Детская психиатрия: мифы и реальность

Сегодня психиатрия имеет очень много направлений деятельности. Отдельной специализацией стала детская психиатрия, которая занимается изучением особенностей проявления, течения, причин развития психических нарушений  в детском и подростковом возрасте, а также лечением этих расстройств.

  • Во время установления диагноза пациенту, а в данном случае речь идет о ребенке, «Библией» для психиатров является документ под названием Международная классификация болезней (МКБ).
  • Детская психиатрия: мифы и реальность
  • (Международная классификация болезней, 10-го пересмотра)

В которой называется класс болезней: в данном случае это Класс V – Психические расстройства и расстройства поведения. В каждом Классе есть блоки болезней. В Классе V содержатся такие блоки:

  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • F40-F48 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства;
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
  • F70-F79 Умственная отсталость;
  • F80-F89 Расстройства психологического развития;
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте;
  • F99 Неуточненные психические расстройства.

На данный момент нас больше всего интересует блок: F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

Здесь Вы найдете все распространённые расстройства: от расстройства под названием «Поедание несъедобного младенцами и детьми», «Заикание (запинание)», «Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой»,  «Речь взахлеб», до «Гиперкинетические расстройства» и «Нарушение активности и внимания».

Слишком активный, слишком медлительный, переживающий разлуку с близкими, боящийся чего-либо, избегающий умственной работы, перескакивающий с одного дела на другое, очень активный, быстро разговаривающий ребенок считается  в психиатрии не нормальным, не обычным, имеющий расстройство, и которого нужно лечить. Вы с этим согласны?

Детская психиатрия: мифы и реальность

А как Вам расстройство под названием «Расстройство сиблингового соперничества»? Это расстройство вызванное появлением в семье второго ребенка, что делает первого не единственным малышом в семье.

Представьте себе, что если Ваш ребенок ревнует Вас к своему младшему брату, то у него психическое расстройство и его следует лечить.

Если следовать психиатрическим описаниям расстройств, то ребенок, который заикается тоже имеет психическое расстройство, которое нужно лечить.

Ненормальным также считается гиперактивность ребенка: желание быстро говорить, двигаться, неусидчивость на одном месте. Посмотрите на улицы – Вы найдете очень мало детей, который не ведут себя так. Выспавшийся, хорошо пообедавший, счастливый ребенок не будет сидеть на месте и молчать.

Он будет Вас обгонять, рассказывать Вам обо всем на свете, интересоваться всем, чем только можно, бегать, скакать, ползать до тех пор, пока не устанет, и это часто наступает с началом ночи, когда взрослые уже сами подустали. И все эти признаки поведения не делают Вашего ребенка психически ненормальным.

У него нет расстройств, которые нужно лечить таблетками, от которых дети становятся послушными, спокойными, мало эмоциональными (не говоря уже о физических побочных эффектах этих препаратов).

Это нормально, это всегда было нормально,  и этого ждут родители. Они хотят видеть своего ребенка активным, жизнерадостным и  эмоциональным.

Пролистайте историю, Вы найдете много подтверждений тому, что активные дети (даже те, которых психиатры называют гиперактивными), дети, которых интересует все и их тяжело остановить, дети не усидчивые на месте – это гениальные люди, которые изменили нашу с Вами жизнь. Это великие полководцы, лидеры, музыканты, инженеры, архитекторы, люди, которые не сидели на месте, а у которых хватало сил и энергии каждый день без остановки находиться в движении.

Все люди, а особенно дети чего-то могут бояться, но это не повод пичкать их лекарствами, от которых у них появится другое расстройство.

Все люди, включая детей бояться расставаний, просто дети не скрывают своих эмоций. Но это не делает их больными, которых нужно лечить таблетками и уколами.

Дети – это наше будущее, это наша с Вами опора в настоящем. Не ломайте им жизни этими лекарствами и странными, непонятными диагнозами. Дети должны быть счастливы – подарите им такую возможность!

Поделиться информацией в 1 клик

Когда ребенку нужен детский психиатр? Топ-3 ошибки родителей с «трудными» детьми. Рассказывает врач

«Детский психиатр» − звучит пугающе. Многие родители боятся обращаться к специалисту: виной тому и мифы о назначении тяжелых препаратов или постановке на учет с «последствиями» для взрослой жизни, и просто непонимание особенностей работы такого врача. Кто же он такой, чем занимается и когда нужен? Рассказывает детский психиатр нашей клиники и кандидат медицинских наук Ирина Лабутьева.

Детский психиатр – кто это? Чем отличается от взрослого?

Главное и очевидное отличие – возрастной диапазон. Детский психиатр занимается диагностикой и лечением детей до 18 лет.

Хотя физиологически это уже не совсем обосновано. Согласно современным исследованиям, возрастные этапы и физиологические особенности «взросления» − например, формирование префронтальной коры головного мозга − происходят до 25 лет. Поэтому период с 18 до 25 сейчас считается «поздним подростковым».

Основные задачи детского психиатра:

Консультация. Врач изучает жалобы родителей, проводит беседу, задает вопросы.

Диагностика. По итогам консультации врач может назначить дополнительные обследования – патопсихологическое тестирование у психолога, тест Векслера на интеллект, аппаратную диагностику, консультации у смежных специалистов. По результатам ставит диагноз (или не ставит, если проблема не психиатрическая или лежит в области воспитания).

Лечение. Психиатр назначает медикаментозное и/или психотерапевтическое лечение.

Когда нужен детский психиатр?

Адаптация и поведение

Ключевой фактор состояния психики − способность адаптироваться в социуме: заводить и поддерживать знакомства, выстраивать социальные взаимодействия с окружающими, обучаться. Поэтому стоит следить за тем, как ребенок ведет себя в семье (в том числе с другими родственниками), в детсаду и школе, на прогулках со сверстниками.

  • Ключевые симптомы:
  • · Замкнутость и нелюдимость
  • · Апатичность, депрессивность
  • · Повышенная стеснительность
  • · Неконтролируемая агрессия
  • · Жестокость к другим детям и к животным
  • · Чрезмерная фиксация на своих внешних недостатках

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

Уровень тревожности

  1. Этот фактор также входит в понятие адаптации.
  2. Ключевые симптомы:
  3. Повышенная тревожность – частое видимое эмоциональное беспокойство, «накручивание» будущих проблем, приступы паники.

  4. «Постоянные» страхи и фобии – острая боязнь темноты, социальных контактов и людных мест, различных животных и насекомых, собственных фантазий.

  5. Навязчивые «ритуальные», действия и однообразные движения – частое мытье рук или другое бытовое действие, прикосновение к определенным предметам и частям тела.
  6. Аутоагрессия – щипание и царапание себя, выдергивание волос, обкусывание пальцев.

Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

Физиологические проявления

  • Расстройства психики нередко проявляются физиологическими симптомами:
  • · Бессонница или повышенная сонливость, ночные кошмары
  • · Постоянная слабость, быстрая утомляемость
  • · Сниженный или завышенный аппетит
  • · Жалобы на боли в голове, животе, сердце, которые вызываются или сопровождаются беспокойством, страхом

Как различить норму и патологию?

Разницу можно показать на живом примере.

Ребенок приходит в первый класс. Поведение разладилось – постоянно дерется, плохо учится, проявляет жестокость к младшим членам семьи или мучает домашних животных. Плохо спит и ест.

Это НЕ норма – симптомокомплекс можно рассматривать как нарушение адаптации и идти к врачу.

Ребенок поступает в первый класс. Иногда дерется с другими детьми и проявляет непослушание, но без неконтролируемого гнева или жестокости к окружающим.

Может лениться, но при этом учится неплохо, выдерживает учебную нагрузку. Иногда может грустить, но в целом жизнерадостен, хорошо кушает и спит.

Это скорее норма, характерологические особенности адаптации.

Ребенку нужна максимум легкая коррекция поведения у детского психолога.

ТОП-3 ошибки родителей в отношении детской психиатрии

1. Игнорирование проблемы и отказ от врача

Ребенок проявляет повышенную агрессивность и жестокость, эмоциональную несдержанность, плохо учится, часто дерется, плохо ест и спит. Родители списывают эти симптомы на «детский возраст» и закрывают глаза – «перерастет».

Но все эти нарушения очень хорошо корректируются при своевременном обращении к врачу. Если же «затянуть» − через 1-2 года у ребенка сформируются патологические паттерны – эмоционально-поведенческие привычки, от которых будет сложно избавиться.

Пример из практики врача:

На прием привели девушку 17 лет. 11-классница, скоро сдавать ЕГЭ. Начались приступы паники и головные боли на уроках. Быстро теряет концентрацию внимания, не справляется с учебной нагрузкой, начала отпрашиваться с занятий.Учителя и родители считают, что это – демонстративный способ привлечь внимание и снять с себя ответственность перед экзаменами.

После осмотра врач назначает патопсихологическое обследование. Диагностика выявляет стойкие нарушения мышления с соскальзыванием в латентные приступы – явный признак процессуальных заболеваний шизотипического спектра. Назначаются соответствующие препараты. В результате состояние девочки довольно быстро улучшилось – демонстративное поведение и панические атаки прошли, учеба наладилась.

Ребенок успешно сдал экзамены, поступил в ВУЗ, сейчас не испытывает проблем со здоровьем.Источник: Яндекс-картинки

Источник: Яндекс-картинки

2. Чрезмерная тревожность и гиперпротекция

При появлении малейших отклонений в поведении – например, при первом же конфликте со сверстниками в школе или проявлении непослушания – родители начинают водить ребенка по специалистам и настойчиво ищут «серьезную проблему».

Читайте также:  Диагностика во время беременности

Здесь налицо – нежелание или неумение простраивать с ребенком здоровый контакт и границы, постановку собственного авторитета. Родитель как бы пытается перенести на сторонних специалистов ответственность за воспитание.

3. Своевольное отношение к рекомендациям врачей

Родители все же привели ребенка к врачу, но отказываются ему верить и следовать рекомендациям. Не верят в постановку диагноза – «У моего ребенка есть проблемы! У моего ребенка нет проблем!». По-своему интерпретируют диагноз или ставят свой на основе прочтения статей в сети.

Отказываются давать ребенку лекарства, дают не все или не те лекарства, что прописал врач. Занимаются «народным» самолечением – наказания различного рода, изготовление и прием домашних отваров из трав. Все это подвергает опасности не только психику, но и физическое здоровье ребенка.

Если вы обнаружили у ребенка тревожные симптомы – важно проконсультироваться с врачом и выполнять его рекомендации. Некоторые проблемы кажутся незначительными (как, например, в истории с девочкой-школьницей) или пугающими (как в случае с жестокостью и драками). Но все они довольно легко корректируются – если не затягивать и вовремя обратиться к психиатру.

Другие статьи по теме:

Ошибки воспитания: запрет на эмоции, сравнение, манипуляция виной. Рассказывает психиатр

Опасности Интернета: группы смерти, растлители и вербовка. Как защитить ребенка? Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Мифы о детском психиатре

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру — дело сугубо добровольное.

Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет — и с согласия самого подростка.

Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:

  • при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;  
  • при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения — берет под наблюдение, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив; 
  • при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется в динамическую группу наблюдения, то есть нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.   

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

 

Миф 2: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются — они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребенка, следственным органам или суду по их запросу.

 

Миф 3: Если в детстве обращался к психиатру, то не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не буду годен для службы в армии

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то как правило «детские » диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в Российской Армии.

 

Когда обращаться к детскому психиатру? Что должно насторожить родителей в состоянии ребенка?

  • В раннем возрасте — общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).
  • В дошкольном и раннем школьном возрасте — гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами, навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.
  • В подростковом возрасте: нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к любящим их людям, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Чем раньше вашему ребенку будет проведена грамотная консультация, назначена комплексная помощь, тем быстрее и лучше будут результаты. Комплексная помощь включает в себя медикаментозное лечение (сейчас существует большая группа препаратов, назначаемых с раннего возраста и не имеющих выраженных побочных эффектов), занятия с психологом, дефектологом, логопедом и другими специалистами, так как на фоне медикаментозной коррекции занятия проходят гораздо эффективнее.

Для более раннего выявления психических расстройств у детей и как можно более ранней их коррекции с 2013 года детских врачей-психиатров включили в перечень специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров детей (диспансеризацию) в возрасте 1 года, 3, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет, а также при поступлении в детские сады и школы.

Каким детям рекомендована консультация у детского психиатра?

  • дети, рожденные с перинатальной патологией центральной нервной системы;
  • дети, имеющие отягощенную наследственность по психическим заболеваниям;
  • дети из неблагополучных семей, семей с непоследовательным, разнонаправленным стилем воспитания;
  • дети с длительными хроническими соматическими, неврологическими заболеваниями.

Татьяна Смурова

Источник: http://letidor.ru/article/chetyre_mifa_o_detskom_psikhia_80621/

Мифы о детском психиатре

Вопрос нарушений психики в детском и подростковом возрасте – это тема, которая всегда будет остро стоять перед врачами-психиатрами и родителями.

Именно в детском возрасте встречается большинство изменений, на которые приходится смотреть как на зачатки будущих тяжелых психических заболеваний.

Несвоевременное выявление и начало терапии психических расстройств приводит к очень быстрому нарастанию дефекта личности и усугубляет вариант течения этих заболеваний во взрослом возрасте.

Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что вас беспокоит в вашем ребенке, что вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии вашего ребенка, убеждая себя, что «это вам просто кажется».

Родителям следует знать, что чем позже ребенок попал на прием к детскому психиатру, чем позже были начаты лечение и коррекция психических нарушений у ребенка, тем менее эффективно это лечение и тем больше времени потребуется на то, чтобы скомпенсировать имеющиеся у ребенка проблемы, не допустив перехода заболевания в фазу устойчивых нарушений, зачастую уже не поддающихся медикаментозной и психологической коррекции.

Случается, что родители не считают необходимым обращаться к психиатру, если потерян контакт с ребенком, если ребенок плохо ладит с другими детьми или членами семьи, просто растет замкнутым или агрессивным. Гораздо проще списать все на некий «трудный» возраст и «тяжелый» характер ребенка. Еще чаще родителям мешают обращаться за своевременной помощью к детскому психиатру следующие мифы:

Миф 1: Если обратиться к психиатру, обязательно поставят на учет.

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру – дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет – и с согласия самого подростка.

Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение, может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра. Родителям важно знать, что без письменного согласия врач психиатр не имеет права брать ребёнка под динамическое наблюдение, да и не стоит такая задача перед специалистом.

 Основанием взятия под наблюдение является установленный диагноз тяжелого психического заболевания.

  • Сведения, которые родители предоставляют в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без согласия.
  • После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
  • при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
  • при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения – берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости;
  • если в течение года родители не обращаются, то психиатр снимает  ребенка с наблюдения, его амбулаторная карта отправляется в архив;
  • при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется в динамическую группу наблюдения, то есть нуждается в регулярных осмотрах врача и в лечении.
  • Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.
  • Миф 2: Если один раз обратиться к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.
Читайте также:  Как подготовиться к родам

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются – они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребенка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 3: Если в детстве обращались к психиатру, то не разрешат водить автомобиль, не возьмут на работу, в армию.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а затем был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он проходит комиссию для получения водительских прав, устраивается на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в рядах Российской Армии.

  1. Группы риска детей, которые обязательно должны пройти консультацию у детского психиатра:
  2. дети, рожденные с перинатальной патологией центральной нервной системы;
  3. дети, имеющие отягощенную наследственность по психическим заболеваниям;
  4. дети из неблагополучных семей, семей с непоследовательным, разнонаправленным стилем воспитания;
  5. дети с длительными хроническими соматическими, неврологическими заболеваниями.
  6. Что должно родителей насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?
  7. В раннем возрасте – раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры.

В дошкольном и раннем школьном возрасте – гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, нарушение выработки школьных навыков. Среди прочих признаков, свидетельствующих о том, что необходима помощь детского психиатра, специалисты называют повышенную тревожность и возникновение панических атак.

В подростковом возрасте: нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению; навязчивые страхи, депрессии, длительное снижение настроения или апатия, неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами, чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле); неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение, мысли или разговоры о самоубийстве; заметное изменение личности, странные или грандиозные идеи, злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Родители как можно раньше должны обращаться за психиатрической помощью. Чем раньше ребенку будет проведена грамотная консультация, назначена комплексная помощь, тем быстрее и лучше будут результаты.

Такая помощь включает в себя медикаментозное лечение (в настоящее время существует большая группа препаратов, назначаемых с раннего возраста и не имеющих выраженных побочных эффектов), занятия с психологом, дефектологом и другими специалистами.

На фоне медикаментозной коррекции занятия проходят гораздо эффективнее.

Своевременное обращение к детскому врачу-психиатру, диагностика и лечение избавят вашего ребенка от возникновения тяжелых заболеваний во взрослом возрасте.

Список используемых источников

  • Личко А.Е. – Подростковая психиатрия. М.: Когито-Центр, 2005.
  • Сухарева Г.Е. – Лекции по психиатрии детского возраста. М.:     Педагогика, 2001
  • Ушаков Г.К. – Детская психиатрия. М. Медицина, 2006.
  • Фесенко, Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. СП-б., «Питер», 2010.
  • Интернетресурс https://letidor.ru.
  • Интернетресурс https://inpromed.ru.
Ведущий специалист, психолог
отдела работы с приемными семьями
С.Н. Катичева

Мифы и реальность детской психиатрической больницы: опыт координатора Даниловцев

Волонтерская группа в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой существует 11 лет. Дважды в неделю мы навещаем детей, которые проходят там курс лечения.

Я пришла в группу полтора года назад и буквально через несколько месяцев стала ее координатором. Хотя изначально, когда приняла решение присоединиться к Даниловцам, чтобы помогать детям, не подозревала, где и как буду это делать. О больнице психиатрической даже не думала.

Но на собеседовании мне посоветовали попробовать себя именно там – в Центре им. Сухаревой. После первого же посещения я поняла, что хочу прийти еще раз. И с тех пор у меня ни разу не возникло вопросов и сомнений по поводу правильности выбора.

Как-то все совпало: мои ожидания от волонтерской деятельности, аудитория, группа волонтеров, которая хочет приходить именно в это учреждение. Пазл, видимо, сложился, и я почувствовала себя на своем месте. Как будто именно этого мне не хватало. Хотя раньше я отстранялась от этой сферы, как и большинство людей.

Наверное по причине представления о психиатрической больнице, как о чём-то страшном, подсмотренном в фильмах ужасов.

Исходя из моего опыта, я попробую разобрать распространенные мифы о детских психиатрических больницах.

Миф первый. Все пациенты ничего не осознают, их можно сравнить с «пускающими слюни зомби».

Естественно, в таких учреждениях есть люди с диагнозами, которые и на внешнем облике отражаются.

Первое посещение больницы вызвало разные эмоции, но главная из них — удивление, сразу разрушившее стереотип. Я готовилась к неприятностям, а тут: да, проблемные, да, в основном из неблагополучных семей, да, понятно, что нездоровые, но всё же — обычные дети.

Если у ребенка острое состояние, и он может представлять хоть малейшую опасность, к волонтерам его не пустят, он чаще всего находится в отдельном помещении. Остальные же вполне сохранные, они ждут нас, радуются нашему приходу и очень ответственно подходят к тому или иному мастер-классу, который мы им приготовили. Подростки, конечно, иногда игнорируют, но не все и не всегда…

Для нас дети разделены на две возрастные категории: от 7 до 12 лет и от 12 до 18. Среди младших больше детей “с диагнозами”. Они нуждаются в серьёзном лечении, их лечат, но в первую очередь они нуждаются в любви, и это видно невооружённым глазом. Главное слово в их лексиконе — мама. Они согреваются им и, когда мы приходим, делятся с нами накопленным теплом. Это очень мощное впечатление.

У старших ситуация в принципе схожая, но среди них гораздо больше уже практически здоровых детей, попавших на больничную койку, как правило, вследствие семейных передряг, проблем с папой, с мамой (в основном с мамой!) и попытавшихся привлечь к себе внимание каким-то неординарным поступком, а то и попыткой суицида.

При всём при этом многие наши подопечные — натуры одарённые, развитые, умные и творческие. Недавно восьмилетняя девочка, узнав, что среди волонтёров есть человек, знающий финский язык, вдруг, к моему изумлению, легко и непринуждённо пообщалась с ним по-фински.

Когда мы приходим, дети бегут навстречу с раскрытыми объятиями, буквально прыгают на шею, прижимаются и не хотят расставаться. Их доверие настолько переполняет мою душу, что я с радостью готова отдать и время своё, и то, чего они страждут: внимание, понимание, участие.

Иногда ничего и придумывать не надо, никаких специальных занятий, просто посидеть с ними, поговорить, расспросить, похвалить, дать им почувствовать искренний интерес к их заботам и делам.

Кстати, важный вопрос для каждого волонтера: кто от  общения получает больше — наши подопечные или мы сами? Часто при расставаниях испытываю неловкость, от того, что ничего толком не успела сделать, хотя сама себя чувствую разбогатевшей.

Миф второй. Психически больные дети с диагнозами жестоки и опасны.

С твердостью могу теперь сказать – это совершенно не так! Дружелюбие, открытость и готовность к общению – главные качества детей. Сколько теплоты, нежности, заботы они направляют на нас каждый раз, это что-то необыкновенное. Какое желание помочь, поддержать, обнять нас. Честно говоря, у меня до сих пор иногда слезы на глаза наворачиваются от некоторых эпизодов.

Вспоминается один случай. В самом начале моего волонтерства я вела мастер-класс по оригами. А так как никогда раньше ничем подобным не занималась, понятное дело, волновалась.

Так вот, одна девочка заметила, что мои руки слегка дрожат, и участливо поинтересовалась, в чем дело. На что я ей честно ответила, что переживаю за то, чтобы все получилось.

Читайте также:  Книги Елены Первушиной о беременности и родах

В следующую секунду эта кроха положила руку на мою и сказала: «Не волнуйся, у тебя все получится!» А потом свой готовый бумажный тюльпан вручила мне со словами: «Вот видишь!»

Миф третий. Все психиатрические больницы похожи на тюрьмы.

Помещения больницы (я могу говорить только о нашем Центре), конечно же, ничем не напоминают тёмные и грязноватые киношные страшилки. Напротив, здесь много света и цвета от многочисленных детских рисунков и иных рукоделий, размещённых по стенам.

Практически всегда, когда мы приходим, можно услышать чей-то смех, улыбающихся нянечек, которые обнимаются с детьми или проводят с ними разъяснительную беседу, воспитателей, которые вместе с девчонками занимаются творчеством. Понятное дело, что грусть и тоска присутствуют в этих коридорах постоянно.

Но окружающее пространство точно не давит и не создает еще более удручающую атмосферу.

Миф четвертый. Персонал — злые люди в белых халатах.

И это совершенно не так. Со многими воспитателями я познакомилась за время моего пребывания в больнице. Попадались, конечно, не очень дружелюбные. Но это один-два человека. А в основном коллектив нянечек и воспитателей  – замечательные профессионалы и добрые люди.

Их мало, а пациентов много, дел невпроворот, наверное есть нюансы, и каждого ребёнка приласкать-приголубить не всегда удаётся, но и резкого жёсткого слова я не слышала ни разу.

Терпимые, дружелюбно настроенные, понимающие специфику поведения своих воспитанников — такие вот, в основном, труженицы.

Случаются, конечно, конфликты, но не безвыходные, решаемые. Есть больничные правила, поведенческие рамки, за которые детям выходить не позволяется.

Периодически они за эти рамки выходят и не желают возвращаться, тогда, естественно, тон воспитателей несколько повышается, появляется строгость, но ни в коем случае не жестокость.

Мне кажется, что и строгость та мягче, чем, допустим, моя строгость по отношению к родному сыну в похожих житейских ситуациях.

Положительную оценку работе воспитателей выставляют сами дети, бегущие к ним за решением любого маломальского вопроса: «Маргарита Васильевна, меня Маша опять обманула», «Светлана Анатольевна, смотрите, какую я открытку сделала, это вам!».

Миф пятый. Пациентам строго запрещено контактировать с внешним миром.

Да, конечно, есть определенные ограничения. Например, двери все закрыты, и дети не могут их открыть, телефоны под запретом и на улицу не всех выпускают. Но это не значит, что у детей совсем нет контакта с внешним миром.

Приходим мы в свои дни, в другое время на базе больницы проводятся мастерские, где ребята делают очень красивые поделки, существуют театральные кружки.

Также в праздники устраиваются балы, где детям делают макияж настоящие визажисты, а сотрудницы Центра танцуют в красивых бальных платьях.

Не знаю наверняка, как было раньше, но сейчас ни о какой закрытости, ни о каком ограничении свободы, помимо непосредственно связанного с медицинским режимом, не может идти и речи. Были бы желающие пообщаться-повозиться с детьми. Волонтёрам здесь рады.

Понятно, что ни в одной больнице не может быть «ох, как хорошо!». Детям особенно. Я обозначаю те плюсы, что помогают хоть немного развеять повседневную грусть больничной жизни. Хорошо, что этих плюсов становится больше.

Происходят улучшения и в волонтёрской жизни.  В больнице есть официальный куратор нашей деятельности.

Она непосредственно на месте занимается организацией и оптимизацией того самого посетительского «конвейера».

Например, недавно объявили карантин, это, конечно, — к сожалению, но то, что я узнала об этом заранее и мы не потеряли время в бесполезной поездке, не оказались перед закрытой дверью, это очень значимо.

Немного о волонтерах

Волонтёрами становятся по разным причинам. У меня в команде есть девушка, которая имеет профессиональный интерес — она учится на психолога. Другой нашей соратнице, у которой мама заболела психически, необходимо набраться опыта по уходу и общению. Я искренне восхищаюсь двумя подружками, самоотверженными и совсем молоденькими, но их мотивацию до сих пор не могу понять.

Видимо, зов сердца, что называется. Некоторые волонтеры знают о “психиатрии” не понаслышке. Или сами прошли больничный путь, или близкие страдали. Понимая, каково это, люди просто не могут оставаться в стороне. В общем, группа наша особенная, разновозрастная, разношерстная, но очень оптимистичная. И трогательная — такую для себя я выделила главную черту.

Особенность же в том, что мы — девочки, как, впрочем, и все наши подопечные. Эта общность в какой-то мере облегчает жизнь. Наши затеи проверяются просто: а было бы нам самим интересно то-то и то-то. Вспоминается, как перед Новым Годом мы предложили всем сделать маникюр.

Салон красоты в больничной палате! Забавно, что и воспитатели неожиданно присоединились и увлеченно стали делиться идеями и опытом, а потом и заспорили о вкусах с маленькими модницами. Мы все вдруг подравнялись в статусе — девицы, красящие ногти.

Нам даже в первый раз разрешили дождаться детей с ужина, который они проглотили, показалось, не заметив, очень уж не терпелось им продолжить прекрасный сеанс. И ни за что не хотели нас отпускать. Такое не забывается. Правда, в следующий раз надо будет придумать, как нейтрализовать сногсшибательный аромат ацетона, заполнивший тогда всё отделение…

Координатор в группе

Для пользы дела очень важны доверительные отношения координатора с каждым членом маленького волонтёрского коллектива. Хорошо представляя себе настроение, возможности и желания человека в конкретный день, можно правильнее спланировать посещение.

Может быть, поставить перед коллегой какие-то новые задачи или, наоборот, упростить ему работу на этот раз. Со временем я поняла, что роль координатора проста: организуй, принеси, подай и, как в шутку говорят, выйди вон. И чем лучше я знаю, кто чем и как «дышит», тем легче мне эту роль «играть».

Чем ближе координатор к волонтерам, с которыми приходит в больницу, тем комфортнее себя все чувствуют, и дело процветает. В этом плане очень помогает неформальное общение, желательно, дружеское. Конечно, сложно выбрать время ещё и для посиделок.

У всех заботы, работы, домашние дела и прочее, почти все съезжаются издалека и затрачивают на дорогу уйму времени, но периодически нам удаётся пообщаться вне больничных стен, и это всегда здорово и продуктивно. В общем, считай, сколько раз мы после занятий вместе попили кофе, столько же родилось и классных идей.

Казалось бы, мелочь — посидели, поболтали, но именно такие мелочи делают группу. Если волонтёры сплачиваются в дружескую компанию, успех всех начинаний обеспечен. Я в этом теперь уверена.

Придумали мы, например, в посещение накануне Крещения в старшей группе погадать. Затея пришлась по душе.

Но самое главное, как же хорошо мы все в тот раз поговорили! Забыли про гадания, делились друг с другом планами, рассуждали о жизни, о работе, о мечтах, о любви, конечно.

У подопечных горели глаза, нам и самим было безумно интересно. Подобное возможно только в компании хороших и добрых знакомых. Собрать такую — может быть, главная задача координатора.

Мне в начале деятельности на этом посту, как ни странно, помог карантин, который тогда длился долго, месяца полтора-два. Группа уже существовала, но каждый был в ней сам по себе. Хорошо, что за время вынужденного «простоя» удалось несколько раз собрать всех вместе. Мы познакомились, пообщались, что-то наметили. В общем, стартанули.

Есть еще одна задача у координатора – мягко, ни в коем случае не давя, поручать те или иные обязанности волонтерам: подготовить мастер-класс, написать статью, продумать организацию прогулки. Координатору нужно заботиться не только о своей группе, но и в первую очередь о себе.

Чтобы не перегореть, сохранить ресурс, желание быть лидером группы и давать стимул волонтерам. Для этого необходимо очень четко распределять силы. Честно говоря, я это поняла, когда сама немного выдохлась… В какой-то момент просто почувствовала: «Все, не могу, не хочу».

Хорошо, что это произошло под конец сезона. И мы как-то общими усилиями дотянули. Но лучше заранее предупреждать такое состояние и не переусердствовать. Хотя у всех есть такое: «Легче самому сделать, чем кого-то просить». Нет, нет и еще раз нет! Не легче.

Усталость накроет внезапно, не успеешь подготовиться и подстраховаться.

Кадровая текучка в группе существует, это естественно. Кто-то покидает нас по разным причинам, и от усталости тоже. Что ни говори, дело сложное, затратное. К счастью, ряды волонтёров пополняются. Это очень радует, и милости просим. Дети ждут изо всех сил. Они уже приняли нас в свою жизнь.

Я вывела формулу, по моим ощущениям, верную:

Мы получаем гораздо больше, чем отдаём! Но надо это прочувствовать. Те волонтёры, которым это удаётся, остаются в группе надолго!

Александра Желтова, координатор волонтерской группы Добровольческого движения “Даниловцы” в НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *