Психологическое развитие ребенка до 1 года

Значительное отставание возраста появления определенных умений и навыков — обусловливает необходимость консультации врача.  Мюнхенская система диагностики физического и психического развития ребенка до года поможет Вам оценить по 8 критериям психомоторное развитие Вашего малыша. 

Что может беспокоить в поведении ребенка до 4 месяцев жизни ? 

  • проблемы с кормлением (не может сосать грудь, соску бутылочки);
  • малая подвижность;
  • дрожание рук, ног или подбородка;
  • постоянно держит голову на одну сторону;
  • выгибание ребенка, а также частое запрокидывание головы;
  • асимметрия в моторном развитии, например, двигает только одной ножкой или ручкой;
  • сильно стискивает ладонь в кулачок после второго месяца жизни;
  • гиперактивность и повышенная чувствительность к изменениям температуры или шума (ребенок весь напрягается).

Что может беспокоить в поведении ребенка после 4 месяцев жизни ? 

  • не выдерживает положение на животе — плачет, не в состоянии поддерживать себя на руках, испытывает трудности с поднятием головы;
  • стоит в вертикальном положении на вытянутых пальцах (как балерина), перекрещивает ноги, выпрямленные в коленях;
  • плотно сжимает ладони, прячет большой палец в кулаки;
  • когда его подтягивают за ручки, чтобы помочь сесть, голова «не успевает за телом», ребенок не удерживает голову.

Конечно, недостаточно наблюдать один из этих симптомов, чтобы определить, что ребенок болеет. Диагноз может быть поставлен только врачом.

Примитивные, базовые  неонатальные рефлексы у новорожденного

  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Таблица развития ребенка 1-го месяца жизни
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Фото детей 1-го месяца жизни 
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Видео: Первый месяц жизни: сон, уход, развитие, кормление и частота стула, купание, рефлексы, транзиторные состояния
  • Таблица развития ребенка 2-го месяца жизни
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Фото детей 2-го месяца жизни 
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Таблица развития ребенка 3-го месяца жизни
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Фото детей 3-го месяца жизни 
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Таблица развития ребенка 4-го месяца жизни
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Фото детей 4-го месяца жизни 
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Таблица развития ребенка 5-го месяца жизни
  • Психологическое развитие ребенка до 1 года
  • Фото детей 5-го месяца жизни 
  • Таблица развития ребенка 6-го месяца жизни
  • Фото детей 6-го месяца жизни 

Видео: Первый прикорм ребенка. Как вводить прикорм ? Советы, правила, сроки.

  1. Таблица развития ребенка 7-го месяца жизни
  2. Фото детей 7-го месяца жизни 
  3. Таблица развития ребенка 8-го месяца жизни
  4. Фото детей 8-го месяца жизни
  5. Таблица развития ребенка 9-го месяца жизни
  6. Фото детей 9-го месяца жизни
  7. Таблица развития ребенка 10-го месяца жизни
  8. Фото детей 10-го месяца жизни 
  9. Таблица развития ребенка 11-го месяца жизни
  10. Фото детей 11-го месяца жизни
  11. Таблица развития ребенка 12-го месяца жизни
  12. Фото детей 12-го месяца жизни 
  13. Мюнхенская система диагностики развития ребенка — 1 год жизни:
  1. Ползанье (развитие умения ползать)
  2. Умение сидеть (развитие умения сидеть)
  3. Ходьба (развитие умения стоять и ходить)
  4. Удерживание (развитие умения брать руками и мануальных функций)
  5. Восприятие (развитие чувственного восприятия и понимания навыков)
  6. Речь (развитие произнесения звуков, разговорной речи)
  7. Понимание речи (развитие понимания речи)
  8. Социальное поведение (развитие социальных, общественных контактов).

Видео: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

 

Таблица психомоторного развитие ребенка в первый год жизни

  • Оценка развития ребенка в 6 месяцев 
  • Оценка развития ребенка в 9 месяцев с неврологическими нарушением моторики
  • Профиль развития ребенка в 11 месяцев с комплексом депривации
  • Профиль развития младенца в 11 месяцев с задержкой в психичичком развитии
  • Пускай Ваши дети будут здоровы !

Психология детей до года

Человеческие детёныши от рождения самые беспомощные из всех живых существ. Дети на определённом уровне это знают и поэтому им важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком.

В этом периоде формируется базовое доверие к миру. Если я закричу, тоя знаю, что мне помогут. Если же потребности малыша не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру. Установка, что мир опасен и никто не поможет.

С этим очень страшно жить, многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Если ребёнок сомневается: доверять или не доверять миру, он будет всячески подтверждать свои установки, как вы уже поняли, наверное, крича ещё больше. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша, она пройдёт красной нитью через всю его жизнь, будет влиять на то как он будет строить свои отношения с партнёром и позже с детьми.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Привязанность – это эмоциональная связь между родителем и ребёнком. Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет.

Установки «пусть проорётся» уже уходят на нет, к счастью. Но это не значит, что надо бежать сломя голову к ребёнку, если он в кроватке во время сна, начал немного поднывать. Подождите, возможно, за пару минут он успокоиться сам.

Будьте рядом, на случай, если этого не произойдёт.

Детские игрушки до года

Что очень важно (и сложно) понять: детям не нужно много игрушек. Ну то есть это когда все полки заставлены яркими игрушками, пол усыпан и все ящики туда же. Вообще в поле зрения ребёнка не должно быть более 5 игрушек. Вряд ли у кого-то их всего 5, поэтому настоятельно рекомендую остальные убрать. Нет, не навсегда. Раз в три дня этот набор из пяти можно менять.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Почему вредно огромное количество игрушек в поле зрения? Потому что происходит рассредоточение внимания, перевозбуждение. Вредны для нормального развития малыша. Одна моя клиентка после этих рекомендаций заметила, что малыш даже стал лучше спать! Что ещё важно? Цвет и материалы.

Сейчас огромное количество ярких с кнопочками с музыкой игрушек. Дети уже от 6 месяцев очень быстро разбираются куда нажимать, чтобы была музыка. То есть от постоянного нажимания развития нет, а будет опять же перевозбуждение. Потому что очень много стимулов: и цвет, и форма, и звук ещё.

Вообще игрушек с электронными звуками неестественными рекомендую поменьше. И доставать только, когда маме надо передохнуть, выйти, просто «залипнуть» немного. Про материал: натуральные материалы преимущественно.

У меня у самой есть и пластиковые игрушки в определённом объёме, но купив деревянные, вы почувствуете разницу!

Психологическое развитие ребенка до 1 года

А теперь перейдём к списку. Небольшая возрастная условность, при разграничении игрушек для детей. Какие игрушки хороши от 6 месяцев и минимум до года и как они влияют на воспитание детей. (вообще даже до от 0 до 1 года). Советы для мамочек, которые заботятся о своих детях.

  1. Конечно, пирамидка. В идеале деревянная и некрашеная. Внимательный читатель скажет почему? Коротко как играть: сначала малыш учится скидывать колечки все разом. Потом вы показываете, как надевать. Далее ручкой ребёнка сами надеваете. Вот это и есть развивающее занятие: вы занимаетесь в зоне ближайшего развития ребёнка, это когда сам он не может, но с помощью взрослого вполне. ‍
  2. Стаканчики. Обычные пластиковые. Сначала круглые, но ближе к году уже можно купить квадратные, они сложнее. Сначала вы играете только с 2-3 штучками, сильно отличающимися по размеру, чтобы легко вставлялись.
  3. Фигурки зверей. Можно показывать разных зверей и читать по них потешки (идёт коза рогатая…). Можно называть зверей, класть перед ребёнком 2-х и просить дать. Давать сначала его рукой. Благодарить радостно.
  4. Мячики. 3-5 разных материалов и размеров. Обычный пластиковый, тканный, массажный колючий. Так малыш узнает свойства предметов, плюс тактильные ощущения развивает.
  5. Счётные палочки и высокий стакан. Вариация: трубочки из икеа и бутылка пластиковая. Надо вкладывать палочки в ёмкость. Сначала рука в руке, как и всегда. Очень хорошее упражнение для развития моторики.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Что касается таких больших и обсуждаемых вопросов как грудное вскармливание, совместный сон, ношение в слинге – я не побоюсь этого выскажусь так (как психолог, не врач): делайте так как считаете нужным и как вам комфортнее.

Очень важно помнить о себе родителям, сегодня есть одни взгляды, завтра будут другие, воспитание – слишком тонкая материя, итак окружённая огромным количеством тревог. Помните о себе, своих отношениях, своём личном пространстве.

Счастливые родители – вот главный залог счастливого детства.

Похожие посты

Оставить комментарий

Психология развития ребенка от рождения до года

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения.

Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

Читайте также:  Беременность и роды при инфекциях

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями.

Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром.

Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления».

Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками.

На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни.

Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого.

Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно.

Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание.

Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов.

Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности.

Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее.

Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие.

Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас.

Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами.

Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

Психологическое развитие ребенка до 1 года

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Психология воспитания ребенка от рождения до года – польза

Многие родители ждут с нетерпением, когда малышу исполнится годик. Это не удивительно, ведь из крошечного 3-4 килограммового младенца всего за двенадцать месяцев вырастает карапуз, уже умеющий ходить, произносить первые слоги и выражать свое мнение. Вместе с радостью от праздника большинство родителей ожидают неприятные перемены в поведении ребенка.

Некоторые родители не понимают, что происходит, ведь из покладистого малыша их сын или дочь превращаются в капризного, добивающегося всего криком и нарушающего все запреты бунтаря. Это и есть кризис одного года. Очень важно, чтобы родители понимали, что психология ребенка в 1 год обусловлена физическими изменениями в организме.

Не стоит проявлять излишнюю строгость, этот период нужно просто пережить.

Разберемся, чем же обусловлена психология ребенка в год?

Кризис может начаться чуть раньше года или в год и несколько месяцев. Он неслучайно попадает на этот период.

Что провоцирует кризис одного года?

  1. Ребенок начинает ходить. Свобода передвижений дает понять карапузу, что он уже не единое целое с мамой, а самостоятельная личность со своими желаниями. Ребенок идет куда хочет, не слышит запретов. Многие детки залезают на подоконники, выворачивают содержимое шкафов, нажимают все кнопки и крутят все ручки, находящиеся в поле зрения. Это зачастую выводит их мам из себя. Постарайтесь не злиться на кроху, это нормальная познавательная деятельность. Психология ребенка в 1 год заставляет его быть именно таким.
  2. Психическое развитие достигает более совершенного уровня. Появляются предпочтения в еде, в занятиях. Малыши, которые кушали все и радовали мам хорошей прибавкой в весе, вдруг становятся настоящими гурманами. Добиваются своего годовасики самыми разными путями – кричат, бросаются на пол, хватают и щипают обидчика.
  3. У малыша появляются страхи. Самый главный – потерять маму. Годовалые малыши иногда просто изводят своих матерей. Они преследуют их буквально везде, вплоть до душа и туалета, не дают заниматься домашними делами и устраивают настоящие истерики, когда мама уходит из дома. Психология ребенка в 1 — 2 года делает их поведение противоречивым. Они злят маму, испытывают ее терпение каждую минуту и в то же время не могут и на минуту оставить маму, чтобы она могла остыть.
Читайте также:  Если родители астматики

ЭТО ПОЛЕЗНО: Как воспитать характер ребенка

Психология воспитания ребенка до года

Первый год жизни ребенка — это тот период, который имеет самое огромное влияние на дальнейшую жизнь и психику малыша. И если он физически развивается, как говорится, не по дням, а по часам, и за этим можно как-то проследить, то психология ребенка этого возраста остается тайной.

Одним из наиболее частых вопросов родителей, является вопрос: Почему он плачет? И как на это реагировать?

Стоит ли мгновенно устранять причины плача, или дать ребенку немного поплакать? Существует несколько вариантов ответов на эти вопросы, но самое главное надо понять причину плача.

И если нет физического дискомфорта у малыша, то может просто надо взять его на руки. Но кто-то придерживается метода «поплачет и перестанет», а кто-то считает, что ребенок не должен плакать в одиночестве.

Все зависит от вашего подхода к воспитанию ребенка.

Традиционный метод воспитания предусматривает развитие в ребенке самостоятельности методом полной автономности детей от родителей. У ребенка строго должна быть своя кровать, засыпать малыш должен в одиночестве, в отпуск родители едут без детей, иначе из ребенка вырастет бесхарактерный, неспособный адаптироваться в коллективе и постоянно ждущий помощи человек.

Естественный, же метод воспитания, предусматривает, с рождения постоянное нахождение родителя рядом с ребенком.

Совместный сон, так как ребенок чувствует себя спокойней и крепче спит, кормление по просьбе малыша, не по режиму, прогулки с ребенком в слинге и лучше всего купить слинг с кольцами, т.к. малышу будет в нем удобнее.

Так как, такое воспитание, по мнению приверженцев этого метода, позволяет ребенку постоянно чувствовать себя защищенным, и поможет вырастить уверенного в себе человека.

Что делать, если ребенок не хочет выполнять просьбу родителей? Он не хочет делать то, что ему не нравится, чувствует необходимость настоять на своем.

Важно попробовать убедить его словами, действиями, а не пытаться «силой» или принуждением заставить его.

Наши принуждения и команды, понижают самооценку ребенка, и в дальнейшем, он просто не захочет отстаивать свою точку зрения, считая, что все равно будет неправ.

Ребенок до года — это маленький исследователь. И то, что он всюду лезет, все тянет в рот, говорит, что он развивается, становится смышленым. Надо помочь ему в этом, конечно оберегая от опасностей и несчастных случаев. Покажите предмет, дайте потрогать, покажите его действие, если ему интересно, значит он развивается.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках.

Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей.

Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме.

Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный».

Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции).

Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки.

К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Читайте также:  Болезни детей школьного возраста

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Возрастные кризисы: от новорожденного до подростка

Возрастной кризис – это поворотное событие, которое определяется переходом от одного жизненного этапа к следующему.

Это особое состояние, которое характеризуется изменениями психофизиологических особенностей и эмоциональной сферы человека. Это ломка, переход от привычного к новому.

В общем, возрастные кризисы сопровождают нас всю жизнь, начиная с момента рождения и, по сути, являются признаком развития и личностного роста.

Для одних кризисы проходят тяжело и болезненно, и привносят свои коррективы в мировоззрения и жизнь человека, для других – более гладко и незаметно. Однако цель возрастного кризиса в том, чтобы человек стал взрослее и мудрее, научился по-новому смотреть на самого себя, на привычные вещи и ситуации. Это своеобразный экзамен на взрослость и умение преодолевать сложности.

Основные возрастные кризисы

Теперь выделим основные периоды, которые сопровождаются возрастным кризисом:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1 года;
  • кризис 3-х лет;
  • кризис 5 лет;
  • кризис 7 лет;
  • подростковый возраст;
  • кризис 16-20 лет (юность);
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40-45 лет;
  • кризис 60-70 лет

Каждый возраст имеет свои особенности и проблемы, с которыми человек сталкивается, вследствие чего возникает кризис.

О возрастных кризисах взрослой жизни

Возрастной кризис – это важно!

В случае, если возрастной кризис не пройден и нужные новообразования психики не сформировались, человек не меняется, другими словами, не взрослеет. Его личностное развитие и рост останавливается.

Это может стать причиной непонимания и конфликтов в семье и на работе, привести к отсутствию карьерного и профессионального роста.

Именно поэтому столь значимо, чтобы возрастной кризис был продуктивным, дал возможность перейти на новый уровень развития и привнес изменения в личность человека.

Кризис новорожденного

Рождение – это, прежде всего, изменение условий жизни. Ребенок попадает из привычной среды, где он был защищен от внешних факторов, в совершенно новый мир. Естественно, такие серьезные перемены требуют адаптации, которая и происходит у новорожденного.

Следующий важный этап первого года жизни – формирование доверия или недоверия к миру.

Если отношения с близкими взрослыми (родители, бабушки, няня или опекун) дают малышу ощущение защищенности и безопасности, то на протяжении всей последующей жизни человек будет открыт для мира и познания.

Ребенок, который провел первый год рядом с заботливыми и эмоционально стабильными взрослыми, дальше станет активным исследователем с высоким познавательным интересом.

Если ребенок в первый год жизни не получил полноценного эмоционального общения, ласки, заботы и у него не сформировалось доверие к миру, дальнейшее развитие будет направлено на преодоление тревожности и восстановление чувства безопасности.

На активное исследование мира сил у такого малыша может не остаться, что в последствие отрицательно скажется на процессах мышления и интеллектуальном развитии. В случае если при этом родители обращают внимание на сложности адаптации к социуму и на сниженный познавательный интерес еще до школы, психологическая работа будет эффективной.

Кризис 1-го года

Ребенок начинает ходить и говорить, он уже не полностью зависит от взрослого, он может сам передвигаться и делать не только то, что ждут от него взрослые. У ребенка впервые появляется свобода и самостоятельность. Он хочет что-то делать сам, исследовать такой интересный для него мир, и пока еще ничего не подозревает об опасностях, с которыми может столкнуться.

Возникают первые попытки проявить свою волю, сделать что-то так, как хочется, а не так, как говорят родители. При грамотном с психологической точки зрения поведении родителей кризис преодолевается легко и быстро. Ребенок нуждается одновременно в трех вещах:

  1. в понимании, что есть кто-то «большой и взрослый», кто устанавливает правила и как бы гарантирует безопасность;
  2. в возможности исследования и познании мира.
  3. в общении с окружающими: малыш начал говорить и ему очень хочется, чтобы его желания были понятны окружающим.

Если все это есть, вы даже не заметите, как кризис будет пройден. Если нет, проблемы с поведением будут сопровождать вас до кризиса трех лет, когда все станет еще сложнее.

Кризис 3-х лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и многие действия может выполнять самостоятельно, при этом меняются отношения с взрослыми.

Ребенок стремится повторять их действия и проявляет свою волю. Ему необходимо признание и уважение.

Для 3-х летнего кризиса характерны следующие особенности: упрямство и строптивость, обесценивание и протесты, своеволие и деспотизм.

При благоприятном прохождении кризиса ребенок четко усваивает запреты взрослых и научается действовать по правилам. Кроме того, он приобретает способность вставать на точку зрения другого и принимать, что желания других могут не совпадать с его собственными. Все это дает мощный толчок для развития навыков коммуникации и социализации.

Если этого не происходит, ребенку очень сложно будет и строить отношения с другими людьми, и встраиваться в ситуации, где требуется умение контролировать свое поведение и подчиняться правилам (детский сад, общественные места и т.д.). Кроме того, не прекращаются конфликты дома, с родителями, любое правило, которое хотят ввести взрослые, будет пробоваться «на зуб» до бесконечности.

Кризис 5-ти лет

На этой стадии развития ребенку хочется еще большей самостоятельности и независимости. Однако он еще не умеет рассчитывать свои силы и не всегда предвидит последствия своих действий. Кризис проявляется в непослушании и стремлении получить больше свободы, возможны истерики, кривляния, конфликты с окружающими.

В этот период ребенок должен научиться конструктивному общению и в меру проявлять инициативу. Это будет означать, что кризис пройден. В противном случае развитие у ребенка затормаживается, и формируется чувство вины, с которым придется бороться или жить, возможно, всю жизнь.

Кризис 7-ми лет

Этот возрастной кризис – результат личностного развития и проявления самосознания. Здесь можно выделить 3 признака:

  • манерничанье, т.е. у ребенка появляются собственные секреты, которые скрывает от взрослых, показывает себя серьезным, строгим и т.д.
  • потеря непосредственности, т.е. ребенок начинает понимать смысл своих действий и думать о значении того или иного поступка.
  • так называемый, симптом горькой конфеты, это означает, что ребенок не показывает своих эмоций, если ему плохо.

Все это говорит о становлении ребенка, переходе на новый уровень понимания и эмоций, формировании переживаний. Теперь восприятие происходящего преломляется через внутренние переживания.

К тому же в этом возрасте ребенка уже отдают в школу, но он не всегда готов к столь глобальным переменам даже, несмотря на специальные занятия и дошкольное обучение.

Поэтому ему требуется понимание и внимание родителей, а иногда и помощь детского психолога.

Подростковый период

Это самый острый и длительный кризис, он связан с серьезными физиологическими изменениями, быстрым умственным развитием и общим формированием личности. В подростковом периоде ребенок уже чувствует себя взрослым, хочет всем показать и доказать свою самостоятельность, однако у него нет инструментов, которые позволили бы ему это сделать.

С одной стороны материальная зависимость от родителей, с другой – собственные потребности и стремление быть свободной личностью. Такие противоречащие обстоятельства часто приводят к возникновению конфликтов.

Если близкие взрослые проявят терпение, будут относиться уважительно к желаниям ребенка, дадут возможность показать, что он стал самостоятельным, это ему поможет пережить кризис максимально легко. Например, родители могут разрешить устроиться на подработку на летние каникулы, чтобы заработать собственные деньги или поручить выполнять какие-то «серьезные» дела, которые раньше не доверяли.

В случае если родители не поддержат ребенка, это приведет к задержке личностного развития, что, скорее всего, скажется на его дальнейшей жизни. Он замкнется, станет неуверенным, апатичным, депрессивным.

Положительным итогом подросткового кризиса должно стать формирование жизненных ориентиров, духовных ценностей, доверие и уважение к окружающим, уверенность в себе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *