвести эмпирические исследования, направленные на изучение основных причин развития психосоматических расстройств у детей подросткового возраста.
  4. Осуществить анализ и интерпретацию результатов теоретического и эмпирического исследований.

Гипотеза исследования: предполагается, что развитию психосоматических расстройств у детей подросткового возраста способствует ряд определенных факторов: бытовые условия и конфликты в семье; дефекты воспитания; отсутствие дружеских отношений или непринятие в детском коллективе; негативное отношение со стороны учителя; психоэмоциональные перегрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, а также личностные особенности ребенка.

Психосоматические расстройства (от греч.

psyche — душа и soma — тело) — расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, переживанию острой или хронической психологической травмы, а также специфическим особенностям эмоционального реагирования личности [1]. По мнению Ф. Александера, каждый телесный процесс прямо или косвенно подвержен влиянию психологических стимулов, поскольку организм в целом представляет собой единицу, все части которой взаимосвязаны между собой.

Эмоции, вернее, их изменения, особенно в отрицательном плане, ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. С 30-х годов XX века такое положение активно разрабатывалось представителями психосоматической медицины на основе психоаналитического подхода З. Фрейда.

Рассматривая эмоции и их нарушения как этиологический фактор, психоаналитики отражали этот факт в определении психосоматического заболевания.

Подчеркивая то, что психосоматическим можно считать такое заболевание, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние.

Этиологическое значение в развитии заболевания, согласно Ф.

Александеру, может иметь следующие факторы: наследственную предрасположенность; родовые травмы; органические заболевания раннего возраста; особенности воспитания; переживание телесно травмирующего опыта; эмоциональный климат в семье и характерные личностные особенности родителей и сиблингов; недавние телесные повреждения и эмоциональные переживания, связанные с интимными, личными и профессиональными отношениями.

Д.Н.

Исаев подчеркивает большую сложность патогенеза психосоматических расстройств: неспецифическую наследственность и врожденную отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам; нарушения деятельности ЦНС; психическое и физическое состояния во время действия психотравмирующих событий; фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенности психотравмирующих событий, а также личностные особенности.

Многие исследователи пытались выделить базисные характеристики личности психосоматического больного, указывая на инфантилизм, алекситимию, перфекциониз, выученную беспомощность, дефицитарную агрессию [2].

Для эмпирической части исследования были выбраны методы диагностики по методикам: диагностики уровня школьной тревожности Филипса, направленной на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей подросткового возраста; методике «Завершение предложения» (вариант В.Михала), направленной на диаг­ностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к сверстникам, учителям, школе, своим собственным спо­собностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15. Респондентами выступили учащиеся 7 класса в количестве 23 человек.

С помощью методики Б.Н. Филлипса были выявлены основные факторы тревожности. Эмоциональное состояние школьника (в частности негативное) во многом влияет на его психофизиологическое состояние, что в последствие может привести к целому ряду заболеваний.

Результаты исследования показали, что основными причинами, которые могут повлиять на развитие психосоматических расстройств, у детей подросткового возраста являются: общее эмоциональное состояние ребенка в школе; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей; а также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, возможностей (особенно публично).

Методика «Завершение предложения» — проективная методика исследования личности.

Самопонимание ребенка изучалось с помощью предложений, направлен­ных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возмож­ностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу под­росткового возраста.

Интерпретация результатов показала, что наиболее значимыми переживаниями ребенка, в подростковом возрасте являются: непонимание со стороны взрослых (матери, отца); конфликты и недопонимание со сверстниками или, наоборот, отсутствие дружеских отношений; плохое самочувствие; боязнь проверки знаний и конфликты с учителями, переживания по поводу своей привлекательности, боязнь потерять значимую фигуру/близкого родственника, тревога за свое будущее, а также личностные особенности ребенка, которые также могут способствовать развитию психосоматических заболеваний.

Подводя итоги, следует прийти к выводу, что стрессовые состояния, беспокойство, семейные, социальные и школьные проблемы влияют на психофизиологическое состояние подростка, что нередко выражаются в расстройствах сна, приема пищи — такими как нервная анорексия и булимия, развитии депрессии, головных болей, болей в животе, энуреза, снохождения и лунатизма, а также приводит к целому ряду заболеваний, таких как бронхиальная астма, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, язвенные болезни и т.д. Своевременное распознание у ребенка психосоматического расстройства, позволит вовремя разработать методы медицинской и психологической помощи.

Библиографическая ссылка

Знаменок О.Н., Чалов В.Н. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 852-854;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9493 (дата обращения: 24.06.2021). Психосоматические боли у ребенка

Психосоматика у детей. Причины. Рекомендации родителям

Психосоматикой называют связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма. По разным данным, на сегодняшний день от 60 до 80% заболеваний имеют психосоматический характер. То есть нерешённые, «задавленные внутрь» психологические проблемы дают о себе знать посредством телесных проявлений.

Взрослые охотно признают, что «все болезни от нервов», но почему-то только тогда, когда это касается их самих. Если же речь заходит о психосоматических расстройствах у детей, чаще всего родители отказываются это принимать. И напрасно. Многие детские болезни имеют под собой психологические основания.

Читайте также:  Физическое и половое развитие подростка

Дети, возможно, даже больше, чем взрослые подвержены психосоматическим заболеваниям, так как они более чувствительны и эмоциональны. Им сложнее справиться со своими переживаниями и стрессом по причине того, что они просто не знают, как это сделать и не всегда могут описать и сформулировать свои ощущения.

Существует мнение, что психосоматические заболевания могут развиваться уже у новорождённых детей и даже закладываться в пренатальный период развития. На это могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние матери, её образ жизни, отношение к беременности (желанная/нежеланная), предпочтение ребенка определенного пола, отношения с отцом ребенка.

Когда малыш ещё совсем маленький, язык тела – это единственный способ коммуникации между ним и матерью, он «говорит» о том, что его беспокоит, посредством кожных высыпаний, повышения температуры, частых срыгиваний, рвоты и т.п.

Ребёнок постарше, который уже умеет говорить, не всегда может разобраться в своих чувствах, правильно их истолковать и высказать. Его что-то тревожит, но он не понимает этого, переживания находятся на подсознательном уровне.

Подросток часто подавляет свои эмоции и стесняется делиться ими со взрослыми. Поэтому телесные проявления играют роль своеобразного «канала связи» между детьми и родителями.

Частые, плохо поддающиеся медикаментозному лечению заболевания могут выступать так называемым психосоматическим симптомом. В этом случае болезнь – это способ сообщить взрослым о какой-то своей проблеме, потребности.

Какие заболевания и проблемы считаются у детей психосоматическими?

К заболеваниям, имеющим под собой психосоматические причины, относят:

  • острые респираторные заболевания, простуды, герпес;
  • проблемы желудочно-кишечного тракта (боли в желудке, тошнота, рвота, диарея, психологический запор);
  • аллергии, кожные заболевания (нейродермит, экзема, псориаз, атопический дерматит);
  • заболевания носоглотки (ангина, тонзиллит, аденоидит, хронический насморк);
  • хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма;
  • анемия;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • энурез, энкопрез;
  • конъюнктивит.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть выплеснуты или проработаны, их нельзя держать в себе, иначе они никуда не исчезают и остаются «на хранении» в организме. Если же травмирующая, приносящая душевный дискомфорт ситуация повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конце концов находят выход в виде тех или иных физиологических симптомов.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее распространёнными причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • обстановка, психологический климат в семье (напряжённые отношения между родителями, частые ссоры). В таких случаях ребёнок пытается стать «спасателем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «если я буду болеть, мама и папа перестанут ругаться, мы будем все вместе». И часто это работает – родители на время болезни ребёнка объединяются перед общей бедой, откладывают свои ссоры и бросают все силы на лечение ребенка. Но после его выздоровления обстановка в семье становится прежней, малыш снова страдает и, как следствие, заболевает повторно. Замкнутый круг. Дети, страдающие от конфликтов родителей, часто подвержены заболеваниям носоглотки (ангины, тонзиллиты, хронический насморк, отиты);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря близкого человека, домашнего питомца, развод родителей). Ребёнок тяжело переживает подобные события. Ему труднее справиться с горем. Нередко, не понимая, по какой причине оно произошло, малыш подсознательно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, разрастается, давит, ребёнку трудно его побороть, он заболевает физически. У детей процесс горевания происходит не так, как у взрослых. Внешне малыш может быть спокоен и весел, но на уровне его организма и психики происходят изменения, которые «точат» изнутри;
  • рождение ещё одного малыша. Часто ребёнок оказывается не готов к появлению на свет брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что маленькому брату или сестре ЕГО (!) мама нужна больше, чем ему самому, что нужно делить с малышом комнату, игрушки, любовь и внимание родителей, в общем, всё, что до этого принадлежало только ему. Он чувствует себя покинутым, ненужным, отвергнутым и, как правило, не рассказывает о своих переживаниях родителям. Накапливаясь, такие чувства могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит и чрезмерное влияние матери (гиперопека), и, наоборот, недостаток внимания (гипоопека). В первом случае мама чересчур опекает ребёнка, контролирует каждый его шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим расстройствам дыхательной системы (хронический кашель, бронхиты, бронхиальная астма). При гипоопеке матери ребёнок по большей части предоставлен сам себе и все свои проблемы вынужден решать самостоятельно. Но такая ноша непосильна для него. Это может обернуться неполадками в пищеварительной системе (тошнота, рвота, диарея и проч.);
  • трудности с адаптацией в новом коллективе (детском саду, школе), сложности в отношениях с другими детьми. Часто родители жалуются на то, что ребёнок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет, и так постоянно. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Возможно, малыш просто не хочет идти туда, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудам, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, излишняя строгость и завышенные ожидания родителей. Если родители слишком строги, задают чересчур высокую планку поведения, у ребёнка формируется чувство несостоятельности, боязнь не соответствовать ожиданиям взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребёнка, используя в общении с ним реплики типа: «хорошие дети так себя не ведут», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребёнок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к ангинам, хроническому кашлю и насморку. Также такие дети часто страдают от заикания, логоневроза, которые сопровождаются судорогами артикуляционного аппарата, возникающими от чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждает и практика нашего Центра.

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Их великое множество. Развиваются и протекают они у каждого ребёнка по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чувствительности, способности преодолевать трудности.

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование.

Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике).

Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное).

Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи.

Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Нужна помощь детского психолога? Запишитесь на прием по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы вам обязательно перезвоним!

Любви и гармонии вашей семье!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *