Болезни детей школьного возраста

         Школьно-обусловленные заболевания – это отклонения в здоровье детей, возрастом от 7 до 17 лет, спровоцированные образовательной перегрузкой, нарушением условий учебного процесса, режима питания и стресса. Самыми распространенными болезням учеников являются близорукость, искривление позвоночника, гастрит и невроз.

 Организм детей еще развивается, поэтому болезни прогрессируют быстрее, чем у взрослого человека. И при первом же их проявлении ребенка следует показать врачу. С каждым годом детей со школьными недугами становится все больше и больше.

Поэтому врачи настоятельно рекомендуют родителям более серьезно относиться к здоровью своих детей – каждый год проходить медосмотр в целях профилактики.

      Нагрузка на спину у ученика гораздо больше, чем должна быть. Поэтому врачи рекомендуют регулярно выполнять любые физические упражнения. Даже ежедневная зарядка поможет предотвратить болезни спины и укрепить организм в целом.

Болезни детей школьного возраста

  Медицинские осмотры школьников наглядно демонстрируют широкую распространенность сколиоза, причиной которого является длительное сидение за партой в неправильной позе. Пока изменения незначительные, они мало заметны, но при прогрессировании сколиоза возникают сильные боли в спине, ограничения при движениях, а иногда и необходимость хирургической коррекции.

Лечение болезней опорно-двигательного аппарата требует много времени, сил и обходится недешево. Гораздо проще регулярно проводить мероприятия по предупреждению аномального развития, в том числе искривления, позвоночника и костей таза.

В первую очередь профилактика включает в себя правильную позу с прямой спиной во время письма и чтения, причем следить за позой необходимо не только в школе, но и дома в процессе выполнения домашних заданий, во время еды и прочих дел, которыми принято заниматься сидя. Важным фактором здоровья в данном случае является соответствие габаритов мебели росту ребенка.

Сохранить и укрепить общее здоровье и состояние костно-мышечной системы ребенка помогают активные физические упражнения и подвижные игры.

      8 из 10 детей имеют проблемы со спиной, а именно – искривление позвоночника. Виной такой статистики являются неправильная посадка за партой и очень тяжелые портфели, из-за которых мышцы спины сильно устают.

     Существуют стандарты, которые определяют максимальный вес ранца учеников разных классов. Так для школьников 1–3 классов рюкзак должен весить не больше 2 кг, для 4–5 классов – не более 2,5 кг, для 6–7 классов – до 3,5 кг и для старшеклассников – не больше 4,5 кг. Но на практике, среднестатистический шестиклассник носит 4–5 кг, вместо максимальных 3,5 кг.

Другая не менее распространенная школьная болезнь – близорукость. Уже в младших классах дети страдают на упадок зрения. По словам врачей-офтальмологов, каждому 5–6 ученику выписывают очки.

Есть несколько причин такого резкого ухудшения зрения.

       В первую очередь, это перегрузка в школе. Дети много читают и пишут, их глаза постоянно напряжены. Да и дома еще ждет домашнее задание, на которое уходит не 2–3 часа, как должно быть, а все 4–5. У ребенка даже не остается времени на отдых, который ему необходим.

        Еще одним фактором является освещение. Как правило, в школах оно плохое, особенно в непогоду. В идеале, свет должен быть естественным и падать слева. Но не все ученики могут сидеть возле окна. Тогда рекомендуют включать люминесцентные лампы. Но из-за недостатка финансов не все школы могут себе это позволить.

      Чтение и письмо при слабом освещении вызывают дополнительное напряжение глазных мышц и являются факторами, провоцирующими снижение зрения.

      К таким же результатам приводит чтение в положении лежа. Сохранить зрение помогает гимнастика, направленная на укрепление мышц, управляющих движениями глазных яблок.

Для поддержания их тонуса достаточно регулярно выполнять активные движениями глазами из стороны в сторону, вверх и вниз, вращение в разных направлениях.

Тренировки для хрусталика заключаются в попеременной фокусировке взгляда то на близко расположенном предмете, то на отдаленном.

Есть несколько упражнений для профилактики, которые нужно выполнять несколько раз в день

• Жмурки. Сильно зажмурьте глаза, посчитайте до трех и откройте. Повторите 5-6 раз.

• Круги. Закройте глаза и сделайте круговые движения. Сначала по часовой стрелке, потом против часовой. Сделайте по 5-6 кругов.

• Стрелки. Сделайте движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали. Затем закройте глаза и повторите. В каждую сторону следует сделать по 3-4 раза.

Болезни детей школьного возраста

Расстояние между глазами и книгой (тетрадью, монитором) составляло не менее 30 см.

3.Кроме ухудшения зрения, дети подвержены еще и болезнями желудочно-кишечного тракта (далее ЖКТ).

Статистика гласит, что около 45% учеников имеют проблемы с ЖКТ, особенно гастритом (воспаление слизистой оболочки желудка).Болезни ЖКТ возникают из-за нарушения режима питания.

Дети настолько заняты, что времени полноценно поесть у них нет. Вредные перекусы на ходу еще более усугубляют ситуацию.

Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежее приготовленной пищей. Категорически не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, а тем более употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.. Ребенку необходимо рациональное питание. Это не только поможет избежать болезней ЖКТ, но и повысит иммунитет.

Болезни детей школьного возраста

    4.Почти у 70% школьников явные или скрытые неврозы (психическое расстройство), которым характерны тревога, неспокойное состояние, плохой сон, резкие перепады настроения. Такое состояние вызывают нагрузки, несоответствующие академическим требованиям.

Чтобы уберечь ребенка от неврозов, в первую очередь, необходимо войти в его положение и не терроризировать уборкой, мытьем посуды и т.д. Он и так пытается со всем справиться, но для этого ему нужно время.

Обеспечь приятную и спокойную атмосферу, в которой ученик смог бы почувствовать себя в безопасности и забыть про все невзгоды.

      Переутомление приводит к развитию вегетативных дисфункций, для предупреждения которых необходимо четкое соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и подвижный образ жизни.

Для того чтобы утром не спешить и не подгонять себя и ребенка, все приготовления необходимо совершать вечером, чтобы утром иметь возможность спокойно собраться и накормить малыша завтраком.

Следует интересоваться успехами первоклассника с самого его первого школьного дня, стараться адекватно оценивать его успехи, то есть акцентировать больше внимания не на результат, а на затраченные усилия. Если малыш старается, он заслуживает особой похвалы, если ленится, нужно подбодрить и воодушевить, а не ругать или наказывать.

В течение первого школьного месяца желательно отказаться от просмотра с ребенком всех телевизионных передач. В крайнем случае, компромиссом сможет стать аудиосказка, которая, кстати, приучает воспринимать информацию на слух, тем самым облегчая процесс обучения в школе. И не забывать гулять с малышом, играть с ним, ведь он еще так мал.

         Попытайся поговорить с ним, предложите помощь. Детям это важно, хотя и не говорят об этом.

  • Чтобы школьник был здоровым, ему следует:
  • – правильно питаться;
  • – заниматься спортом;
  • – делать профилактику наиболее распространенных болезней
  • – обеспечивать спокойную атмосферу.

Болезни детей школьного возраста

Школьные болезни. Что это? Какая нужна профилактика?

Установите мобильное приложение Аптеки Столички

Болезни детей школьного возраста Болезни детей школьного возраста

Ваш город Москва?

  • Главная
  • Читай
  • Статьи
  • Школьные болезни. Что это? Какая нужна профилактика?

К школьным болезням относят группу отклонений в состоянии здоровья детей в возрасте 7(6) – 17 (18) лет.

Болезни детей школьного возраста

Отклонения провоцируются чрезмерными нагрузками при учебном процессе (физическими и/психоэмоциональными, а также регулярными и эпизодическими стрессами) и могут проявлять себя:

  • нарушениями зрения (близорукость);
  • болезнями органов пищеварения;
  • искривлением позвоночника;
  • неврозами и пр.

Организм ребенка продолжает развиваться на протяжении всего времени пребывания в школе. Дети больше подвержены разным патологиям, прогрессирующим у них быстрее/стремительнее, чем у взрослых людей.

Учитывая, что наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа школьных болезней (независимо от регионов проживания и социального статуса школьника), следует серьезно относиться к состоянию здоровья детей и внимательно следить за их настроением.

В целях профилактики болезней родители обязаны показывать своего ребенка профильным специалистам, проходить назначенные обследования и строго выполнять предписания врачей:

  1. Для уменьшения нагрузки на спину необходимо обеспечить ребенку оптимальное место (стол, парту) для выполнения домашнего задания. А для предотвращения развития проблем со зрением нужно хорошее освещение.
  2. В игровой форме необходимо мотивировать ребенка для выполнения им специальных физических упражнений/комплексов для спины и укрепления организма в целом.
  3. Обеспечить ребенку достаточное время пребывания на воздухе, а также отдых и сон.
  4. Чрезмерно не перегружать детей дополнительными занятиями, посещением кружков и пр.

Внимание! Сколиоз представляет серьезную проблему для школьников. Неправильная поза за партой в течение длительного времени приводит к сильным болям в спине, ограничению движения, головным болям, головокружению, ухудшению памяти и концентрации внимания. Запущенные состояния требуют хирургической коррекции.

Любые болезни легче предотвращаются, чем лечатся. Профилактика – важная составляющая комплексной программы, направленной на сохранение здоровья школьников. Кроме того, следует позаботиться о приеме качественных препаратов для лечения и профилактики разнообразных болезней. Лекарства и витамины по доступным ценам можно купить в сети аптек Столички.

Этот блог не предназначен для обеспечения диагностики, лечения и медицинских советов. Информация на этом блоке предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйстесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Информация на этом блоге не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом.

Звонок онлайн

Школьные болезни, профилактика заболеваний у школьников

Высокая нагрузка школьников приводит к малоподвижному образу жизни, нарушению осанки, снижению зрения, стрессам и другим проблемам со здоровьем. Профилактика заболеваний школьников разного возраста позволит детям не приобрести целый букет болезней.

Какие существуют «школьные» болезни и как проводить профилактику возникновения заболеваний у детей школьного возраста?

Зрение

Проблемы со зрением (близорукость, амблиопия, дальнозоркость, астигматизм) появляются из-за сильной нагрузки в школе, длительного времяпровождения за компьютером или телевизором. Если ребенок жалуется на боль в глазах или начал щуриться, необходимо срочно отправиться на прием к детскому офтальмологу.

Болезни детей школьного возраста

Профилактика нарушений зрения у школьников:

  • большое влияние на здоровье глаз оказывает правильное питание, поэтому продукты должны быть богаты витамином А, а также такими микроэлементами, как медь, цинк, хром и магний;
  • во время занятий днем свет из окна должен падать с левой стороны на стол, а вечером обязательно нужно использовать лампу;
  • во время выполнения заданий между глазами и книгой расстояние должно составлять не менее 40 см;
  • после уроков ребенок должен отдохнуть, чтобы глаза получили разгрузку.

Профилактика близорукости у школьников заключается в гимнастике для глаз:

  • нужно крепко закрыть глаза примерно на 3 секунды, после чего широко их раскрыть. Повторить 7 раз;
  • расслабить глаза помогает упражнение, если начать быстро моргать в течение минуты, а потом сделать перерыв и опять повторить;
  • следует вытянуть руки вперед и медленно приближать палец к носу, не отводя от него глаз.

Гастрит

Из-за большой загруженности в школе дети часто перестают питаться полноценно, что грозит развитием гастрита.

Болезни детей школьного возраста

Профилактика хронических заболеваний органов пищеварения у школьников, в том числе и гастрита, заключается в исключении еды всухомятку и обеспечении регулярного приема пищи. Нужно следить за тем, чтобы ребенок обязательно ежедневно завтракал и обедал.

Осанка

Искривление позвоночника в первые годы можно не заметить по той причине, что это происходит постепенно. Поэтому профилактика сколиоза у школьников должна стартовать буквально с 1 сентября 1 класса.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка до 1 года

Профилактика нарушения осанки для школьников состоит из физических упражнений: ребенка можно отдать на футбол, плавание или танцы. Можно приучить его ежедневно делать зарядку. Также стоит обращать внимание, что когда школьник сидит за столом, его ноги, локти и спина должны иметь крепкую опору, а при ходьбе голова должна быть приподнятой, а спина прямой.

Педикулез

Школьная болезнь педикулез (вши) из-за недосмотра родителей и школьной медсестры может от одного школьника распространиться на весь класс. Основной причиной распространения в школе вшей является отсутствие индивидуальных мест хранения вещей.

Чтобы снизить вероятность распространения педикулеза в школе, ребенка нужно научить правильно вешать одежду: пальто или куртку нужно вывернуть наизнанку, после чего вешать ее на крючок вешалки. Дело в том, что вши с трудом передвигаются по гладким поверхностям, поэтому риск их распространения снижается.

Болезни детей школьного возраста

К тому же ребенка нужно как можно чаще осматривать и при подозрительных симптомах сразу же обращаться к врачу.

Детские инфекции (ветрянка, свинка, краснуха)

Детские инфекции (ветрянка, свинка, краснуха) опасны тем, что если заболел один ребенок – заболеет весь класс. После болезни развивается стойкий иммунитет, поэтому разработаны вакцины, позволяющие сформировать иммунологическую память, которая обуславливает невосприимчивость к возбудителям данных инфекций. 

Разработаны вакцины от краснухи, кори и эпидемического паротита, а проводят вакцинацию однократно в возрасте 12 месяцев. 

Вирусные инфекции (ОРВИ, грипп)

Вирусные инфекции (ОРВИ, грипп) опасны тем, что в большом коллективе инфекция быстро распространяется.

Профилактика ОРВИ школьника, а также гриппа заключается в таких правилах:

  • в период вирусных эпидемий желательно исключить нахождение ребенка в местах большого скопления людей;
  • заболевших детей нужно изолировать от сверстников;
  • следить за тем, чтобы ребенок выполнял правила индивидуальной гигиены;
  • дома и в школе необходимо как можно чаще проветривать помещения, проводить влажную уборку и дезинфекцию поверхностей.

Справка DOC.UA: Записаться на прием к педиатру можно здесь.

Самые распространенные инфекции у школьников

Начало школьного года приносит в жизнь ребенка много нового – новых учителей, новых друзей, новые впечатления… и новые инфекции. Простудными и другими инфекционными заболеваниями заразиться легче всего там, где много детей, плотно контактирующих между собой. И в первую очередь — в школе.

Как сохранить здоровье ребенка? Какие инфекции наиболее распространены у детей школьного возраста? Об этом мы беседуем с Главным специалистом по детским инфекционным болезням Департамента здравоохранения города Москвы, заведующей кафедрой инфекционных болезней у детей РНИМУ им. Н.И.

Пирогова, доктором медицинских наук, профессором Ольгой Васильевной Шамшевой.

— Скоро начнется сезон подъема заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), которые часто встречаются не только среди детей, но и взрослых. Бороться с такими заболеваниями нужно с помощью вакцинопрофилактики. Грипп протекает особенно тяжело и может вызвать серьезные осложнения.

Самая первая вакцина вводится детям еще в младенческом возрасте, начиная с 6 месяцев жизни. С 2006 года вакцинация против гриппа включена в Национальный календарь профилактических прививок РФ.

Ежегодно должны прививаться дошкольники, учащиеся 1-11 классов, студенты, а также взрослые — работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы, люди старше 60 лет. Не так давно наблюдалась пандемия свиного или калифорнийского гриппа. Когда он прошел, казалось, что опасности уже никакой нет. Однако это не так.

Вирус гриппа опасен тем, что он мутирует, кроме того иммунитет после прививки не долговечен – максимум 12 месяцев. Поэтому делать прививки против такого коварного недуга надо каждый год.

Вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний включает в себя плановую иммунизацию и иммунизацию по эпидемическим показаниям.

По Национальному календарю профилактических прививок РФ обязательна иммунизация против 11 заболеваний, например, таких, как корь, туберкулез, столбняк, вирусный гепатит В и других.

Московский календарь профилактических прививок более расширенный, туда входит 15 заболеваний. Например, для девочек 12-13 лет обязательна вакцинация против вируса папилломы человека, который вызывает рак шейки матки.

— А насколько актуальна вакцинация против ветряной оспы? К сожалению, многие из нас считают это заболевание безобидным. Так ли это?

— Прививки от ветрянки очень актуальны. Ветряная оспа является одной из самых заразных и распространенных инфекций в мире, которая передается воздушно – капельным путем. Восприимчивость к вирусу у человека чрезвычайно высока: из 100 контактировавших с больным заболевают практически все.

Ветряная оспа относится к «детским инфекциям», поскольку в странах с умеренным климатом большинство случаев наблюдается у детей в возрасте до 10 лет. Ежегодно в России регистрируется не менее 500 000 случаев заболевания ветряной оспой.

Хотя она считается доброкачественной «детской инфекцией», течение заболевания иногда осложняется пневмонией или энцефалитом.

С 2009 года вакцинация против ветряной оспы включена в Региональный календарь профилактических прививок города Москвы. Среди детей дошкольного возраста проводится вакцинация против кори. Еще недавно в нашей стране кори практически не было, что было достигнуто благодаря обязательным прививкам в 1 год и в 6 лет.

Однако в 2011 году заболеваемость корью в Москве выросла в 10 раз, среди детей до 17 лет было зарегистрировано 44 случая кори, в то время как в 2010 году — всего 3. Как оказалось, большинство из них не были привиты против кори.

Наиболее частой причиной непривитости среди детей оказался отказ родителей прививать ребенка.

Необходимо помнить, что, несмотря на то, что корь считается «детской инфекцией», она может протекать по-разному, в том числе с осложнениями в виде энцефалита и менингоэнцефалита. До начала массовой вакцинации корь считалась очень тяжелым заболеванием, нередко с летальным исходом, недаром ее называли «детской чумой».

Среди «детских инфекций» особое место занимает коклюш — инфекционное заболевание дыхательных путей, которое вызывается специфическими бактериями.

Несмотря на то, что мы начинаем вакцинировать детей уже в раннем возрасте – с 3 месяцев жизни, коклюш особенно распространен среди школьников, что связано с кратковременностью поствакцинального иммунитета.

Когда ребенок долго кашляет, врач часто думает, что это обычная респираторная инфекция, а на самом деле все гораздо сложнее. В этом случае важна правильная диагностика заболевания на ранних сроках. Основным методом лабораторного подтверждения диагноза является выделение возбудителя коклюша.

— Могут ли инфекции обостряться и зависит ли это от времени года?

— Да, могут. Так, в холодное время года (осень, зима) распространены острые респираторные инфекции — грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция и др. Летом чаще наблюдаются кишечные инфекции: шигеллез, сальмонеллез. Все это «болезни немытых рук». Особое место занимает гепатит А.

Его вспышки, к сожалению, наблюдаются довольно часто, несмотря на то, что есть вакцины, как отечественные, так и зарубежные. По Московскому календарю профилактических прививок вакцинация против гепатита А проводится детям в возрасте 2 лет.

После 2-х кратной вакцинации вырабатывается иммунитет на 10-15 лет.

Чтобы не заболеть гепатитом А, нужно соблюдать несложные правила: мыть руки перед едой, употреблять в пищу хорошо промытые фрукты, пить воду из пластиковых бутылок, купленных в магазине, или кипяченую воду.

Плохо вымытая посуда, детские игрушки, овощи, фрукты, а также термически необработанные продукты питания могут стать источником заражения.

И все-же главный способ противостоять гепатиту А – это своевременная вакцинация.

Еще одно опасное инфекционное заболевание — сальмонеллез. Основной путь заражения — пищевой, факторами передачи инфекции могут быть различные продукты — мясо, рыба, яйца… Здесь также необходимо соблюдать основные правила гигиены, а также не есть сырые яйца, не пить сырое (некипяченое) молоко.

— Сегодня в обществе отношение к прививкам настороженное. Дескать, вредят прививки, вызывают осложнения…

— Неправильный подход, весь мир идет по пути вакцинопрофилактики. Это самое действенное оружие против инфекционного заболевания, и не только. Так, вакцина против гепатита В защищает от рака печени, вакцина против вируса папилломы человека – от рака шейки матки.

Проводимая нами в течение 10 последних лет вакцинация против гепатита В всех новорожденных детей привела к тому, что сейчас дети практически не болеют гепатитом B. Также благодаря массовой вакцинации практически не встречаются дифтерия, столбняк, полиомиелит.

В настоящее время уже мало кто помнит о том, как тяжело протекают эти заболевания. Разве что у наших классиков мы можем найти описание, например, течения дифтерии у ребенка. С другой стороны в СМИ постоянно поднимаются вопросы вреде вакцинации и ее осложнениях. Однако здесь надо отграничивать эти два понятия.

Поствакцинальные осложнения крайне редки, современные вакцины являются высокоочищенными препаратами и абсолютно безвредными. В то же время, как на любое лекарство могут наблюдаться реакции, например, покраснение на коже, болезненные ощущения в месте инъекций. Может подняться небольшая температура.

Замечу также, что как отечественные, так и зарубежные вакцины по своему качеству одинаковые, все они проходят контроль и являются высоко иммуногенными.

— Какие меры предосторожности необходимо предпринять, чтобы обезопасить ребенка от инфекции?

— Конечно, мы можем всех детей с инфекционными заболеваниями положить в больницы, у нас коек достаточно, но есть ли в этом смысл? Главный принцип лечения инфекционного больного – его изоляция. В этом случае необходимо каждому ребенку, например, с ОРВИ предоставить отдельный бокс, а это практически невозможно.

Ежегодно в мире и России, в том числе регистрируются миллионы случаев ОРВИ. Для лечения детей с легким и средне-тяжелым течением ОРВИ существует амбулаторно-поликлиническая помощь, когда участковый врач посещает ребенка на дому и назначает ему лечение, например, противовирусную терапию.

Здесь конечно встает вопрос о квалифицированности участкового педиатра.

В заключение я хочу отметить, что борьба с детскими инфекциями это не только задача врача, но и родителей в том числе. Мамы и папы должны понимать, что от их правильного решения во многом зависит здоровье ребенка. Отказываясь от вакцинации, они подвергают своего ребенка повышенному риску инфицирования, хотя сами они в детстве, как правило, получили все прививки по календарю.

Количество инфекций, против которых существуют вакцины, постоянно растет. На сегодняшний день около 40 заболеваний можно предупредить с помощью прививок. От любой инфекции, против которой существует вакцина, российское здравоохранение в состоянии защитить наших детей.

Олеся Толмачева

6 сентября 2012 года 6221

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская поликлиника №1города Новороссийска министерства здравоохранения Краснодарского края

Опубликовано: 01.09.2020 13:21

Основной перечень приобретенных школьных болезней таков: снижение зрения, искривление позвоночника и гастриты. Сегодня, по мнению специалистов, практически каждый выпускник школы имеет 2-3 заболевания функционального характера или хроническое, и лишь 10 % детей оканчивают школу здоровыми.

Высокая учебная нагрузка зачастую ведет к малоподвижному образу жизни, снижению зрения, нарушению осанки, стрессам.Помимо этих недугов в процессе обучения могут возникнуть и другие болезни, не связанные с простудой и инфекцией, а именно приобретённые в процессе обучения. Это и малокровие, и ослабление мышечной ткани, депрессия, раздражительность и т.д.

Но самыми распространёнными, согласна статистики, являются следующие:

Спасаем «зеркала души»

Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада.

Важным инструментом защиты является профилактика. Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз.

Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться.

Читайте также:  Влияют ли перенесенные операции на беременность и роды

Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше – не более 20 минут!

Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течении 15 минут.

Если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера – длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора) профилактика. Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Естественно перерывы в занятиях должны исключать использование смартфонов (сидение в социальных сетях, игры, интернет-серфинг и др.). Особенно большую нагрузку на глаза создает чтение со смартфона в транспорте. Экран смартфона дает еще большую нагрузку на глаза, чем монитор компьютера, поэтому родители должны дозировать увлеченность детей современными гаджетами.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры. Помните, что раннее выявление болезней влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:

  1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
  2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
  3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а также витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

Следим за осанкой

Осанка – это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку еще в детстве.

Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу.

Как же сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Прежде всего, «груз знаний» должен быть небольшим. Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Каждый, кто хотя бы раз пытался поднять портфель школьника с несколькими учебниками, подтвердит – это нешуточное испытание для детского позвоночника. А если носить такой вес в одной руке, да еще и в младшей школе, искривление позвоночника практически гарантировано.

Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес его не должен превышать 10% от массы тела ученика. У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку ребенка. Однако «твердая» не означает «жесткая»! Место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой.

Проверьте рабочее место сына или дочери! Как ни крути, а большую часть школьного времени ваш ребенок будет сидеть за партой. Потому ее следует внимательно осмотреть во время визита в школу. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: посадите ребенка на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу.

Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка – локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см.

Ребенок не должен опираться грудью о край стола – между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны.

Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.

При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.

Еще одна причина плохой осанки – освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже, «писать носом». Во время родительских собраний нелишним будет проверить, работают ли все лампы и светильники в классе.

 В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть экологически чистым. Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу.

Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура – если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник.

Нельзя забывать о том, что отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.

Гастрит как он есть

Третьим по распространенности школьным заболеванием является гастрит. В современной медицине термин «гастрит» объединяет большую группу острых и хронических заболеваний желудка, общим признаком которых служит воспаление его слизистой оболочки.

Выделяют острый и хронический гастрит.

Острый гастрит чаще всего развивается при воздействии на слизистую агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, ядов), некоторых лекарственных препаратов, недоброкачественных и зараженных болезнетворными микробами (стафилококк, кишечная палочка, клебсиеллы, иерсении и др.) продуктов питания, а также длительных стрессов. При правильном лечении острый гастрит обычно заканчивается полным выздоровлением.

Хронический гастрит, как и другие школьные болезни, характеризуется очень длительным течением. Многие люди без проведения адекватного лечения страдают им на протяжении практически всей жизни.

На фоне постоянно существующего воспаления у значительной части пациентов постепенно гибнут железы желудка производящие желудочный сок.

В этом случае говорят об атрофии слизистой оболочки, такой гастрит называют атрофическим.

Какова же причина гастрита у школьников? Кроме упомянутых выше причин, возникновением данного заболевания может послужить постоянное нарушение режима питания, отказ от полноценного завтрака, еда, как говорят в народе «на сухомятку». Нужно приучать ребенка к полноценному горячему обеду и полностью исключать фаст фуд и различные снэки.

В последнее время врачи всё больше стали говорить, что стрессовое состояние школьника тоже может привести к гастриту. Имеется в виду постоянное переживание, например, на уроке математики в силу трудности этой дисциплины, страх перед экзаменом и т.д.

Конечно, при возникновении любого из недугов следует обратиться за помощью к врачам. Но любое заболевание, как известно, легче предупредить, чем лечить — школьные болезни профилактика.

Поэтому самый надёжный способ вырастить своё чадо физически здоровым это соблюдение режима дня, полноценное питание, спортивные занятия, общение с природой на вольном воздухе, доверительное отношение между родителями и детьми.

ГБУЗ «Центр общественного здоровья  и медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.

Заболевания детей дошкольного и младшего школьного возрастов

В этом возрасте первой линией защиты от инфекций по-прежнему остается иммунизация ребенка по графику.

Вакцинация — самый эффективный, безопасный и доступный способ профилактики тяжелых и потенциально жизнеугрожающих инфекционных заболеваний.

Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети 6 лет должны ревакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита, дети 6–7 лет получить вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка.

Желательно провести дополнительную вакцинацию ребенка сверх национального календаря, проверить его прививочную карту и, если ему не делали прививки от ротавирусной инфекции, менингококковой инфекции, ветряной оспы, гепатита A, клещевой инфекции (путешествующим в эндемичные регионы или страны), сделать их.

Оптимальный набор профилактических прививок: московский календарь, календари европейских стран и США.

Если вам сложно разобраться в том, какие прививки необходимы ребенку по возрасту, как дополнительно его защитить, запишитесь на консультацию к любому педиатру Рассвета. Наши врачи составят индивидуальную схему вакцинации ребенка и вакцинируют его в соответствии с возрастом и всеми требованиями.

Родителям, часто путешествующим с детьми в регионы России и за границу, полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г.

Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США).

Знать, какие требования к вакцинации путешествующих предъявляет принимающая страна, оформить надежную страховку для себя и ребенка.

В экстренном случае, если получить медицинскую помощь на месте невозможно, проконсультироваться с врачом дистанционно.

В стране пребывания важно соблюдать правила личной гигиены, чтобы избежать распространенного заболевания туристов — диареи путешественников: мыть руки с мылом, питаться в проверенных местах, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными. Чтобы защитить ребенка (и себя) от укусов насекомых, необходимо использовать репелленты, на прогулках в лесу носить одежду, полностью закрывающую руки и ноги.

Заболевания и состояния, характерные не только для детей раннего возраста, но и для детей, которые уже ходят в детский сад и посещают начальную школу. О механизмах их распространения, диагностике и подходах к лечению мы подробно писали в этой статье.

Аллергия — это сверхчувствительность иммунной системы к некоторым веществам (аллергенам), выражающаяся в воспалительном ответе даже на их минимальное воздействие.

Аллергию могут вызывать пыльца растений, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей, укусы насекомых, продукты питания (арахис, яйца, коровье молоко, соя, пшеница и др.), споры плесневых и дрожжевых грибов, некоторые лекарства.

Симптомы аллергии могут варьироваться от раздражающих и снижающих качество жизни (заложенность носа, многократное чихание, слезотечение, зуд и покраснение глаз, осиплость голоса, продолжительный и настойчивый сухой кашель, крапивница) до жизнеугрожающих (затруднение дыхания, потеря сознания, отек лица и шеи, анафилактические реакции).

Некоторые аллергии носят сезонный характер (аллергия на пыльцу растений), другие не зависят от времени года и могут проявиться в любой момент, при контакте с аллергеном (аллергия на продукты питания, пылевых клещей, плесень).

Аллергия часто носит наследственный характер и может передаваться от родителя ребенку. Однако если у одного из родителей или ребенка в семье есть аллергия, это не означает, что у других детей она обязательно разовьется. С другой стороны, у некоторых детей аллергия возникает спонтанно, даже если у родственников нет этого заболевания. Иногда у детей возникает т. н.

перекрестная аллергия, например, у ребенка, имеющего аллергию на пыльцу березы, может возникнуть аллергическая реакция на яблоки, морковь, киви, сельдерей, вишню, персик, грушу, лесной орех, картофель, поскольку они содержат белки, структурно схожие с белками пыльцы деревьев.

Читайте также:  Пищевая аллергия у детей: симптомы и профилактика

У людей с аллергией на латекс могут проявиться симптомы аллергии на киви, авокадо, бананы и каштаны.

Аллергический ринит (поллиноз, сенная лихорадка) является самой распространенной аллергической реакцией у детей старше 4 лет. Обычно симптомы аллергического ринита включают заложенность носа, насморк, зуд в носу, чихание, слезотечение, отеки и покраснение глаз.

Отсутствие симптоматического лечения часто приводит к дыханию через рот (особенно во время сна), что может негативно влиять на рост зубов и развитие зубочелюстной системы; провоцировать ушные инфекции и снижение слуха, которое, в свою очередь, может влиять на развитие речи.

Поэтому очень важно, заметив у ребенка первые симптомы аллергии, записаться на прием к детскому аллергологу, пройти всю необходимую диагностику (анализы крови — ImmunoCAP — на специфические иммуноглобулины E к пыльце деревьев, споры плесени и др.

, реже — кожные пробы) и получить оптимальную схему лечения.

Лечение аллергического ринита направлено на устранение симптомов и профилактику аллергических приступов.

Для уменьшения симптомов врач рекомендует по возможности избегать контакта с аллергеном: во время сезона пыления деревьев и трав не гулять в лесу или парках, держать окна закрытыми, пользоваться противоаллергенными очистителями воздуха, делать ежедневную влажную уборку, не открывать окна в машине, придя домой с улицы, принимать душ, исключить из рациона продукты, на которые существует перекрестная аллергия; придерживаться гипоаллергенной диеты. Также врач назначает антигистаминные препараты; в некоторых случаях (при возникновении астмы из-за хронического воспаления бронхов, вызванного аллергией) дополнительно назначает стабилизаторы мембран тучных клеток, антагонисты лейкотриеновых рецепторов, стероидные глазные капли, носовые спреи, кремы и мази, снимающие воспаление и отек, ингаляционные глюкокортикостероиды.

Также врач может назначить аллерген-специфическую иммунотерапию (АСИТ), которая на сегодняшний день является единственным методом лечения аллергии с длительным эффектом.

Она заключается в последовательном введении в организм малых доз аллергенов, с постепенным их увеличением (препараты в виде капель под язык или уколов). Заключающая фаза лечения — поддерживающая, здесь одна и та же доза аллергена вводится в течение 3 лет.

После нее у пациента возникает длительная ремиссия, т. е. невосприимчивость к аллергену.

При условии начала применения АСИТ на ранних стадиях развития аллергического ринита и приверженности лечению (соблюдение всех рекомендаций врача) с помощью этого метода можно добиться уменьшения и даже полного прекращения проявления симптомов аллергии, избежать последующих сенсибилизаций, снизить вероятность развития астмы.

Астма входит в число наиболее распространенных детских заболеваний. Причины ее возникновения окончательно не установлены, но считается, что большую роль играет наследственность (астма у одного или нескольких членов семьи) и факторы внешней среды (пассивное курение, загрязнение воздуха).

Астма может быть аллергической — развиваться вследствие воздействия таких аллергенов, как пыльца, пыль, шерсть и эпидермис домашних животных — и неаллергической, связанной с перенесенным инфекционным или другим заболеванием, неблагоприятным воздействием окружающей среды, приемом определенных лекарственных препаратов.

К триггерам астмы относятся пыльца травы и деревьев, перхоть домашних животных, продукты жизнедеятельности домашних пылевых клещей и тараканов, табачный дым, пары химических веществ, погодные условия (холодный воздух, повышенная влажность, сухость воздуха), некоторые лекарства, стресс, вирусные респираторные инфекции (в том числе грипп), рефлюкс (в некоторых случаях, когда желудочная кислота попадает в пищевод).

Симптомы астмы: кашель (особенно ночью, при физических нагрузках, во время смеха), затрудненное дыхание, свистящее дыхание и хрипы (особенно при выдыхании воздуха), учащенное дыхание, затруднение глотания, тяжесть в груди, «частые простуды».

Симптомы детской астмы могут варьироваться — от затяжного (длящегося несколько недель или месяцев) кашля до очень сильных приступов затруднения дыхания. У большинства детей, предрасположенных к астме, первые симптомы проявляются в возрасте до 5 лет. Их можно перепутать с симптомами простуды, бронхита, но ухудшение заметно при контакте с триггером.

Своевременное обнаружение астмы у ребенка зависит не только от внимательности родителей, но и от их знания семейной истории аллергии и астмы и информированности педиатра. На приеме у врача родители должны обязательно сообщить о таких заболеваниях у них самих или других членов семьи.

Диагностика астмы обычно включает физикальный осмотр и исследование функции внешнего дыхания (спирометрию). Однако оценить функциональное состояние легких и измерить объем и скорость воздушного потока (вдыхаемого и выдыхаемого воздуха) с помощью этого метода у детей дошкольного и младшего школьного возраста сложно.

Они еще не умеют четко выполнять инструкции врача функциональной диагностики (например, делать резкий выдох), поэтому при диагностике астмы у детей до 9 лет врачам часто приходится полагаться на косвенные критерии: сбор анамнеза, анализы крови, кожные пробы или подтверждать диагноз пробной терапией ингаляционными стероидами (четкое улучшение свидетельствует о наличии астмы).

Лечение астмы у детей зависит от тяжести заболевания и частоты проявляющихся симптомов. Лекарства, воздействующего на причину астмы не существует, но есть множество препаратов (быстрого и пролонгированного действия), облегчающих ее течение и устраняющих симптомы, они безопасны и эффективны.

Например, бронходилататоры (бета2-агонисты или антихолинергические средства) — ингаляционные препараты короткого действия, которые используются непосредственно для снятия приступа астмы, при обострении симптомов.

Препараты длительного действия (пероральные или ингаляционные кортикостероиды, модификаторы лейкотриенов, ингаляционные бета2-бронходилататоры длительного действия) направлены на предотвращение симптомов, уменьшают воспаление в дыхательных путях и требуют ежедневного использования, даже если ребенок чувствует себя хорошо.

Некоторым детям показаны только лекарства быстрого действия, некоторым необходимы препараты и быстрого, и длительного действия. Если астма спровоцирована аллергией, необходимо исключить ее триггеры, рассмотреть возможность иммунотерапии (АСИТ). В тяжелых случаях астмы рассматривается вариант применения препаратов биологической терапии.

Обычно к 5–6 годам ребенок готов к обучению в дошкольной гимназии или центре развития, который занимается подготовкой к школе.

Шестилетний ребенок уже может сосредоточиться на определенной задаче и посвятить ей от 15 минут своего внимания. Примерно к 9 годам он сможет концентрироваться на задаче в течение часа.

Дети младшего школьного возраста умеют использовать простые, но полные предложения, в среднем содержащие 5–7 слов.

Если вы замечаете, что ваш ребенок не соответствует общепринятым критериям, у него отмечается задержка речи (может быть связана с нарушением слуха или интеллекта), он необщителен или напротив агрессивен в общении со сверстниками или преподавателями, постоянно конфликтует, спорит, будто целенаправленно выводит родителей из себя, необходимо обратиться к соответствующим специалистам: педиатру, психологу, психотерапевту, логопеду, неврологу. За необычным поведением ребенка может скрываться как задержка развития или психическое расстройство, так и проблемы в учебе или трудности в коммуникации со сверстниками, которые он может стараться скрыть, боясь осуждения или насмешек. Поэтому родителям очень важно понимать, что с ним происходит; рассказывать, как справляться с неудачами и разочарованием, сохраняя высокий уровень самооценки; поощрять ребенка открыто выражать свое мнение и рассказывать о проблемах, не боясь наказания; при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Одним из самых распространенных расстройств развития у детей сегодня является СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследования показывают, что количество детей с диагностированным синдромом, проявляющимся неврологическими и поведенческими отклонениями, продолжает расти.

Например, по данным CDC, в 2011 году в США около 11 % детей в возрасте от 4 до 17 лет (6,4 млн) имели диагноз СДВГ, по сравнению с 7,8 % в 2003 году.

Растущую статистику связывают не только с увеличением распространенности СДВГ, но и с повышением осведомленности о нем общества.

Симптомы СДВГ подразделяют на три категории: невнимательность, гиперактивность-импульсивность, комбинация невнимательности и гиперактивности-импульсивности. У мальчиков СДВГ развивается чаще, чем у девочек, они же более склонны к гиперактивно-импульсивному поведению.

Для ребенка с СДВГ характерны проблемы с концентрацией и вниманием, контролем импульсивного поведения, чрезмерная активность; ребенок не слушает, когда к нему обращаются, не выполняет просьбы, испытывает трудности с организацией своих школьных и домашних дел; неохотно выполняет задачи, которые требуют длительных умственных и физических усилий, избегает их; часто теряет важные вещи (школьные принадлежности, ключи, очки, документы, телефон); часто и легко отвлекается, забывчив; импульсивен (не может спокойно усидеть на месте, ползает по классу или бегает во время урока, не может спокойно играть сам и принимать участие в коллективных играх), много и часто неуместно говорит, прерывает ответами вопросы, речь говорящих, вмешивается в разговор, ему трудно дождаться своей очереди и в разговоре, и в коллективных мероприятиях.

Шесть и более симптомов невнимательности и/или шесть и более симптомов гиперактивности-импульсивности — признаки того, что ребенку нужна помощь специалистов (педиатра, психолога или психотерапевта).

СДВГ нельзя «перерасти», без коррекции симптомы сохраняются и могут вызывать трудности не только в детском возрасте (в школе, дома, с друзьями и вообще со всеми, с кем ребенок общается), но и во взрослой жизни.

Американская академия педиатрии в качестве первой линии терапии СДВГ для детей в возрасте до 6 лет рекомендует обучение родителей управлению поведением ребенка.

Лекарства от СДВГ дошкольникам не назначают, поскольку известно, что обучение родителей в этом случае так же эффективно, как и лекарства.

Кроме того, побочные эффекты таких лекарств у маленьких детей проявляются чаще, чем у детей старше 6 лет, а долгосрочные эффекты изучены недостаточно.

Детям старше 6 лет рекомендуется поведенческая терапия (ее цель — научить правильному поведению и закрепить эти навыки, устранить нежелательное и проблемное поведение, повысить самооценку, улучшить самоконтроль) и медикаментозное лечение.

Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) для лечения СДВГ одобрены два типа лекарств — стимуляторы (содержат различные формы метилфенидата и амфетамина, повышающих уровень дофамина в мозге) и «не стимуляторы» (атомоксетин, гуанфацин, клонидин — для детей, которые плохо переносят стимуляторы).

С клиническими рекомендациями по диагностике и лечению СДВГ у детей и подростков можно ознакомиться здесь.

С 4–5 лет дети начинают активно осваивать коньки (зимние и роликовые), велосипед, скейтборд, а в начальной школе к таким занятиям присоединяется элемент соревновательности. Ожидая одобрения сверстников, ребенок может пробовать вести себя более активно, стремиться выполнять сложные трюки на велосипеде или коньках, не свойственные его возрасту, развитию и тренированности.

Родителям важно объяснить ему правила безопасности на улице (и на воде, если ребенок посещает бассейн), контролировать его на игровой площадке или на школьном дворе после уроков (по статистике, чаще всего черепно-мозговые травмы дети 5–9 лет получают именно на игровых площадках), приобрести средства защиты для занятий активным спортом (шлем, наколенники, налокотники, защиту для запястий).

О том, как защитить детей от бытового травматизма и случайных отравлений можно прочитать здесь и здесь, а также в рекомендациях CDC — здесь и здесь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *